Десять стихотворений месяца. Ноябрь 2024 г.
Все новости
ХРОНОМЕТР
20 Января 2021, 17:07

Утраченные надежды. Часть десятая

(Хроники предпринимателя) 1991 Жизнь повседневная: сложно описывать нашу тогдашнюю обычную жизнь – в памяти остались только яркие события, а их в году было выше крыши. Ну что? С продуктами и товарами стало совсем фигово. Карточки уже не всегда и отоваривали.

А тут еще Павлов с «реформами». «Ненавидели Павлова буквально все. Бедные слои населения пребывали в бешенстве из-за повышения цен, существенным образом бившего по их карману. Сравнительно богатые люди бесились из-за авантюры с купюрами. Чтобы не потерять деньги, приходилось срочно покупать дорогие и не вполне нужные вещи, нанимать подставных лиц для обмена или даже прибегать к совершенно идиотскому способу – посылать почтовые переводы самому себе, внося в кассу именно 50- и 100-рублевки. Бланки для оформления переводов заканчивались быстрее, чем рассасывался поток людей, желающих спасти свои сбережения» (Д. Травин).
«Торговля давно уже ничем не торгует – все распределяется по талонам, купонам, визитным карточкам». («Известия», № 20, 23 января 1991 г.)
«Украина шлет в Россию колбасу и сахар. Столичное правительство начинает приватизировать магазины. Голода не будет – картофеля и муки хватит на всю зиму» («Независимая газета», № 161, 14 декабря 1991 г.).
«В магазинах прекращена продажа обуви, ее распределяют по предприятиям и организациям из расчета 30 пар на 100 человек. Объявлено о продаже детской одежды и обуви по талонам. Очередное повышение государственных розничных цен на товары и услуги. В ходу три вида цен: регулируемые, фиксированные и свободные. Дикие очереди за водкой» (К.М. Афанасьев, Калуга).
В начале года нас оглушили сводками из Прибалтики, потом – «ежик» устроил веселую жизнь с товарами и продуктами, потом – мы выбирали всем народом Ельцина, потом – пришли страшные вести из Молдавии и Чечни, потом – бастовали шахтеры, потом – нас пуганули ГКЧП, и под завязку развалился наш «Союз нерушимый», а на местах все стали суверенными, без штанов, хлеба и продуктов – не многовато ли будет? Для одного года.
«А самое главное – все, с таким трудом и позором, внедренные стабилизационные мероприятия, уже к лету оказались полностью сведены на нет, вынуждавшим государство снова и снова "печатать" деньги. Власть виделась народу смешной и неэффективной, а ее ведущие представители – бездарными и корыстными» (Д. Травин).
«Долой всех!» – звучало все громче и громче.
Народ вышел торговать на улицу. В провинции еще робко и несмело, а вот в Москве выстроились уже бесконечные лотки и коробочки с бабушками, да, и с молодыми – вдоль подходов к метро и на остановках транспорта.
а мои «орлы» подготовили, как раз к этому году, пакет документов для Англии. И весной, в апреле мы туда съездили. Съездили весьма успешно – заключили контракт с английской фирмой «Gallery 202» на поставку живописи.
Первый раз побывал в стране «проклятого империализма» – воочию убедился, что жить можно прекрасно и спокойно. Что вежливость и нормальные отношения – неотъемлемая черта нормального бизнеса, что обслуживание и прекрасный сервис – необходимые элементы в обществе, и что – нам далеко пока до всего этого. Но надо стараться.
По ходу «работы» посмотрели Лондон – буквально исходили его центр ножками. На знаменитой Baker Street купил себе роскошную курительную трубку, до сих пор пользуюсь. В Национальной галерее посмотрел великого Леонардо – огромный его рисунок «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», незабываемо. …
А Москва встретила нас грязью, кучами мусора, митингами и очередями в магазинах. Контраст был поразительный.
Что особо запомнилось:
многое – трагические события в Прибалтике, предупреждение о готовящемся путче Яковлева. Свободные и действительно настоящие выборы первого нашего президента – Ельцина. Помню, мы как раз на теплоходе по Павловскому водохранилищу шли, искали место для будущей базы отдыха. Капитан врубил на полную катушку радио, и неслось во всю мощь над гладью красавицы Павловки: «Ельцин… Ельцин!.. Ельцин!..». Любил его народ, неподдельно любил.
Поездка в Англию.
Ажиотаж с обменом денег, беспомощность и бестолковость правительства.
ГКЧП – самое сильное впечатление года, и далеко не самое приятное. На всю оставшуюся жизнь осталась память о самоотверженности и солидарности народной в трудные минуты нашей истории, и о жертвах идиотского путча – трех простых ребятах.
Ликвидация и запрет КПСС, снос памятника Дзержинскому.
Некрасивое, не по-мужски, поведение Ельцина, напрасно уже унижавшего на съезде Горбачева.
Пакет экономических указов, особенно фактический возврат в нашу жизнь института частной собственности – главного элемента существования нормального социума.
А вот Беловежское соглашение – как-то мимо проехало, ничего в деталях не помню. Конец совка лично я встретил, как рядовое явление.
это был год перелома. От отчаяния и реальной катастрофы всех наших надежд – до безграничной веры в грядущие изменения к лучшему. Трудно описать, но главное (особенно после победы над ГКЧП и выходом Ельцинских указов) – появилась твердая уверенность в том, что все у нас получится. Трудно, тяжело, но выстояли, и теперь остается только работать и строить наше общее будущее (не получается точнее выразить – маловато талантов).
Взгляд из сегодня:
я уже написал о происходившем в своем «взгляде из сегодня» о 80-х. Добавлю только то, что Горбачев «пытаясь убить тоталитаризм, убил коммунизм. Пытаясь государственно ввести свободу, он убил государство. Пытаясь привить обществу демократию, он разрушил это общество, ибо оно было создано по стандартам авторитаризма... Шаг истории тяжел», и верен. Но инерция запущенных им процессов в этом году была исчерпана, и начался неизбежный откат в прошлое.
И тут случилось почти невероятное: мы и наша страна проскочили точку перелома – точку отката системы назад в прошлое. И безмерно велика в этом заслуга Ельцина, личности которого воздадут еще справедливое уважение наши внуки и правнуки. Много сейчас умников, которые так и этак рассуждают о возможных путях развития событий, но историю назад не вернешь. Что-то не помню я этих «всевидящих» на баррикадах Белого дома и в делах реальных. Нашелся один человек, не испугавшийся тяжелой ноши истории, взявший на себя всю ответственность – Ельцин, других не видел.
А всеобщие стенания по поводу развала Совка – так, чего ж не защищали, друзья, если он так был Вам дорог? Почему все эти коммуняки, вояки и власть придержавшие сплошь и рядом нарушили свои клятвы верности, присягу воинскую и устав своей долбанной партии? Нечего там защищать было. А народу Совок был не нужен – в начале войны он это ясно показал. Система, противоречащая всем законам природным и человеческим, должна была рано или поздно накрыться – невозможно долгое существование систем, построенных на принуждении, лжи и насилии. Да и время империй ушло, все они неизбежно разваливались.
Ошибки года:
(пора заводить и такую главу в записях) в горбачевском времени не писал об ошибках – трудно о них писать, если все его время было сплошной «ошибкой» по действиям: систему-то он не собирался ликвидировать. А то, что все его действия вели к ее развалу, так – это с какой стороны посмотреть. Если развал совка – «ошибка», то Горбачева надо ругать – пусть «патриоты» этим и занимаются.
По мне, его «ошибки» привели к верным и необходимым результатам – так что не было там ошибок. Единственно – медленно все происходило, но, может быть, это нас от большой крови и спасло. Историки выяснят.
А вот ельцинское время анализировать и ругать есть за что. Шанс и надежды наши на жизнь нормальную как раз здесь и были потеряны.
1.Конечно, сейчас все задним умом сильны, и я в том числе. Так что буду писать только то, что тогда почувствовал, и постараюсь поменьше вводить «взгляд из сегодня», а то много напишется.Сохранили указом о создании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР аппарат КГБ СССР – эту самую страшную мину под будущее.

2.Не допущен, стараниями Яковлева, разгром Лубянки во время сноса памятника Дзержинскому.

3.Не пошли на переговоры с Дудаевым после того, как он разогнал Верховный совет Чечено-Ингушетии.

4.Не была введена немедленная люстрация в отношении номенклатуры, партийной верхушки и КГБ СССР.
Александр КЛЕМЕНТ
Продолжение следует…

Читайте нас: