От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть первая
Все новости
ХРОНОМЕТР
2 Октября 2020, 17:17

Крах банковской системы Республики Башкортостан. Часть первая

Самое смутное время в стране – начало 90-х годов. Нет ясности ни в политике, ни в экономике. Неизвестно, по каким законам и правилам «барахтается» экономическая жизнь. Верховный Совет РСФСР 13 июля 1990 года принимает постановление о создании в стране двухуровневой банковской системы: 1-й уровень – Госбанк РСФСР и его управления в субъектах страны, 2-й уровень – все коммерческие банки, которые еще предстояло создавать. Постановление было принято неожиданно, без подготовки. Мы, банковские работники, даже не подозревали об этом.

Этим постановлением Верховный Совет лишил существующие тогда отраслевые специализированные государственные банки – Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк – их материально-технической базы в пользу Госбанка РСФСР, на базе которых намечалось создать коммерческие банки. Госбанк дождался своего звездного часа, чтобы рассчитаться с этими банками. Дело в том, что «зубная боль» и обида у него остались от недавней реорганизации банковской системы, когда были созданы государственные специализированные банки. Учреждения Госбанка лишились тогда права оперативной деятельности с клиентурой, чем они занимались десятилетиями. За ними оставили закрытые предприятия и организации, налично-денежный оборот и закрепили контрольную работу за остальными банками. В ускоренном порядке нам пришлось создавать соответствующую структуру, внедрить технологию и взять на себя функцию расчетного центра. Не скрою, было очень сложно. В нормальный режим вошли лишь через полтора-два месяца. После ликвидации специализированных банков мы собрали инициативную группу для поиска альтернативных предложений по созданию банков второго уровня на базе учреждений Промстройбанка России. В конце сентября 1990 года мы провели собрание руководителей 72 предприятий и организаций нефтяной, химической, металлургической промышленности, машиностроения, энергетики, транспорта, связи, науки, горной и строительной индустрии и т. д. – всех, кого мы обслуживали. Собрание единогласно приняло решение о создании коммерческого банка под названием Башпромбанк. Был избран Совет директоров во главе с начальником Главвостокнефтестроя В. Старченко (г. Октябрьский), избран собранием Председатель Правления (И. Тимерханов).
В конце октября 1990 года я обратился в Верховный Совет и правительство БАССР с предложением о будущем банковской системы республики. Оптимальным вариантом, отвечающим интересам развития народного хозяйства республики, развертывания рыночных отношений в экономике является функционирование 2–3 крупных банков с широкой сетью филиалов, обеспечивающих «горизонтальные» связи как между филиалами, так и другими коммерческими банками. Основными задачами этих банков должны стать участие в реализации структурной и социальной политики, содействие осуществлению важнейших республиканских программ: развитию базы стройиндустрии, нефтехимического комплекса и природоохранных мероприятий, дорожному строительству, укреплению экспортного потенциала, развитию товаров народного потребления, предпринимательства, созданию мелких и средних предприятий, образованию финансового рынка и рынка ценных бумаг, акционерных обществ и т. д. Осуществление этих мероприятий через мелкие коммерческие банки невозможно. Проинформировал, что республиканским управлением Промстройбанка значительная часть организованной работы по созданию указанного коммерческого банка проделана. Никакого ответа мы не получили. Республика фактически оставалась без банков, и это никого не интересовало. Нас – руководителей бывших трех государственных банков – по этому вопросу никуда не приглашали. Этот вопрос ни разу не обсуждался в Госбанке республики. У руководителей республики своих забот было выше крыши, не до нас было. Все были заняты политикой, делили власть. Начались трения между двумя ветвями власти – Верховным Советом и Советом министров республики, вернее, между их руководителями. Председатель Верховного Совета М. Рахимов начал делать первые шаги – зачистка дороги, по которой собирался идти. И первой преградой оказался председатель Совета Министров республики М. Миргазямов, уже имеющий к тому времени большой опыт руководящей работы и несопоставимый, чем у М. Рахимова, авторитет в республике. В свободное плавание мы отправились, имея 19 филиалов, 790 сотрудников, сохранив все, что было наработано и создано в прежней системе, и главное – банковскую технологию. Башпромбанк был зарегистрирован с Уставным фондом 10 млн. рублей (неденоминированных) – остатки фонда экономического стимулирования. Других средств не было. В оставшиеся 3 месяца 1990 года были завершены организационные мероприятия.
В октябре 1991 года Башпромбанк становится первым акционерным обществом в Башкортостане и первым в стране акционируется среди выходцев из системы Промстройбанка России. В итоге, за 5 лет – к концу 1995 года – Башпромбанк превратился в признанного в нашей стране лидера финансово-банковского бизнеса, активно способствующего не только стабилизации предприятий базовых отраслей народного хозяйства, но и обеспечивающего эффективное становление в республике новых экономических структур. За 5 лет количество принятых на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц возросло в 1995 году до 11,5 тысяч или в 7,7 раза. Совладельцами капитала банка стали еще более тысячи юридических и семнадцати тысяч физических лиц. Уставной фонд банка возрос за 5 лет до 102 млн. рублей. В дальнейшем он достигнет 193 млн. По тем временам это позволяло банку находиться в числе 50 крупнейших коммерческих банков страны. С первых дней работы банк организовывает кассы по вкладам и услугам населению. Число вкладчиков достигает более 300 тысяч человек, это десятая часть активного населения республики. По сумме вкладов физических лиц наш банк войдет в число пяти крупнейших банков страны. В структуре кредитного портфеля доля предприятий производственной сферы ниже 70 процентов никогда не опускалась. Так, к концу 1995 года отраслевая структура кредитных вложений была: промышленность – 65%, строительство – 11%, сельское хозяйство – 2%, транспорт – 3%, что в сумме составляет 81 %; далее: торговопосредническая деятельность – 17%, прочие – 2%. Острейший в те годы социальный вопрос – своевременная выплата заработной платы. (В среднем, это нагрузка на 60-65% от общей суммы кредитов, выданных по республике на выплату зарплаты и погашение задолженности в Пенсионный фонд).
В середине 90-х годов банковская система Башкортостана уступала лишь Москве и Санкт-Петербургу, занимая 3-ю позицию в стране. 15 августа 1992 года пригласил меня к себе Председатель Верховного Совета М. Рахимов и предложил возглавить Национальный банк республики. Уговаривал. Говорил, что мы совместно должны поработать на благо республики. Я ответил, что именно этим сейчас занят. Ведь будущее рыночной экономики – это мощные коммерческие банки. Отказался от предложения. В конце августа он вновь вызвал меня и в более жесткой форме потребовал, чтобы я завтра же приступил к работе в Национальном банке. Говорил, что он советовался по этому вопросу с директорским корпусом и все они посоветовали именно меня. Я снова отказался и предложил на ту должность М. Сагитдинова, который с 1990 года работал заместителем гендиректора «Башкирэнерго». М. Рахимов при мне же вызвал его к себе. Вопрос был решен. Пройдет 2-2,5 года – мне все это выйдет боком, придется крепко сожалеть о своей опрометчивой рекомендации. Он окажется на острие действий власти по уничтожению Башпромбанка и всей банковской системы республики. В этом деле странным было то, что такой важный кадровый вопрос решался без участия главы Правительства М. Миргазямова. Впрочем, шла уже открытая компания по его дискредитации. В народе говорят: живи с жизнью, не спеши – беду догонишь. Вот и догнали мы зависть, ложь, клевету и хамство и все прочие «прелести» жизни. Время для свободного и творческого развития системы банков приближалось к концу. Никак не могли долго и дружно сосуществовать набирающая силу абсолютная власть М. Рахимова и мощный независимый коммерческий банк, где каждодневно решались вопросы экономической жизни предприятий и организаций.
У власти не было рычагов контроля за денежными потоками хозяйств. 27 января 1993 года Указом Верховного Совета республики (Правительство опять в стороне) образован Башкредитбанк. Центробанк России – в самом Указе и Уставе «не замечает» целый ряд нарушений действующего законодательства и сразу же выдает ему Генеральную лицензию. Уставной фонд и кредитные ресурсы банка были сформированы из средств бюджета и внебюджетных фондов, образуемых отдельными решениями. Республиканскому Минфину, распорядителям бюджетных и внебюджетных фондов, всем банкам было предписано «перевести остатки средств в Башкредитбанк в течение десяти дней с момента его регистрации». Так в дополнение к республиканскому бюджету был фактически создан 2-й бюджет, управляемый по воле отдельных лиц. Считается, что этот банк коммерческий, работает по закону о банках и банковской деятельности, то есть относится ко второму уровню банковской системы. Но почему тогда с первых же дней создания банка Указом президента республики председателем его Совета назначается Премьер-министр республики (Р. Бакиев), членами Совета – председатель Национального банка, министр экономики, министр финансов, начальники республиканской налоговой полиции и налоговой инспекции, председатель комитета по управлению госсобственностью?! Получается, что высшие чиновники занимаются коммерческой деятельностью. С этого момента со свободной конкуренцией на рынке банковского бизнеса было покончено. Отношение к остальным банкам в республике стало строиться по принципу личной преданности их руководителей высшей власти в регионе. Центробанк России это проглатывает, «не замечает». Более того, в марте 1993 года Госсобрание республики принимает закон о банках и банковской деятельности и Закон о Национальном банке республики, чуть позже появится указ Президента «о кредитовании в республике Башкортостан». Центробанк не реагирует на всю эту чехарду, организованную под руководством М. Сагитдинова.
Илюс ТИМЕРХАНОВ
Продолжение следует…
Читайте нас: