Участникам СВО из Башкирии спишут просроченные кредиты
Все новости
ХРОНОМЕТР
15 Июля 2020, 20:51

Повелители северных тюрков. Часть вторая

А сохранились ли другие письма царей династии Романовых на башкирском языке? Если сохранились, то почему они написаны именно на башкирском языке, и почему роды и племена башкир названы не башкирами, а обобщающим термином «северные тюрки». Что связывает царскую династию России с башкирами и какова роль башкирского народа в становлении Российского государства?

Все эти вопросы особенно важны сейчас, в преддверии празднования 100-летия восстановления договорных отношений между башкирами и российскими властями, в преддверии 405-летия воцарения династии Романовых в России.
Оказалось, сохранились и письма на башкирском языке, и тугра царей братьев Ивана и Петра Алексеевичей.
Письмо Ивана и Петра Алексеевичей
К содержанию письма мы вернемся в одной из последующих публикаций, а пока приводим расшифровку царской тугры: по-башкирски титул Российских царей – «Ак падишаh – хан\\Белый царь – хан».
Тугра Романовых
Данная тугра является общей тугрой Романовых, хотя многие исследователи считают, что ее использовали только цари Иоанн и Петр Алексеевичи. Однако отметим, что во всех башкирских шэжэрэ российские цари имеют титул «Ак падшаh\\Белый царь».
Транскрипция: «Аг падшаh – хан». Перевод: «Белый царь – хан».
Имеется еще и официальная копия грамоты императрицы Елизаветы Петровны 1755 года.
Эта грамота, последний Российский государственный акт, выполненный на башкирском языке и зафиксировавший вхождение в состав Российской империи последних независимых башкирских племен: бурзян, усерган, кипчак, тамъян.
В № 10(934) газеты «Истоки» от 11 марта 2015 года, в статье «Народу моему подарил место проживания» мы уже опубликовали башкирскую копию этой грамоты. Грамота зарегистрирована в Уфимской гражданской палате под № И 73510 от 22 марта 1820 года. Заверены подписями судьи Блавашина, секретаря суда Рейбелинского, архивариуса Барова.
Смута и лжецарствования
Смута и лжецартвования являются результатами не только закономерностями политического развития государств того времени, но и результатом влияния природных катаклизмов всемирного масштаба на ход человеческой истории тоже. Начальным этапом случившегося тогда голода был сильный неурожай 1601 года, который, по мнению метеорологов, стал результатом начавшегося извержения вулкана Уайнапутина в Испанском Перу (19 февраля 1600 года). Это привело к накоплению пепла в атмосфере Земли и вызвало малый ледниковый период, характеризовавшийся 10-недельными проливными дождями летом и ранними заморозками осенью.
В шэжэрэ башкир-юрматинцев (фото 5) об этом событии рассказывается так:
Транскрипция:
«Бр зман ил кутлак килдилр. Киш бик аузак булди. Ауч илгача илки куи бтди. Аигнлр hич бучмади. Куб хлаиклр дрмансз булдилр. hм куб хлаик ач-илангач булдилр. Нугаилр йиулб кингаш титдилр».
Перевод:
«Однажды пришли голодные годы. Зимы были долгие. За три года лошади и овцы вымерли. Зерновые не уродились. Многие народы обессилили. И многие народы стали нагими и босыми. Ногайцы собравшись держали совет».
Совет происходил в 1604 году, а голодными были три года: 1601–1603 гг.
По решению совета ногайцы, а вместе с ними и часть башкирских родов и племен, переселились на свои земли на Кубани, в свои южные вотчины.
А в Сибири в это время, после гибели Кучума, новым сибирским ханом около 1601 г. был провозглашен его старший сын Али. Он и его братья сохраняли власть над частью южных лесостепных и степных территорий Сибирского ханства. В связи с этим в кочевьях Кучумовичей постоянно находились представители отдельных ногайских кланов и башкирских племен Южного Зауралья из числа сынрян, табын и мякотин. После занятия престола Сибири Али-хан сначала даже примирился с Московским царством, так что царь Борис Годунов возвратил ему сына Хансюера и других родственников, в том числе и его брата по отцу Ишим-султана, который с 1601 года находился тут, в Московском государстве, на «кормлении».
С 1603 г. Али начал регулярно совершать набеги на сибирские городки и поселения, пока не попал в плен со всеми женами и детьми. В Московском княжестве он жил постоянно в городе Ярославле вместе со вторым сыном Кучума Алтанаем, не занимал никаких постов, удалившись на покой. А в Западной Сибири его сменил Ишим-Мухамет (Ишиммэт, он же Ишимбэт) –султан, родной брат Али-хана по отцу.
Здесь уместен небольшой исторический экскурс об отношениях в Казани и в Башкортостане тех времен к вопросам Российской государственности.
Как видно из башкирских шэжэрэ, «северные тюрки», то есть отдельные башкирские роды и племена, добровольно платили ясак в Казани после ее взятия Иваном Грозным, поскольку им было гарантировано вотчинное право на земли, и просили царя восстановить древнюю столицу края город Башкорт. Желания наших предков были с пониманием встречено в Москве, и русские в 1574 году возродили древний центр края, построив на этом месте новый город – Уфу.
Казань тем не менее стремилась к самостоятельности и даже имела желание стать столицей государства вместо Москвы, а башкирские племена и роды, к этому времени перешедшие в подданство Москвы, поддерживали российскую государственность, как гарант их существования.
Проследим эти отношения по публикациям историка Валерия Якоби «Призвание на царство Михаила Федоровича» (источник: runivers.ru).
«Конфликт Казани с Москвой начался весной 1612 года, когда казанская рать из Москвы была отозвана обратно в Казань. Продолжением стал бойкот, объявленный в Казани готовящемуся избирательному Земскому собору. В Москву не прибыли ни выборные представители Казанского государства, ни митрополит Ефрем, которого там очень ждали. Казань препятствовала также и приезду делегатов Собора.
От вятичей, к примеру, казанцы Никанор Шульгин и староста Федор Оботуров потребовали «Вяцким городом быти к Казанскому государству, а Московского государства ни в чем не слушати, и с Казанским государством стояти за один, и друг друга не подати, и для государева царского избрания выборных людей и денежных доходов в Москву не посылать, а прислати в Казань». И далее: «Последовал отказ вятичей. Ответом стал десант из 500 казанских стрельцов с «вогненным боем» под командованием Никиты Онучина, которые сломили сопротивление и доставили промосковски настроенных вятчан в Казань. Арестовали и людей, которые участвовали в освобождении Москвы, и в конце 1612 года возвращались домой».
В то время большинство жителей бывшего Казанского ханства уже были крещены и могли иметь православные имена и фамилии. Например, многие казанские князья крестились и вошли в число московских бояр; Едигер (последний казанский хан) тоже принял крещение и наречен был Симеоном.
И все-таки 11 июня 1613 года в Успенском соборе московского Кремля митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство Михаила Федоровича со словами: «Боляр же своих, о благочестивый, боголюбивый царь, и вельмож жалуй и береги по их отечеству, ко всем же князьям и княжатам и детям боярским и ко всему христолюбивому воинству буди приступен и милостив и приветен, по царскому своему чину и сану; всех же православных крестьян блюди и жалуй, и попечение имей о них ото всего сердца, за обидимых же стой царски и мужески, не попускай и не давай обидети не по суду и не по правде».
Остальные лидеры Казанского царства в новой восстановленной России династии Романовых стали одними из первых сибирских ссыльных.
Никанор Шульгин был доставлен из Свияжска в Москву, а оттуда 8 августа 1618 года направлен в Тобольск.
Староста Федор Оботуров из казанских застенков был сослан в далекий северный порт Мангазею.
Иван Биркин, командовавший казанской ратью в 1612 году, служил в Мангазее воеводой в 1615–1618 годах.
А что происходило тогда в Башкортостане?
Башкирская конница присоединилась к в ополчению К. Минина и Д. Пожарского и участвовала в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году.
В независимой части Башкортостана в 1609–1629 годах правил Ишим-султан из рода Кучум-хана, родной племянник которого Арслан-хан находился в аманатах (был почетным заложником) в Москве.
В 1610 году Лжедмитрием II был убит его преданный подданный Касимовский царь Ураз-Мухамет-хан. Близкие смогли найти тело хана и захоронить по исламским обычаям. «В 1019 году, месяца рамазана в 16 день, скончался сын Ондан-султана, Ураз-Мухаммед-хан. Господь всевышний да помилует его».
Царем в Касимове, вместо убитого Лжедмитрием Ураз-Мухамед хана , в 1610–1626 годах, кучумовичи хотели Арслан-хана сына Гали (Али)-хана и внука Кучум-хана, родного племянника Ишим-султана Сибирского. Официальную грамоту на царствование Арслан-хан получил только в 1614 году.
В мае 1612 г. Арслан-хан выступил на стороне Минина и князя Пожарского.
Имеются ли в наличии русские и башкирские документы об участии наших предков в земском ополчении?
Иршат ЗИАНБЕРДИН
Продолжение следует…
Часть первая
Читайте нас: