Все новости
ХРОНОМЕТР
13 Июля 2020, 23:01

Где же золото Шулгана? Часть вторая

Как рассказывали аксакалы, деревня Шулган была основана в начале XVIII века. В официальных источниках она впервые упоминается в пятой ревизии в 1795 году. В то время в Шулгане было 22 двора с 86 жителями. В 1816 году дворов было 25. При 53 дворах 291 человек показала восьмая ревизия 1834 года. В 1859 году насчитывалось 567 человек – 92 дома. 297 мужчин и 280 женщин при 100 дворах отметили в 1870 году. Советская перепись 1920 г. взяла на учет 1278 человек при 253 дворах.

…Вся округа была в непроходимых лесах. Поселенцы их тщательно выкорчевывали, сжигали и сеяли хлеб, разводили скот, охотились, рыбачили, занимались пчеловодством и разными ремеслами. Немного позже появилось пять водяных мельниц. Так как население было мусульманским, воздвигли две двухэтажные мечети.
Деревенские аксакалы, особенно бывший председатель колхоза Габдевали Гараевич Гараев рассказывал, что деревню организовал род Чуры (то есть батыров), это Аккуз Чура и его братишки Байчура, Ятим чура, Факырь чура, они пришли с запада из местечка Буртюк Гарай (Бертөк Гәрәй). Эти братья также основали деревни Кашкак и Тау. Далее к ним присоединились такие роды как: Тубала, Гали, Талкара, Ар, Кафер – Тафер, Казан бая и др.
Когда восстание Пугачева было разгромлено, всюду рыскали каратели. В это время в Шулгане появилась женщина, переодетая в мужской костюм. Работники Файзуллы бая быстро схватили ее думая, что это вор и привели к хозяину.
– Я близкий друга Емельяна Пугачева, – говорит пленник, – за мной гонятся царские каратели. Пожалуйста, не погубите, не выдайте!
Файзулла в раздумье. Хотя он сам с оружием в руках в восстании не участвовал, но симпатизировал повстанцам и оказывал им всяческую помощь. Но он также понимал, что восстание разгромлено вконец и его могут жестоко наказать, если узнают, что он укрывает приближенного Емельяна Пугачева. Каратели даже могут сжечь всю деревню.
– Пожалуйста, спасите, – умоляет пленник, – они вот-вот будут здесь. Сжальтесь не сгубите душу, не выдайте врагам.
Файзулла, чувствуя некое противоречие в манерах пленника, приказывает ему раздеться.
– Да ты ведь женщина… – серьезно говорит дед. – А я-то думал, что разговариваю с воином.
Он уже хотел было уйти, но, повернувшись, приказал слугам:
– Состригите ее наголо, лицо обмажьте золой. Когда придут солдаты пусть притворится немой и пусть лишь слюни текут с ее рта. Пускай подумают, что это сумасшедшая девушка.
Работники бая сделали все как надо, приготовили несчастную к прибытию карателей. Она изменилась до неузнаваемости. А солдаты даже не обратили на нее внимания, подумав: «Это же сумасшедшая дочь Файзуллы».
Беженка долгое время пряталась у Файзуллы. Через некоторое время она влюбилась в своего спасителя. Они поженились, у них родились сыновья. И когда Файзулла был чем-то недоволен на них, он, шутя и с любовью, ворчал – род кяфиров – тяфиров. Так и прикрепилось это прозвище к этому роду.
Особенностью шулгановцев является также то, что они испокон веков активно участвовали в национальных движениях за свободу своего народа и за веру. Например, здесь вырос старшина Урман-гарейской волости Джумгакай (Җомгакай) Аскаров, деревенские аксакалы о нем до сих пор с теплом и гордостью вспоминают. По архивным данным он активный сподвижник Салавата Юлаева и Емельяна Пугачева. Под его руководством восставшие в декабре 1773 года захватывают город Усу, 24 мая 1774 года – Бирск, в том же году разрушают Ангасякский завод. Во время крестьянской войны Салават Юлаев, когда готовил войска на захват Бирска, Усы, Кунгура несколько раз проезжал через Татышлинский район. По сохранившимся сказаниям, в 1774 году он с Джамгакай Аскаровым и закопал клад на горе Такмантау.
С особым уважением рассказывают в ауле о роде Казан бая. Этот род обосновался на реке Буй. Казан бай там родился и вырос, затем он отделяется от отчего гнезда и поселяется в Шулганово, строит дом в Гарибашево. (Гарибашево – находится на царском тракте, который обслуживали проживающие здесь удмурты, которых переселили из деревень Кашия и Кызыляр. Они отвечали за участок от аулов Чишма-Кодаш).
До революции деревня была свободной, бытовые проблемы решала сама через институт земств. Центром правления был Джиен (Шура), его возглавляли аксакалы, муллы, баи, голос середняков тоже был слышен. Был также свой кади, он регулировал уголовные отношения по шариату. В большинстве случаев уголовные дела решались через деревенского мусульманского судью.
Деревенские дороги, больницы, школы ездил и проверял земской. С 1865 по 1917 гг. Шулган относился к Уфимской губернии, Бирскому уезду, Кызыляровской волости. В одну волость входили до двенадцати деревень. Их представителем избирался волостной и при нем писарь.
Для выборов специального помещения не было, они проводились в разных деревнях. Последним волостным был житель деревни Акбулат Мухаметгарей Карабаев, а при нем писарем был некто по имени Сашка. Волостному подчинялся деревенский староста. Аул жил на основах самоуправления. Может быть, поэтому и народ жил зажиточно. В деревне было до двадцати богатых семей, а основная масса являлась середняками, пауперов было мало. Исходя из данных ревизий и переписей, каждое хозяйство держало по 3-5 коров, несколько лошадей, множество овечек, бортей. Купцы на телегах, проезжая из аула в аул, успешно торговали. В деревне были развиты народные промыслы и ремесло.
Во времена гражданской войны двадцать человек ушли воевать в башкирскую дивизию Заки Валиди.
Трагедии 20-30 годов ХХ века не обошли и Шулган. У тридцати хозяев было отобрано все имущество, нажитое собственным потом и кровью, а их сослали в Сибирь. В конце октября 1920 года в деревню приезжает комиссар по фамилии Малютин. Он просит, чтобы деревня помогла Красной армии с продовольствием и одеждой. Потребовав у деревенского старосты Кашфуллы Хусаинова помощников, аул разделили на четыре участка и стали отбирать продовольствие. С середняков забирали – 200 пудов, с богачей – 400 и все отправляли в армию. У Ахметхан бая забрали 1000 пудов спрятанного в амбаре зерна…
Во времена Великой Отечественной войны на фронт уходит более шестисот человек, возвращается только 120, и то большинство либо с одной ногой или рукой.
В 1947 году в период военных учений маршал Г.К. Жуков приезжает в Башкирию. Основная цель маневров – форсирование водных преград, совершенствование наступательных возможностей войск. Он приезжает в Шулган, обустраивает свою cтaвку на горе Кабантау, оттуда руководит ученьями. С деревенскими, особенно с фронтовиками, он очень душевно общается. Кормит всю деревню из полевой кухни. Об этом до сих пор с теплом вспоминают шулгановцы. Светлые следы знаменитостей и сегодня сохраняются в памяти сельчан. Знаменитый поэт Ангам Атнабаев работал здесь учителем, писал и исполнял свои первые пьесы. Также известная поэтесса Сажида Сулейманова в 1944–1946 годах учила шулгановских ребятишек. Ее скромностью, светлой душой, искренностью до сих пор восхищаются старожилы.
В истории Шулгана было немало светлых и темных периодов. Но жители деревни, несмотря ни на что, с надеждой смотрят в свое лучшее будущее. У тех же, кто не знает своей истории, будущего нет. А потому мы знаем, что золото Шулгана не в толще земной, а в душах людей.
Роберт ФАТХИЕВ (Рабит Фатхи), историк
Часть первая
Читайте нас: