Все новости
ХРОНОМЕТР
8 Августа 2020, 20:11

В 1905 г. в Уфимском цирке состоялся международный чемпионат приглашенных борцов и атлетов

Безумство храбрых – вот мудрость жизни! М.Горький. Пожелтевшие страницы спортивных журналов и газет, записи воспоминаний ветеранов спорта, архивные документы знакомят нас с географией выступлений замечательных русских богатырей, прославивших в свое время наш город.

Мифология античного мира богата именами исполинов, обладавших необыкновенной силой: Геракл, Ахилл, Тезей и др. Греки воздавали им всяческие почести, ваятели увековечивали их в статуях. Древние римляне не уступали грекам в количестве атлетов, обессмертивших свое имя, о чем свидетельствуют отчеканенные в их честь монеты. С V в. до н. э. занятия атлетикой превращаются в ремесло, атлеты выступают на аренах, на площадях, позднее – на ярмарках. В 80-х гг. XIX в. атлеты из балаганов и ярмарочных палаток стали переходить на цирковую арену.
Одним из первых познакомил русскую публику с силовыми номерами атлет И. К. Эккенберг, которого пригласил в Россию в 1719 г. Петр I.
Талант растет в тиши уединенья, характер образуется в борьбе
На рубеже XIX-XX вв. появились атлеты-женщины. К. Сандвина держала на себе площадку с оркестром из десяти играющих музыкантов. В России популярностью пользовалась «дама-атлет» Р. Баланотти, прабабушка известного жонглера цирка Н. Ольховикова. Она уносила с манежа в зубах стул, на котором сидел ее ассистент. Мировую известность завоевала потомственная цирковая артистка К. Брумбах, взявшая себе псевдоним Екатерина Великая; появляясь перед публикой в сарафане и кокошнике, она поражала зрителей номером «Адская кузница»: на груди артистки помещали тяжелую наковальню, на которой двое дюжих молодцов, костюмированных под чертей, ковали раскаленное железо.
В августе 1885 г. врач В. Краевский организовал в Петербурге кружок любителей атлетики, где проводились занятия по поднятию тяжестей, развитию мускулатуры и укреплению здоровья. Из кружка вышли многие звезды атлетики – П. Янковский, И. Заикин, С. Елисеев, Г. Лурих, И. Лебедев (Дядя Ваня) и др. Год создания кружка считается началом развития тяжелоатлетического спорта в России.
В цирк стали приходить атлеты из спорта: основоположник культуризма Е. Сандов (1867 – 1925), шестикратный чемпион мира И. Графль (1872 – 1915), чемпион мира 1900 г. С. Елисеев (1876 – 1938). Прославился, придя в цирк, В. Моор-Знаменский (1877 – 1928).
Без борьбы и доблесть увядает
В отечественном цирке атлеты боролись по-русски – в обхват («сграбившись»), т. е. обхватив друг друга руками крест-накрест, или по-швейцарски – надев специальные широкие пояса с ручками (брались за ручки пояса противника и стремились, оторвав его от земли, повалить на землю так, чтобы он коснулся лопатками ковра).
С 1880-х годов распространилась зрелищно более интересная французская или классическая (греко-римская) борьба, в которой использовались некоторые новые приемы. Познакомил российскую публику с французской борьбой В. Пытлясинский, которого назвали отцом русских борцов.
В 1904 г. на манеже Петербургского цирка Чинизелли проводился первый в России Международный профессиональный чемпионат французской борьбы; участвовало 30 борцов, главный приз получил И. Поддубный.
7 марта 1905 года в уфимском цирке на Большой Успенской (ныне Коммунистическая, 67, зданию более 100 лет) прошло открытие международного чемпионата приглашенных борцов и атлетов.
Русские люди издавна любили своих былинных богатырей. Соревнования силачей всегда были и поныне остаются любимым развлечением народа. Ловкие предприниматели порой использовали это в своих корыстных целях, обещая показать феноменальные силовые аттракционы («Адская кузница – разбивание камней на груди атлета», или «Платформа дьявола – оркестр играет на лежащем богатыре»). Интерес вызывал и такой номер, как ношение на спине живой лошади или десятка «желающих из публики», жонглирование «двойниками» – двухпудовыми гирями.
Из уфимской документальной хроники 1905 г.: «После целого ряда борьбы, происходящей за последнее время ежедневно в цирке господина Василиамс Соболевского между приглашенными для чемпионата борцами гг. Милонсом, Бесовым, Миллером, Якобсоном, Замуковым, Колпачниковым, Сандорфи и Семеновым, – выяснились в достаточной степени сила, уменье и приемы каждого из названных атлетов.
Гг. Бесов и Миллер бесспорно должны быть признаны первыми по силе борцами, но в ловкости пальму первенства следует отдать Милонсу; в этом отношении ему нет соперников во всей группе борцов. Надо видеть Милонса борющимся, чтобы судить о тех чудесах ловкости, какие он проявляет в борьбе. Нет такого рискованного положения, такого момента, из которого бы он не вышел в одно мгновение; делает он это легко, красиво, быстро. Миллер, благодаря своей геркулесовой силе и не без основания мечтающий занять первое место в данном чемпионате, сплошь и рядом, особенно при неудачной для него борьбе, горячится и не стесняется в приемах, что для зрителя чрезвычайно несимпатично. Недурно борется Замуков. Остальные атлеты зарекомендовали себя заурядными борцами. В Уфу прибыли и работают в этом же цирке знаменитые велосипедисты – трио Баранские и венская гонщица Мария Вестер; езда их на треке-заборе нова, интересна и заслуживает самой высокой похвалы. Следует отметить наездника Камбарова: его сальто-мортале на быстро скачущей лошади превосходны и бурно приветствуются публикой». И подпись – «Б. Лондин».
Чтобы жить – умей побеждать
Известный русский атлет, борец Петр Федорович Крылов – «Король гирь» – родился в1871 г. Начало его атлетической карьеры связано с Уфой. Крылов – богатырь, в свое время прославивший силу русского человека. Окончив Мореходные классы в Санкт-Петербурге, несколько лет был штурманом. Как атлет выступал с 1895 года (в балагане Лихачева). Вскоре поехал в провинцию по мелким ярмаркам. Став популярным в цирковой среде, получал приглашения на работу от многих владельцев цирков. Больше всего Крылова устроили условия, предложенные хозяином уфимского цирка Боровским. Здесь он и начал работать в компании со знаменитым впоследствии уфимским гиревиком Сергеем Елисеевым, первым русским чемпионом мира, завоевавшим этот титул в 1899 г. в Милане. Крылов – один из лучших мастеров тяжелой атлетики и русско-швейцарской борьбы на поясах. В 1900-х годах возглавлял чемпионаты французской борьбы; сам выступал в амплуа борца-«злодея». Создал ряд атлетических трюков, получивших распространение: сгибание рельса на плечах атлета, проезд автомобилем по его груди и др. О «Короле гирь» Петре Федоровиче Крылове можно прочитать в книгах Д. Альперова «На арене старого цирка» (1936 г.), Я. Гринвальд «Русские силачи» (1950 г.), в некоторых московских изданиях.
Насколько увлечение борьбой стало сильным, насколько она стала популярным зрелищем, подтверждают слова поэта А. А. Блока. В предисловии к своей поэме «Возмездие», перечисляя приметы времени, он говорил: «Неразрывно со всем этим связан для меня расцвет французской борьбы в петербургских цирках; тысячная толпа проявляла исключительный интерес к ней; среди борцов были истинные художники».
Борцы покоряют не только публику, но и сам цирк. В большинстве цирков сборы держатся на «борцовских» чемпионатах, которым отводится значительная часть программы.
Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой
Среди борцов и атлетов были удивительные самородки. Из воспоминаний старожилов: «Вот бесфамильный крестьянский сын, которого все ласково и дружески зовут Проня. Огромного роста, в плечах косая сажень, тонкий в талии, он обладает колоссальной силой. Однажды, случайно забредя в цирк, Проня легко «перекрестился двойником», затем одной рукой вскинул на плечо «бульдог» – насыпную гирю весом в четыре с лишним пуда. Поднять снаряд выше Проне не позволили: «Еще, не приведи господи, зашибет кого-нибудь».
Вот другой простой крестьянин по прозванию Кащей. Саженного роста бородач кладет на обе лопатки таких знаменитых иностранных чемпионов, как «африканский Аполлон» негр Мурзук, «железный венгр» Чая Янос, австрийский колосс Карл Корнацкий, кумир женщин элегантный итальянец Карло Милано.
Только однажды согласился Кащей выступить за границей. Съездил в Париж, произвел фурор и больше туда ни ногой. Легендарный исполин шел по пути мировой славы, когда вдруг заявил: «Поеду в деревню, хлеб убирать надоть…». Никакие уговоры, посулы больших заработков не могли удержать его от тяги к земле. Забрал Кащей свои нехитрые пожитки, ленту с медалями и вернулся в родное село Салтыки в вятских лесных дебрях.
Чемпион чемпионов Иван Максимович Поддубный. Ни в Европе, ни в Америке он не имел соперников, могущих противостоять его силе и мужеству! Имя Ивана Поддубного стало символом непобедимости.
Наш земляк из Уфы Василий Тимофеевич Мельников был другом Ивана Поддубного. Ссыльный из Симбирской губернии Мельников поселился со своей женой в деревне Липовка недалеко от Стерлитамака. Занимались крестьянством, жили бедно. Василий Тимофеевич вынужден был пойти на заработки в Уфу. Нанялся пекарем к частнику. Однажды сходил посмотреть летний цирк, где выступают профессиональные борцы. В конце программы на арену вышел один из силачей и обратился к публике: «Нет ли желающих испробовать свою силу?». Никто не решался пойти на вызов. Тогда силач заявил: «Отдам свою самую большую медаль тому, кто победит меня». В это время кто-то подтолкнул Мельникова: «Попробуй, Василий, свою силушку. Ты же у нас богатырь». Василий Тимофеевич по характеру был очень скромным, тихим человеком. Он не решался выйти на арену. Но публика загудела: «Не трусь, иди, попытай счастья!». И Мельников решился испробовать. Через несколько минут на арене боролись по-русски, на поясах, двое: один – в спортивном трико, другой – в простой деревенской одежде. Зрители замерли, явно сочувствуя смельчаку. Цирковой борец, уверенный в своем превосходстве, играя бронзовыми мускулами, картинно рвал парня из стороны в сторону и приготовился к решительному приему. Но тот еще сильнее уперся ногами и крепко сжал противника. Не желая уступать, циркач всем телом навалился вперед, а парень только и ждал этого. Улучив момент, он мгновенно выпрямился, оторвал борца от ковра и круто закинул. Описав в воздухе дугу, цирковой атлет молниеносно оказался на лопатках. Цирк так и ахнул. Поднялась буря восторга. Кричали: «Браво! браво!». Все зрители радовались тому, что новичок из публики победил опытного борца. Смущенный циркач вначале ушел. Но публика неистово приветствовала победу своего земляка, который спокойно сказал судье: «Пусть теперь отдает свою медаль! Обещал же». И большая чугунная медаль была передана Мельникову.
После своего неожиданного выступления в цирке он стал упорно тренироваться на турнике, кольцах и брусьях, поднимал разные тяжести. Когда ему исполнилось лет тридцать, он стал выступать в цирке в маске и под вымышленной фамилией. Вскоре семья Василия Тимофеевича смогла купить себе дом на Цыганской поляне.
Наш земляк одерживал в русской классической борьбе одну победу за другой. Он стал профессиональным борцом. Куда только не отправляется уфимский силач за славой, в какие дали и страны! Его имя ставили в афишах рядом с именами Ивана Поддубного, Ивана Заикина, Анатолия Соловьева, француза Рауля ле Буше и других выдающихся мастеров борьбы. Лучшей атлетической формой Мельников обладал в 1912-1922 годах. Он был очень дисциплинированным и волевым человеком. Строго соблюдал правила спортсменов. Почти не пил спиртного и не курил. Лишь изредка позволял себе выпить кружку пива. И вот однажды в Иркутске, в 1922 году, после очередной победы над сильнейшими борцами зарубежных стран ему подсунули отравленную бутылку пива. Мельников скончался.
С той поры прошло много лет. И вот как-то к дочери выдающегося спортсмена зашел молодой красивый борец с Украины. Назвался он внуком Ивана Поддубного и сказал: «Специально приехал, чтобы посмотреть, с каким уфимским силачом когда-то боролся мой дед». Со стены, словно живой, смотрел на них с фотографии богатырь Василий Мельников.
О сказочном богатыре Василии Тимофеевиче, чья грудь до самого пояса была увешана медалями за победы в борьбе, рассказал Г. Базекин со слов дочери Мельникова (она родилась в 1902 г.).
Однако цирковая борьба – не только спорт, но также искусство. Большое значение имело тут и актерское мастерство. В хорошо организованном чемпионате все роли тщательно распределены. По существу, это ансамбль артистов, в котором имеются свои герои, комики и злодеи. И, разумеется, все должно быть заранее оговорено и отрепетировано. Во время борьбы «злодей» коварно применяет запрещенный прием, но благородный «герой» кладет его на обе лопатки. Борец-комик всячески старается смешить публику, делает вид, что боится щекотки, мажет свое тело вазелином, чтобы у противника соскальзывали руки, или борется под музыку из оперетты «Пупсик».
Часто подбиралась группа, вернее, труппа хорошо сыгравшихся борцов. Заранее они сговариваются о финале, не стесняются ложиться на лопатки, умеют заинтересовать публику и добиваются больших кассовых сборов. Подобрать такую труппу и устроить интересный чемпионат удается далеко не всем. Лучшие организаторы чемпионатов – П. Крылов, Г. Лурих и особенно И. Лебедев, известный под именем «Дядя Ваня». Хотелось бы подробнее рассказать об этой интересной личности, чье имя долгое время держалось на цирковых афишах г. Уфы.
Жизнь его, богатая приключениями, превратностями судьбы, взлетами и падениями, – результат не только исторической обстановки, но и особенностей этой своеобразной натуры. Иван Владимирович Лебедев (1870 – 1950), известный в свое время под фамильярным псевдонимом-кличкой «Дядя Ваня», был одним из популярнейших людей дореволюционной России. Энтузиаст тяжелоатлетического спорта, один из его зачинателей и пропагандистов, он стал широко известен как организатор чемпионатов профессиональной борьбы, талантливый арбитр-конферансье, умевший увлекательно и ярко подать это цирковое зрелище, которым тогда повально увлекались как в столице, так и в провинции.
Жизнь сталкивала Лебедева со множеством интереснейших людей эпохи. Он много видел и знал такого, чего далеко не каждый мог видеть и знать.
В 1905 году как арбитр чемпионатов французской борьбы Иван Владимирович способствовал превращению цирковой борьбы в театрализованное зрелище: ввел в парад борцов музыкальное сопровождение; включил в состав жюри представителей публики и прессы; создал своеобразные амплуа борцов («герой», «комик», «злодей» и др.); он изменил функции арбитра, ставшего своеобразным конферансье.
Редактор, позднее и издатель спортивного журнала «Геркулес» (1912-1916), автор статей и книг по вопросам спорта, сценариев цирковых спектаклей – все это тоже он.
Вряд ли найдется хоть один сколько-нибудь значительный российский город, в котором не побывал бы цирк с чемпионатом борцов. Какие жаркие споры возникали о шансах на победу того или иного фаворита! Сколько надежд и разочарований приносили схватки на ковре арены!
Жить – это бороться, бороться – это жить
Из хроники тех лет: «Сегодня, 28 марта 1905 г., в Уфе, в цирке Соболевского состоится бенефис одного из незаметных тружеников цирковой администрации – управляющего Э. Стрепетова. В течение почти трехмесячного пребывания цирка в Уфе Стрепетов немало понес трудов с исключительной целью – угодить публике, и, надо отдать справедливость, весьма успел в этом. Для своего бенефиса он составил программу из 25 интереснейших номеров. Выступят лучший наездник-жокей из всех, которых видели уфимцы до сих пор, – Василиамс Соболевский, музыкальные клоуны Миовские, партерные гимнасты братья Ластини, «чревовещатель» г-н Кристенс, акробаты Винкины, состоятся состязания в поднятии тяжестей атлетами Замуковым, Бесовым и др., а также полет через пространство цирка г-на Эленик, будет участвовать Румынский оркестр Янко Артановича».
Прекратившие свою деятельность в годы Гражданской войны, чемпионаты стали активно возрождаться с первых лет нэпа. В 1924 г. демонстрация борьбы в цирках была запрещена. Возрождение профессиональной борьбы в цирке началась с 1933 г. В современных цирках профессиональные борцовские чемпионаты не проводятся.
Газиз ГУЗАЛЬ,
артистка цирка.
Читайте нас: