Там, где писатели не ограничивали себя постулатами этого метода, одержаны были творческие победы, а там, где ограничивали себя трафаретами его канонов, руководствовались заданными идеями, – налицо неудачи. Беда не в бытовании термина «соцреализм», а в бытовании самого явления.
История башкирской художественной литературы за советский период, к счастью, изведала не только соцреализм. В своей ранней стадии проявили себя критический реализм, просветительский реализм. При этом критический реализм в творчестве дореволюционных башкирских писателей продемонстрировал свои громадные возможности правдивого изображения действительности, исчерпывающе реализовал свою аналитическую функцию.
Башкирская критическая мысль, следуя общепринятой схеме, подходила к оценке литературной жизни советского периода с точки зрения теории соцреализма. Эта инерция сохраняется. Потому допускались «подтягивания» произведений классиков (Мажита Гафури, Рашита Нигмати) и отдельных ранних произведений других авторов к зарождающемуся соцреализму.
Наряду с этим отвергалось наличие других методов, направлений в творчестве башкирских писателей послеоктябрьского (в особенности начиная с 30-х годов) периода.
Между тем, в творчестве многих поэтов имелось романтическое направление. К тому же, отмечается соединение реалистических и романтических начал в творчестве одного и того же писателя, даже встречаются случаи, когда они сплавлены воедино в одном и том же произведении.
К сожалению, многонациональная башкирская литература мало, недостаточно изучена с этой стороны, хотя по проблемам соцреализма в башкирской литературе имеется немало работ, в том числе и у ведущих писателей нашей республики. Очень слабо исследовано творчество русских писателей Башкортостана.
ПУТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Социально-культурная проблематика – ядро всей системы мер по возрождению Башкортостана. Первоначальный шаг на этом пути – определение отношения к культурному наследию.
Литература сыграла громадную роль в духовном развитии народов РБ на всем протяжении XX века. Она получила ускоренное развитие и достигла впечатляющих успехов. Башкирская литература взрастила выдающихся поэтов, прозаиков, драматургов.
Литература Башкортостана обладает неисчерпаемыми возможностями в деле возрождения общей духовной культуры многонациональной РБ. Она вобрала в себя все культурные ценности разных народов РБ, накопленные за многовековую их историю.
Провозглашенная руководством РБ политика возрождения вызвала новый интерес к истории литературы, перспективам ее развития.
Литература Башкортостана вступила в новый этап развития. Выросло новое поколение писателей. Обогатились виды и жанры, глубоко и правдиво отражаются в творчестве литераторов прошлое и настоящее народов.
Перед нами стоит новая задача: исследование исторического пути становления и развития литературы Башкортостана в соответствии с новым уровнем развития общества и науки, осознание важности сохранения культурных ценностей народов республики, защита самобытной литературы от попыток ее недооценки.
Проблемы современной литературы нашей республики, сочетающей в себе достижения как прошлого, так и настоящего, тесно увязаны с предстоящим решением задач, поставленных Президентом РБ М. Рахимовым по изданию собраний сочинений классиков башкирской литературы, теоретическому осмыслению их сочинений.
Настала пора более серьезного и углубленного научного изучения творчества репрессированных писателей. Пионером в этой области явился народный поэт Башкортостана Р. Бикбаев, который всесторонне исследовал творчество великого башкирского поэта Ш. Бабича. Свою работу, рискуя карьерой и будущим, Р. Бикбаев начал еще в 60-е годы ХХ века, что показывает силу и независимость его личности.
Как и во всех литературах народов бывшего СССР, история литературы Башкортостана освещается не в полном объеме. Из нее выключены имена и произведения ряда писателей и авторов, репрессированных в годы культа личности (20-30-е годы). К ним прибавляются отдельные произведения писателей, которые признаны «несоветскими» и «не отвечающими требованиям». Их имена и творчество составляют до сих пор, через 15 лет после августовского путча, так называемые «белые пятна» в истории башкирской литературы.
На сегодня созданы все предпосылки для объективного, непредвзятого исследования их творчества с целью включения их имен в дальнейшем в историю башкирской литературы. В таком случае создается основа для полноценного, объективного научного исследования всего процесса становления и развития литературы Башкортостана.
Творчество писателей, погибших в годы революций и войн, широко исследуется многими литературоведами, и кропотливая работа продолжается. Произведения ряда репрессированных, но продолживших в дальнейшем творческую деятельность писателей также получают широкое освещение в критической литературе. Однако остаются несколько авторов, создавших в свое время ряд отдельных произведений, которые еще не отражены в истории литературы.
Для возрождения духовной культуры народов РБ предстоит объемная работа по углублению, совершенствованию истории литературы Башкортостана. Здесь следует отметить великий труд М. Рахимкулова и посетовать, что пока мало наблюдается молодых продолжателей его дела. Время от времени пишет о местных авторах Э. Байков, эпизодически – А. Леонидов и другие молодые писатели. Этого явно недостаточно.
Эта работа должна вестись по двум направлениям. Во-первых, должна быть создана хорошая предпосылка для подготовки истории литературы в полном объеме, без «белых пятен». В качестве первоначального этапа необходимо научно исследовать творчество малоизученных писателей. Во-вторых, для всех народов бывшего СССР стала актуальной проблема исследования творческих направлений и истории их литератур. Пересматриваются оценки творчества писателей, а также главные направления развития литератур. Продолжается пересмотр теоретических положений метода соцреализма, считавшегося основным направлением развития литератур народов бывшего СССР и «стран социалистического лагеря».
Беда не в бытовании термина «соцреализм», а в приоритетности в оценке литературных произведений заданных идей, догматов, ложной иерархии ценностей.
К этому следует добавить, что в изучении истории башкирской литературы на всех языках (башкирском, русском, татарском, чувашском) остались «задвинутыми» другие творческие направления – такие, как, например, романтизм, просветительский реализм. К сожалению, башкирская литература не изучена специально с этих позиций, хотя по проблемам соцреализма написано немало работ. Писались они при старой власти. При новых реформах писать уже никому не хотелось, и исследования стали формальными, только для получения научной степени. Защиты кандидатских проходят вяло и блекло, тома исписанной бумаги не вызывают интереса ни у кого, кроме диссертанта и его комиссии… А ведь когда-то на защиту известных филологов стекался весь цвет интеллигенции республики!
ТВОРЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ МНОГОЯЗЫЧНОЙ БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В атмосфере тотальной критики прошлой истории с ее культурой сегодня стала актуальной проблема изучения творческих направлений художественной литературы. Подвергаются критике не только творчество тех или иных писателей, но и главные направления развития литературы.
В самом разгаре – теоретический штурм твердынь метода соцреализма.
Соцреализм был подготовлен эстетическими суждениями основоположников марксизма-ленинизма. Таково общепринятое в нашем литературоведении представление. Сегодня эта классическая концепция не только поставлена под сомнение, а начисто отвергается.
Известно, что критика в 20-30 гг. настойчиво искала новые эпитеты к слову «реализм». Были предложены понятия: «монументальный реализм», «романтический реализм», «динамический реализм», «пролетарский реализм». Окончательно остановились на «социалистическом реализме».
Что же хотели закрепить в этом определении критики тех лет? То качество литературы, которое было бы адекватно революционной эпохе. Таким образом, этот термин отражал реальную сращенность литературы с политикой.
Попытки применить марксистскую философию к практике литературного творчества не удались именно потому, что литература рассматривалась как побочная функция материалистического метода, как продукт политики – в обход ее специфики. Здесь главенствует стремление четко определить желательный для писателя угол обзора – от «должного». Так закладывались основы нормативной теории литературы. У нее была своя логика, она всегда чувствовала свою социальную защищенность и потому была чрезвычайно агрессивна. У теоретиков нормативности было деформировано само представление о художественном творчестве.
Внутренний мир художника был сведен к нулю. В самой природе нового типа государства был заложен потенциал развития именно такого, играющего подчиненную, зависимую роль, искусства. Проявилось стремление активизировать искусство за счет грубой тенденции. Злободневность темы, календарная современность были возведены в ранг не только политической, но и эстетической добродетели.
Литература схемы, литература тезиса, как правило, обслуживала заданную идею, не всегда ложную, но – заданную идею. Правда жизни при таком методе извлечения оказывалась суше и беднее. Когда писатели шли от тезиса, это приводило к творческим поражениям.
А она могла быть и стала в определенных случаях богаче, вернее, художественнее при более органичном методе.
В органическом искусстве главенствует внутреннее убедительное слово. Именно так были созданы лучшие произведения Равиля Бикбаева, Нугумана Мусина, Александра Филиппова, Станислава Шалухина, Марата Каримова, Рашита Низамова, Тансулпан Гариповой, Катибы и Ирека Киньябулатовых и других замечательных творцов слова.
Необходимо рассмотреть эти две линии развития башкирской художественной литературы. Различие между ними – не стилистического толка. Это есть две модели творчества, два метода извлечения правды. Нормативный метод всегда стремился занять господствующее положение в искусстве. Истинное искусство, в свою очередь, всегда противостояло схеме и нормативности.
Не всегда совпадает идея «социального заказа» с внутренней настроенностью писателя. Результат – появление холодных, умозрительных произведений, которые были и есть произведения социалистического реализма. Концепция соцреализма как «высшей ступени» в развитии мировой литературы неизбежно приводила к ложной иерархии ценностей.
Выделяя методологическую основу роли литературы в духовном возрождении народов Башкортостана, хочу отметить, что, во-первых, республиканское духовное возрождение есть форма изменения главных параметров социального бытия этноса. Программа возрождения должна быть разной у народов. Для одних – проблема выживания, для других – республиканское духовное самоуправление. Во-вторых, республиканское духовное возрождение – неотъемлемая составная часть общего процесса формирования гражданского общества. В-третьих, республиканская консолидация – главное в республиканском возрождении. Она проявляется во внутреннем сплочении этноса на основе общности интересов, ценностей, исторического прошлого. Процесс республиканской консолидации находит свое выражение в республиканском самосознании. Оно не чуждо общечеловеческим ценностям. Наконец, последнее: главный принцип республиканского возрождения – принцип единства традиций и прогресса. Именно единство, а не противопоставление.
Возрождение напрямую касается исторической судьбы Башкортостана. Призыв вернуться к «забытой цивилизации» способен дезориентировать людей, но, тем не менее, должна быть восстановлена в полном объеме самобытность культуры народов РБ.
Башкортостан исторически связан и с западной, и с восточной культурами, представляя своеобразный синтез той и другой. Попытки же механического приобщения к чужой культуре способны привести к негативным результатам. И вот на этом пути верное понимание суверенизации может стать основой республиканского духовного и литературного – как части духовного – возрождения. А неверное толкование может привести к разрушению сложившихся экономических, социальных и культурных связей, к центробежной тенденции.
Есть и опасность на пути республиканского духовного возрождения народов: ее представляют сепаратизм и национализм. Поэтому важной чертой деятельности литераторов всех национальностей РБ является недопущение дискриминации республиканских меньшинств и реализации экстремистских призывов.
На пути республиканского возрождения наряду с догматическим пониманием интернационализма, игнорирующего республиканскую самобытность, угрозу представляет «вестернизация» культуры и образа жизни, особенно городского населения.