Самые древние изображения женского тела относятся к эпохе палеолита. В местах стоянок древнего человека было найдено множество женских статуэток, выполненных в общей стилистической манере – эдакие грушевидные красотки с короткими ножками. Образ красавицы того времени ассоциируется исключительно с женщиной-матерью, хранительницей домашнего очага, плодородием. Впрочем, первый «тюбик» помады был обнаружен археологами еще при раскопках поселений первобытного человека, – любопытно, что состав тогдашней «косметики» мало чем отличался от современного: в него входили жир и природные красители красного цвета, кадмий или краплак.
Каноны женской красоты в Древнем Египте практически не менялись на протяжении трех с лишним тысячелетий: стройное тело, прямые расправленные плечи, длинные ноги. Если вам скажут, что барышни этой эпохи не делали депиляцию, не верьте! Это только на фресках они скромно сидят у ног своего супруга фараона, а на деле все свободное время эти дамы уделяли… бикини-дизайну! Видимые части тела украшали драгоценными камнями, а особо знатные дамы еще и пупки прокалывали!
Что же касается косметики, то в египетских гробницах среди прочих богатств и помады были обнаружены баночки с остатками белил и румян. В качестве румян употребляли едкий сок ириса – раздражение кожи этим соком вызывало красноту, которая сохранялась в течение долгого времени. Кроме того, все египтянки были зеленоглазыми, потому что зеленый цвет считался самым красивым. Для этого глаза обводили зеленой краской из углекислой меди и подрисовывали толстые длинные брови. Ну а первый справочник по косметологии подарила миру известная своими прелестями царица Клеопатра.
Греки сделали попытку описать красоту с помощью математики. Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, уже Пифагор в VI веке до нашей эры исследовал принципы, которые впоследствии назовут «золотым сечением», а греческий скульптор Поликлет в своем сочинении «Канон» рассчитал пропорции идеального тела более детально. Однако сегодня нам покажется, что древнегреческие идеальные женские фигуры массивны, толстокостны, коротконоги… Между прочим, чтобы затуманить рассудок мужчинам, богатые гречанки не только использовали солярии, но и осветляли локоны!
Древнегреческие каноны унаследовал Древний Рим. Но генетически римлянки обладали более тонким скелетом, и для того, чтобы соответствовать идеалу, они активно занимались спортом, а также бинтовали грудь и бедра.
В Средние века на смену идеалам здоровой красоты пришла мода на анемичную бледность. Знатных девушек выращивали, как грибы, в особых условиях – в итоге вырастали тщедушные создания с прозрачной синюшной кожей.
Однако мрачные столетия времен Жанны д’Арк стоит упомянуть хотя бы за то, что они подарили миру корсет. Правда, тогда эта часть женского гардероба была далеко не тем корсетом, что превращает фигуру в изящные песочные часики. Например, в Испании это был скорее панцирь, изготовленный из кости и металла, – конструкция эта ужимала грудь настолько, что у юных девушек она практически прекращала развиваться. Но для дополнительной профилактики на бюст молодых испанок на ночь накладывались свинцовые пластины.
Отсутствие умственной работы заменяли высотой лба. Его выбривали, а брови и ресницы уничтожали напрочь, чтобы глаза казались ярче. Хотя, пожалуй, это вряд ли спасало ситуацию.
Художники того времени отмечают в женщине длинную шею, маленькие ручки, небольшую грудь и небольшой округлый живот.
К образу пышущей здоровьем девы вернулись несколько веков спустя, да и церковный аскетизм к XVI веку постепенно смягчается. Итальянские гуманисты заново открывают каноны древнегреческой красоты, вместе с этим приходит интерес к человеческому телу. Идеалы раннего Возрождения близки к средневековым: те же покатые плечи, длинные шеи, хрупкие утонченные формы (вспомните полотна Боттичелли). Но женская фигура медленно преображается: уже воспеваются стать и полнокровие. Самые красивые ноги – длинные, стройные, тонкие в щиколотке, с сильными белоснежными икрами, маленькими изящными ступнями. Гармоничное тело, не обрюзгшее от лежания и переедания, миловидное личико с правильными чертами. Словом, несколько веков гармонии духа и тела!
Отныне корсет должен вызывать в умах мужчин исключительно амурные фантазии, потому с подачи француженок линия корсажа стремительно опускается, не столько скрывая, сколько открывая. К счастью для мужчин, и без того живущих в состоянии вечного стресса, с начала XVII века корсет стал указывать на статус дамы, и его было запрещено носить простолюдинкам. Официальный стандарт обхвата талии был введен со времен Екатерины Медичи и составлял 13 дюймов. Дама с талией, превышающей 33 см в обхвате, не могла даже появиться при дворе. Дело доходило до абсурда: даже ночью девушки не могли отдохнуть и ложились спать в специальных ночных корсетах. Ну а выйти из спальни с утра не затянутой в корсет считалось верхом неприличия.
Барочное великолепие и утонченное рококо
На стыке позднего Возрождения и барокко возникает новый женский образ с утрированно пышным телом. Живописцы ценят роскошные женские формы, с наслаждением прорисовывают рыхлую телесную фактуру – ту самую, что сегодня зовется целлюлитом.
В начале XVIII века наступает эпоха рококо, и женский силуэт снова меняется. В моду входит образ хрупкой фарфоровой статуэтки. Красавица этого времени имеет узкие плечи, тонкую талию, изящные руки и ноги, а эталоном красоты вновь становится аристократическая бледность.
Однако мы забыли о прическах! Помните французскую королеву Марию Антуанетту? Эта модница изобрела ультра-писк – прическу «Пуф о сантиман», которую надо было украшать любимыми вещами. Вот тут-то и началось изощрение в оригинальности! Во-первых, волосы месяцами не мыли, чтобы сохранить «стойкость» прически надолго. Ну а дабы «аромат» этого «великолепия» не валил с ног, прическу обильно поливали туалетной водой от лучших парфюмеров Парижа. А потом в это благоухающее нечто втыкали все подряд: кукол, кораблики, пряди волос мужа, свекра, любимой собачки, бутылочки с цветами – все, что под руку попадало.
Естественность классицизма
Пока во Франции буйствовало рококо, на туманном Альбионе вновь обратились к античности. В моду входил классицизм, и основным требованием к красоте того времени стала естественность. Это выражалось не только в почти полном отсутствии косметики, драгоценностей и свободе покроя платья, но и во взглядах на идеал женской фигуры. Ни излишней худобы, ни чрезмерной полноты; все части тела должны были быть пропорциональны и гармонично развиты. После событий Французской революции классицизм вместе с модой на естественность приходит во Францию, а затем и во всю Европу.
Для XIX века характерны два полярных образа женской красоты. Эпоха была долгая, а мода постоянно менялась. В начале века идеалом красоты была хрупкая, изящная женщина: образец бесплотного совершенства, утонченность с легким привкусом эротизма. Для этого в одежде был создан стиль «ампир»: завышенная талия, легкие шифоновые ткани. В середине века в моду снова входят пышные юбки, талия опускается на свое место. Женщины затягиваются в корсеты, перестают дышать и есть. Здоровый румянец – признак низкого происхождения! Надо же оставаться хрупкой и воздушной! Даже Пушкин, и тот клюнул на воздушность и невесомость.
Многообразие устремлений XX века породило огромное количество стилей и образов, а идеалы женской красоты менялись с небывалой скоростью.
Вспомните женские образы начала прошлого века. Женщину того времени часто сравнивали с цветком. Правда, в ее облике не было ничего от простодушной ромашки: королевские лилии, хищные орхидеи-мухоловки, дикий шиповник и бархатный ирис – вот иллюстрации имиджа модных барышень эпохи модерна.
Образцом стиля начала XX века смело можно назвать маркизу Луизу Касати. Эта дама славилась тем, что густо красила веки, чернила брови и использовала накладные ресницы, отчего ее и без того выразительные глаза казались бездонной пропастью, зияющей на бледном лице (можно вспомнить и Веру Холодную с ее томным глубоким взглядом).
Вообще модерн был вызывающ, но отнюдь не вульгарен. Он не принимал слишком откровенного блеска золота, предпочитая ему матовость серебра или платины. Дневные платья шили из сукна и шерсти, а для вечера выбирали атлас или бархат. Дамы того времени не мыслили свою жизнь без перчаток. В холодные дни красавицы накидывали на плечи лисью горжетку. Высший свет баловал себя мехом соболя, шиншиллы, горностая и песца, а на голову модницы надевали очаровательные шляпки с перьями фазана, страуса или павлина.
В России после революции на волю вырываются комсомолки и спортсменки. Декаданс начала века с изломанной красотой утонченного силуэта сменяется крепко сбитым телом.
Кустодиев теперь маргинален: он вовсю воспевает простонародно-купеческое излишество, венцом советского биологического творения становятся женщины Самохвалова и Дейнеки. Лишь дамы, созданные Пименовым, по-прежнему поэтичны.
После Великой Отечественной войны возвращается женственность, формы а-ля Мерилин Монро прочно держатся вплоть до сексуальной революции 50-х. Образ Твигги, девочки-подростка с утрированной худобой, врывается на модные подмостки 60-х, но быстро сменяется идеалом стройной высокой женской фигуры без крайней субтильности. 80-е годы – эра супермоделей. В моду входит фитнес, расширяются возможности пластической хирургии и силиконовой индустрии. Но вскоре модные тенденции вновь разворачиваются в другую сторону – на смену сексуальности приходит стиль унисекс: тонкие черты и костлявое тело, признаки «героинового шика» 90-х. Впрочем, этот нездоровый образ властвует недолго, и через десяток лет мир вновь возвращается к пропаганде здорового образа жизни. Но хотя идеал современности – длинноногая и белозубая модель с обложки, мир продолжает искать формулу идеальной красоты.
Будет ли она найдена? Едва ли: ведь любой канон – не более чем знак эпохи, а время слишком часто меняет эти знаки на противоположные. Тем более что ученые уже давно сделали вывод: у каждого из нас существует архетип восприятия красивого человека…