По ком звучит набат
Все новости
ХРОНОМЕТР
24 Июля 2020, 20:15

Повелители северных тюрков. Часть шестая

Минин и его родичи Сведения о Козьме Минине спорные. Мы обратили внимание на его биографию благодаря родовому гербу Мининых

Как видно по гербу, оказывается, все предки Козьмы Минина были мусульманами. О чем свидетельствует вонзенная в серебряный полумесяц шпага в нижней половине герба. Но пишущие об этом Казанские сайты делают свои смелые утверждения о том, что Кириш Минин (после крещения Козьма Минин) был сыном Минибая и внуком Анкудина без подтверждения своих слов, не ссылаясь на документальные источники. Попробуем разобраться в его биографии, опираясь на башкирские документы российского государства. Действительно, сохранилась челобитная башкира деревни Якшибаново (современное село Якшиваново …сельсовета Уфимского района) Байчерика Иленбетова сына Минина: «платит де он … на Уфе девтерской (типтярский, так назывались ясачные башкиры, приписанные к книгам того или иного приказа) ясак по кунице на год».
Земли села Якшиваново расположены на землях вотчинников башкир-мингцев. Не отсюда ли такая фамилия Минин?
Симбирские башкиры
В известных документах, впервые упоминается как «Синбирское городище» в писцовой книге Ивана Болотина в 1603 году. По документам Земского собора 1613 года мы убедились, что населенный пункт «Смбир\\Симбирск» существовал и тогда, и они не были русскими людьми. В этом случае жители города должны получить какие-то дивиденды от подписания итоговой грамоты собора. Можно ли найти жалованные грамоты на вотчинные владения этим городом и его землями башкирами? Оказывается, такие документы тоже сохранились.
Краевед М. Акиров пишет: «Вотчины Бока Чермышева и Коскилде Акирова находились на луговой стороне пониже города Самары в степи к Яику, со слов тархана Юсупа Акирова – каждый год приезжали на свою вотчину, с братьями и с племянниками для зверовья, ездили и в степь, и за Волгу реку тому лет семь назад ловить бобров. А в прошлом де во 188 году (1680 г.) Юсуп Акиров Боке Чермышеву дал запись о том, что он вотчиною от них отделился и им в его пай в тое вотчину не въезжать и никакой обиды не чинить».
Там же есть такие сведения «Табынские волости Ицкой (р. Ик), башкирцы Бока Чермышов, (сын его: Ишмет, братья Хусаин, Кожбахту) той же волости Ицкой же башкирцы Коскилде Акиров (дети его: Юсуп, Ерлыгап, Исергап, Сююш Коскилдины), брат Кузел Акиров, да его же Коскилдины племянники Тянгил Кузелев, Агым Янгилдин, Кайгыл Чермышов» РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 790
Из этого следует, что Бока и Коскилде родственники, если он Кайгыла Чермышева называет племянником. Чермыш, Янгилде, Коскилде и Кузел родные братья. Там же в "деле" упоминается Бокина деревня, Юсупкова деревня».
Запись грамоты на Самару от 7 февраля 1645 г. «По челобитью башкирцев Енгильдейка, тархана да Чермышка Акировых детей с братьею и с племянниками – не велено мордве и иным никаким людям насильством ходить и вотчин их пустошить». (Фонды Печатного Приказа, дела старых лет по Казани и столбцы Кадомской и Темниковской приказных губ. Книга № 17, листы 494–495).
Ввозная грамота (1597 (7105) г. 11 апреля), данная казанским воеводой князем И.М. Воротынским служимому новокрещену князю Якову Васильеву сыну Асанову на поместные владения по рекам Волге, Майне и Уреню. «Список з грамоты. По государеву цареву и великого князя Феодора Ивановича вс[еа]* Русии указу воевода князь Иван Михайлович Воротынской с товарыщи дали служилому новокрещену князь Якову князь Васильеву сыну Асанова вотчину: бортной ухожеи и бобровые гоны и рыбные ловли за Камою рекою по Волге реке, на Нагайской стороне, по Самарской дороге, ниже Тетюшь по Майне реке Алтыбаевской луг по речке по Уреню по вершине да к Малому бору. А от Малого бору по Верхней бор и по дубник по Волгу реку да по врагу по Мыклаку. А по Волге реке на низ от Майнского устья. Нижняя межа по Красной Яр, повыше Синбирскова городища. А верх нея межа: по Майне реке по нижную сторону вверх. Для того бил челом государю царю и великому князю Феодору Ивановичю всеа Русии новокрещен князь Яков Асанов. А сказал, что та вотчина была отца ево. А после отца своего тою вотчиною владеет он, князь Яков, по государеве жалованной грамоте, какова дана была отцу ево. И государю бы пожаловати: велети тою отца его вотчиною владети ему, князь Якову, по-прежнему. И грамота б ему на тое вотчину велети дати, по чему ему тою вотчиною владети. И будет так, как государю царю и великому князю Феодору Ивановичю всеа Русии новокрещен князь Яков Асанов бил челом. А та будет вотчина – бортной ухожей и бобровые гоны и рыбные ловли после отца ево на оброк не отданы никому и не владеет ими, опричь князя Якова, нихто, князь Якову Асанову тою отца своего вотчиною владеть по-прежнему, как и отец ево, князь Василей, владел. К подлинной грамоте государеву цареву и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии печать царства Казанского приложил воевода князь Иван Михайлович Воротынской, лета 7105-го, апреля в 11 день. Закрепа дьяка Алексея Шапилова».
НБЛ, ОРРК, ед. хр. 1303/8, л. 775. Список второй половины XVII в. Грамота на одном листе 16,5X38 см.; попорчена ржавчиной. Водяной знак – верхняя часть головы шута. Публикаций грамоты не известно, упоминание см. ПК Болтина, л. 55 об.; Е-263; НБЛ, ОРРК, ед. хр 1302/31; 3067. Отрывки из грамоты приведены также: ед. хр. 2801 и 3233, л. 4-5.
Википедия пишет: «Запутывает ситуацию в поисках разгадки названия города еще и то обстоятельство, что в разных источниках золотоордынский предшественник данного населенного пункта называется по-разному: Симберская Гора (Simberska gora – в карте Адама Олеария под 1636 годом и Simberskaia gora ruinee par Tamerlan».
Путаницу в изучение истории вносит и замена многими исследователями слова «поставища\\восстановление из руин» неологизмами типа «заложен; основан» и т.д.
Город восстановлен из руин по указу царя Алексея Михайловича окольничим Богданом Хитрово в 1648 году как крепость Симбер с целью защиты восточных границ Русского царства от набега кочевых племен. В ходе административной реформы Екатерины II в 1780 году Симбер был переименован в Симбирск, став главным городом Симбирского наместничества (губернии), в 1796 году Павел I своим указом подтвердил статус Симбирской губернии. Современное название носит с 1924 года. Это имя город получил в честь В.И. Ульянова (Ленина), являвшегося уроженцем Симбирска.
Актуальные вопросы сегодняшнего дня.
Вопреки расхожему мнению о том, что Земский собор 1613 года был по своему составу только русским и христианским, мы увидели документы и убедились в том, что в работе собора приняли участие представители многих народов и религий.
Мы убедились и в том, что именно Земский собор 1613 года заложил основы федеративного устройства России на многие века вперед, что особенно актуально в преддверии празднования 100-летнего юбилея восстановления договорных отношений между российской властью и башкирским правительством.
Так начиналась история нашего отечества как Федеративного государства. Первой страной, признавшей нового государя и государства, стала Англия: в том же, 1613 г., в Москву прибыло посольство Джона Метрика.
Иршат ЗИАНБЕРДИН
Часть пятая
Часть четвёртая
Читайте нас: