Все новости
ХРОНОМЕТР
28 Августа 2020, 13:10

Небесный зоопарк

У нас в стране стало очень модным именовать года по восточному циклическому, "звериному" календарю, обязательно присовокупляя к имени животного цвет, что сразу же раздвигает рамки цикла с двенадцати лет до шестидесяти. Черты животного, символизирующего год, приписывают как особенностям данного года, так и тем, кому случилось в этом году родиться. Так что же это за календарь, в котором совершают свой бег по малым двенадцатилетним кругам внутри большого шестидесятилетнего круга разноцветные животные, доносящие до нас дыхание и аромат Востока? Каковы его структура и символика, где и когда он появился, в каких странах распространен сегодня?

Шестидесятилетний циклический календарь зародился в древнейшие времена в Китае, а знаки его применяются в этой стране для летоисчисления с начала I века нашей эры.
Холодная ночная Луна, олицетворяющая у многих народов женское, оплодотворяющее начало мира, и ее дневной антипод – яркое, опаляющее жаром Солнце – главные светила, которые определяли не только ритмы явлений природы и биоритмы человеческого организма, но и многое в духовном мире древнего человека, имели для него значение магическое и сакральное. Такими воззрениями проникнуты и космологические концепции Древнего Китая.
Вслед за Солнцем и Луной особый интерес у астрономов Древнего Востока вызывали планеты-гиганты Солнечной системы Юпитер и Сатурн. Это побудило китайских составителей циклического календаря попытаться увязать между собой астрономические циклы движения Земли и Луны, Солнца, Юпитера, Сатурна. Рожденный в результате таких поисков шестидесятилетний циклический календарь представляет собой хронологическую систему, за основу цикла в которой принято время двух оборотов Сатурна – 60 лет. За это же время Юпитер совершает пять оборотов. Именно такой подбор чисел не случаен, ибо цифра "пять" в древнекитайской натурфилософии символизирует "пять первоэлементов" (стихий) природы.
В основе древней китайской натурфилософии лежит представление о жизни как о бесконечной цепи перемен, где в непрестанном движении взаимодействуют два начала – активная мужская сила Ян и пассивная женская сила Инь, две силы природы, ее Отец и Мать, совместно творящие Жизнь. И неправильным было бы утверждать, что Ян – начало положительное, а Инь – отрицательное, так как надо помнить, что зримым воплощением этой идеи считались Небо (Ян) и Земля (Инь), Земля-Мать, Земля-кормилица. В древней китайской "Книге Перемен" ("И Цзин") говорится: "У Инь и Ян общие свойства, но у мягкого и твердого есть своеобразие. В этом – творческая сущность Неба и Земли". Они одновременно и едины, и противоположны.
Слияние Неба и Земли породило "пять первоэлементов", из которых складываются "десять тысяч вещей". Чередование этих элементов – Дерева, Огня, Земли, Металла и Воды – определяет все явления мира видимого и мира незримого. Именно такая последовательность первоэлементов основана на теории их "взаимного порождения" ("сяншэн").
Дерево – это Восток, Утро, Весна, Начало (дня, года, рождение жизни и т. п.), планета Юпитер. Символический цвет его – синий цвет ясного неба, сине-зеленый цвет морской воды, зеленый цвет пробуждающейся весной растительности.
Дерево рождает Огонь, за Весной следует Лето. Огонь – это Юг, День, Лето, планета Марс. Конечно, его цвет красный.
Огонь рождает Землю. Такое представление могло сложиться в связи с тем, что древнейшие китайцы были земледельцами. Земля в пространственном плане занимает Середину. Это – конец лета, время жатвы, время, когда Земля отдает людям свои плоды. И потому ее символический цвет желтый. Планета, соответствующая Земле, – Сатурн.
Земля из недр своих рождает Металл. За временем жатвы следует Осень. Металл – это Запад, Вечер, Осень, Конец, Завершение, планета Венера. Символический цвет его – белый.
Металл рождает Воду. На смену Осени приходит Зима. Природа засыпает. Вода – это Север, Ночь, Зима, Покой, Развитие, ушедшее внутрь, планета Меркурий. Приходит день зимнего солнцестояния – и в недрах Мрака зарождается Свет. Постепенно удлиняются дни и убывают ночи, в Воде просыпается и начинает развиваться семя Жизни... Близится Весна. Вода рождает Дерево, круг замыкается...
Единство противоположностей – главнейший закон природы. Потому и любая стихия, каждый первоэлемент двойствен и сам содержит в себе мужское начало Ян и женское Инь, проявляясь в двух этих состояниях.
Принцип этой двойственности нашел свое отражение в структуре календаря, ибо положенные в его основу "пять первоэлементов" имеют десять циклических знаков или десять "небесных ветвей", символизирующих два состояния каждого элемента. Эти знаки получили определенные названия. Нечетные знаки "небесных ветвей" символизируют мужское, "сильное", "активное" состояние элементов, четные – женское, "слабое", "пассивное" их состояние.
Весь шестидесятилетний цикл делился на двенадцать периодов. В Древнем Китае было принято делить месяц на три декады. Дни каждой декады – это тоже "десять небесных ветвей".
Для обозначения месяцев года использовались те же двенадцать символов – "двенадцать земных ветвей". Ими же обозначалось и время суток, которые делились на двенадцать двойных часов. Расположив "небесные ветви" по горизонтали, а "земные" по вертикали так, чтобы при их пересечении образовалось шестьдесят расположенных в шахматном порядке неповторяемых сочетаний, китайские составители получили схему шестидесятилетнего цикла, который вобрал в себя и пяти-, и десятидневные циклы первоэлементов природы, и двенадцатилетний юпитерный цикл, и девятнадцатилетний лунно-солнечный, и тридцатилетний сатурновый.
В космологии Древнего Китая зодиакальные созвездия носят другие имена. На Востоке, естественно, существует множество легенд, объясняющих смысл знаков зодиака. Вот один из традиционных вариантов такой легенды.
Однажды в канун Нового года Будда призвал к себе всех животных мира, однако только двенадцать из них пришли выразить ему уважение. Сначала пришла Мышь, за ней Корова, потом – Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Когда все они собрались, Будда щедро одарил своих гостей, отдав каждому из них во владение по году. С тех пор и родился двенадцатилетний звериный цикл, в котором каждый год назван в честь этих животных, а года следуют один за другим в той же последовательности, в какой животные пришли к Будде. Каждый год обрел черты своего хозяина. Эти же черты обретают и люди, рожденные в год того или иного животного. Правда, нужно отметить, что названия животных восточного зодиака в разных странах несколько варьируются. Например, есть страны, где пятый год цикла – это год крокодила; во Вьетнаме четвертый год – год кота, а восьмой – козы. Наиболее же распространенными следует считать такие наименования: Мышь (Крыса), Корова (Бык, Вол, Буйвол, Як), Тигр (Барс), Заяц (Кролик, Кошка), Дракон, Змея, Лошадь (Конь), Овца (Баран, Козел), Обезьяна, Курица (Петух), Собака (Пес), Свинья (Кабан).
По вопросу происхождения восточного звериного календарного цикла нет единого мнения. По одной из гипотез, звериный цикл, соответствующий европейскому зодиаку, по-видимому, попал в Китай от вавилонян и древних греков через Центральную Азию (можно соотнести восточный зодиак с западным – для этого достаточно приравнять Мышь (Крысу) и Овна: такое сравнение будет полезно любителям астрологии для расширения понимания символики знаков).
По другой версии, идея создания юпитерного календаря с небесной символикой двенадцатилетнего звериного цикла была воспринята народами Восточной Азии непосредственно от кочевников Центральной Азии, установивших, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30o, народы Азии сами создали солнечно-юпитерный календарный цикл, дав каждой части траектории Юпитера имя определенного животного. Во всяком случае, названия двенадцати животных в этом цикле как в Китае, так и в Центральной Азии располагаются в одном и том же порядке. Мнение о том, что звериный цикл имеет тюркское происхождение и заимствован китайцами, высказывают и искусствоведы-китаисты, отмечающие, что, скажем, на бронзовых зеркалах периода Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) символическое изображение зодиакальных животных входит в противоречие с исконно китайской системой символов. Так, например, Тигр (первоначально Барс) оказывется на них совмещенным с китайским Зеленым Драконом (хранителем Востока Цинлуном) и противостоящим китайскому Белому Тигру (хранителю Запада Байху).
Этот календарь с некоторыми незначительными изменениями с древних времен действует не только в Китае, но и во Вьетнаме, Кампучии, Корее, Лаосе, Монголии, Таиланде, Японии и ряде других стран Азии, соседствуя и уживаясь с другими способами летоисчисления.
Календарь звериного цикла применяется в повседневной жизни народов Китая и Центральной Азии сейчас. В старом Китае, например, перед заключением брака родители жениха и невесты обязательно обменивались "восемью знаками" – сведениями о годе, месяце, дне и часе рождения своих детей, и самым важным тут было название животного, обозначавшее в данном случае возраст. В Монголии же при заключении брака считалось чрезвычайно важным, чтобы год рождения невесты не оказался "тверже" года рождения жениха, ибо в этом случае теряется главенствующее мужское начало, и такой брак не имеет шансов на благополучие. Столь же важное значение придают звериному циклу тибетцы и многие другие народы.
Читайте нас: