Однако, несмотря на коллективное «шертование», в Башкирии не наблюдалось полного «послушания». Н.А. Кудрявцев жаловался царю, что башкиры отказываются предоставлять подводы для казенных нужд, а на требование отправить 1 000 человек на службу в Санкт-Петербург «толко воровством своим ругают и сказали: как-де на реках лед будет, в то де время пойдем на службу» [Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 7. Вып. 2. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1946. С. 889.]. Казанский комендант несколько сгущал краски, поскольку в следующем 1709 г. тысячный отряд башкирских тарханов все же участвовал в «Рижском походе» [В документах, касающихся башкирских тарханов, затем отмечалось, что они были «в Свеском походе».], во время которого осаждал шведский гарнизон Риги [Рахимов Р.Н. Указ. соч. С. 130.]. Большая часть башкир, хотя и отказывалась платить какие-либо подати в казну, в то же время не вела враждебных действий против правительства, не нападала на русские войска, селения и крепости. В Башкирии установилась редкая ситуация, которую можно назвать «ни миром, ни войной». Население пользовалось внезапно свалившейся на них свободой, игнорируя призывы губернатора привозить ясак, а власти были вынуждены мириться с полной утратой контроля над краем.
Однако в некоторых уголках Башкирии по-прежнему сохранялись локальные очаги вооруженного сопротивления. На Сибирской дороге таковыми были Айлинская и Кара-Табынская волости, где Уракай «с товарыщи (…) в тамошних местах чинят воровство» [МИБ. Ч. 1. С. 249.]. На Ногайской дороге центром притяжения антиправительственных сил была Бурзянская волость – вотчина Алдар-батыра. Казанский губернатор П.М. Апраксин, прекрасно понимая, что только личная присяга последнего на верность царю может привести к окончательному умиротворению Башкирии, призвал знаменитого батыра лично приехать к нему в Казань. Однако Алдар-батыр, зная сколь могущественна и коварна «казанская партия», отверг приглашение, сказав, что «ныне ему Алдару в Казань приехать невозможно от злых воров от Микиты, от Сидора, ото Льва» [Имеются в виду Никита Кудрявцев, Сидор и Лев Аристовы.]. Далее Алдар припомнил, что он по соглашению с Хованским отдал последнему русских пленников, а боярин «в тех словах не устоял, их полоняников не отдал», в том числе брата Алдара, который был взят в аманаты. Мало того, «господин Хованский прислал Ивана Бахметева для разорения». Таким образом, он ставил в вину П.И. Хованскому вероломный набег отряда И. Бахметева и калмыков Чакдорчжаба летом 1708 г., а к П.М. Апраксину отказывался ехать потому, что в Казани находятся «злые воры» Н.А. Кудрявцев и братья Аристовы. Алдар завершал свое письмо словами, что пока последние не понесут наказания, «и он государю не слуга» [МИБ. Ч. 1. С. 264-–265.].
Начался период вынужденного бездействия Алдара по причине резкого сужения социальной базы восстания. Башкирские общинники, как и большинство обычных обывателей, привыкло руководствоваться ближними целями. Результаты их борьбы в течение 1704–1708 гг. были налицо, поэтому, устав от войны, они предпочли пользоваться плодами своих побед и более не ввязываться в авантюрные предприятия Алдар-батыра. Некоторые из башкир даже были не прочь откликнуться на призыв властей схватить мятежного батыра и говорили П.М. Апраксину, что «на вора Алдарка собрався ехать готовы» [Там же. С. 266.]. Было ясно, что в Приуралье восстание поднять не удастся. Совсем иная ситуация сложилась в Зауралье, где градус недовольства башкир поддерживался негативными для них последствиями русской колонизации, усилившейся в конце XVII – начале XVIII в.
Земельный конфликт в Зауралье имел давние корни. Как утверждали русские старожилы, «после царя Кучюма и взятья Сибири, исстари теми землями владели тобольские и тюменские служилые и ясачные татара для промыслов; а башкирцы жили изстари за горами в Уфинском уезде…» [Памятники Сибирской истории XVIII в. Кн. 1. 1700–1713. Петербург: Тип. министерства внутренних дел, 1882. С. 80.]. И лишь во время башкирского восстания 1662–1664 гг., когда «оне башкирцы великим государем изменили, не хотя ясаку платить на Уфе», они якобы «от того воровства бежали с уфинской стороны Каменю на сибирскую сторону (…), и, живучи на тех землях их башкирцов умножилось» [МИБ. Ч. 1. С. 88.]. Однако рассказанная история была далека от истины. Дело в том, что во время завоевания Сибири башкиры кланов Табын, Сынрян, Бикатин (Мекетин), частично Айле были в числе наиболее преданных приверженцев сибирского хана Кучума, сына Муртазы. Башкирские кланы Катай, Салъют (Салжиут), Терсяк, Шуран и другие, напротив, были противниками «царя Кучюма». Однако ни первые, ни вторые в силу административно-политической неразберихи, царившей в Зауралье в первой половине XVII в., не получили грамот, подтверждающих их вотчинные права на земли. Ситуация осложнялась также тем, что в 1635 г. по указу царя Михаила Федоровича башкиры Бала-Катайской, Салжиутской, Кара-Табынской, Кушчинской и Айлинской волостей ввиду нашествия калмыков (ойратов) были временно переселены «по сю сторону Урала» [Новиков В.А. Сборник материалов для истории уфимского дворянства. Уфа, 1879. С. 214.]. Значительная часть членов этих кланов затем вернулась обратно в Зауралье, поэтому у русских старожилов, обосновавшихся в Сибири не ранее начала XVII в., возникло ошибочное мнение относительно времени поселения там башкир.
Претензии башкир Зауралья затем были признаны законными, и в течение XVIII в. их вотчинные права были подтверждены правительством. Однако за прошедшие десятилетия тяжб и споров в Сибири и Зауралье на якобы «порозжей земле» были построены десятки острогов, крепостей, сел, слобод и заводов – Долматов монастырь (1644 г.) [Ныне г. Долматово Курганской области.], Катайский (1659 г.) и Колчеданский (1673 г.) остроги [Ныне г. Катайск и с. Колчедан Свердловской области.], Арамильская (1675 г.) [Ныне г. Арамиль Свердловской области.], Окуневская (1676 г.) [Ныне с. Окуневское Курганской области.], Белоярская (1682 г.) [Ныне поселок городского типа Белоярский в 45 км от Екатеринбурга.], Верхняя Миасская (1685 г.), Багарякская (1688 г.) [Ныне с. Багаряк Челябинской области.], Пещанская (1688 г.), Уктусский завод (1702 г.) [Ныне г. Екатеринбург. ] и множество других населенных пунктов.
Башкиры зауральских волостей Сибирской дороги неоднократно обращались к верховной власти. Однако она, официально запрещая захватывать башкирские вотчины, в реальности ничего не могла поделать со стихийным процессом колонизации Восточной Башкирии. Русский историк А. Дмитриев писал: «…русские люди силою сгоняли башкир с их старинных вотчин, чем, конечно, сильно восстановляли их против русской власти. Отсюда происходили нескончаемые поземельные споры, доходившие до поголовных бунтов башкир против русских людей. В действительности башкиры были стародавними насельниками Исетского края и прилегающего к нему с юго-запада озерного бассейна в южной части нынешнего Екатеринбургского уезда» [Дмитриев А.А. Пермская старина. Вып. VIII. К истории зауральской торговли. Башкирия при начале русской колонизации. Пермь, 1900. С. 38.].
Слова Юмагужи Ишкарина не были пустыми угрозами. На протяжении нескольких последних лет Тобольский уезд подвергался опустошительным набегам «воинских людей Казачьей Орды» и каракалпаков, о чем подробно сообщается в Сибирском летописном своде. В 198-м (1690) г. они напали на Тарханский острог, захватили в плен более 30 чел., «да тарханских татар побили человек з дватцать». Из Тюмени и Тобольска за ними выступили более 700 казаков и татар, но настичь «воровских людей» не смогли. В 199-м (1691) г. «пришед безвестно, воинские люди Казачьей орды, бесермены, Тобольского розряду развоевали вверх Тобола реки две слободы, Утятцкую да Камышевскую (…), многих беломестных казаков и крестьян» убили и около 200 чел. взяли в полон. В 7200 (1692) г. «пришед безвестно воинские люди Казачьей орды, татара (т. е. башкиры. – авт.) и каракалпаки, вверх Тобола реки на деревни, слободы Царева городища и развоевали Утятцкую слободу…». Захватив ясырь, они отошли в степь. Посланная за ними сотня беломестных казаков была разбита – погиб сотник и 45 чел. Наконец, самый большой урон тобольцам был нанесен в 7201 (1693) г., когда «воровские Казачьи орды и каракалпаки, татара (т. е. башкиры. – авт.) напали на Ялуторовскую слободу», убили «на лугах» 42 беломестных казаков и крестьян, взяли в плен 69 чел. обоего пола. За ними в погоню пошел дворянин Василий Шульгин с отрядом тобольских детей боярских, казаками, служилыми татарами и крестьянской «вольницей», всего – несколько сот человек. Однако отряд Шульгина был разгромлен у оз. Семискуль, причем в бою погибло 357 чел. На следующий 202-й (1694) г. «воинские иноземцы Казачьи орды и с каракалпаки» разорили Чумляцкую слободу, «крестьян и беломестных казаков, и их жен, и детей, и братей побили», захватили в плен 33 чел. [Полное собрание русских летописей. Т. 36. Сибирские летописи. Ч. 1. Группа Есиповской летописи. М.: Наука, 1987. С. 284–288.]
__________________________
История башкирских родов. Бурзян. Том 31. Ч.I. / С. И. Хамидуллин, Б. А. Азнабаев, И. Р. Саитбатталов, И. З. Султанмуратов, Р. Р. Шайхеев, Р. Р. Асылгужин, С. У. Таймасов, В. Г. Волков, А. А. Каримов, А. М. Зайнуллин – Уфа: НОЦ «История башкирского народа» ИИГУ БашГУ, 2018. С.127-209.