От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть вторая
Все новости
ХРОНОМЕТР
22 Июня 2020, 13:38

Пульс тыла в первые дни войны. Часть первая

22 июня страна со скорбью будет отмечать день вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз. Тогда, в сложившейся катастрофической обстановке, требовалась оперативная мобилизация всех сил: и народа, и армии. Все жители нашей необъятной Родины сумели приложить поистине титанические усилия для противостояния врагу и впоследствии для победы над фашистами.

В фондах Национального архива Республики Башкортостан хранятся документы и материалы, отражающие напряженную ситуацию и пульс тяжелых дней в первых месяцах войны в тылу – городах и районах республики. Обратимся к некоторым источникам.
Вот первый документ, где говорится о том, что сразу же после выступления заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Вячеслава Михайловича Молотова с объявлением о нападении Германии на Советский Союз повсеместно прошли многочисленные митинги. Гнев и возмущение вызвало у советских людей сообщение о вероломном нападении немецко-фашистских захватчиков. Так, 22 июня на площади у клуба «Ударник» в Уфе более 10 тысяч человек слушали сообщение секретаря Башкирского обкома ВКП (б) Георгия Григорьевича Дорофеева о нападении Германии на нашу страну. Трудящиеся в своих выступлениях выражали непоколебимую решительность и уверенность в победе. «Отдадим все силы, всю энергию на укрепление обороны страны. Дадим стране столько хлеба, сколько потребуется», – заявили на митинге труженики Давлекановского района. С таким же большим политическим подъемом прошли митинги и в других городах и районах республики.
Президиум Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г. принимает Указ о мобилизации в армию четырнадцати возрастов (с 1905 по 1918 гг. р.) во всех военных округах. Первым днем мобилизации было определено 23 июня.
В Башкортостане мобилизация военнообязанных началась в этот же день. Люди шли на фронт, понимая, что защита Отечества является честью каждого гражданина страны, его воинским долгом. На призывных и сборных пунктах проводились лекции, доклады, беседы, устраивались выступления артистов, показ кинофильмов.
Много было добровольцев – об этом свидетельствуют документы того времени. Приведу строки из докладной записки в Башкирский обком ВКП (б) секретаря Кигинского райкома ВКП (б) Гани Юлбарисова: «В первый день мобилизации на имя райвоенкомата поступило 64 заявления с просьбой зачисления их добровольцами в ряды РККА, из них 5 женщин – медицинских работников».
Из сообщения Дюртюлинского райкома ВКП (б): «В первый же день мобилизации к 6 часам утра выпустили экстренный номер газеты, где осветили выступление тов. Молотова по радио. Из 23 добровольцев, изъявивших желание идти в бой против врага, можно привести в пример 77-летнего старика – Валеева Мухаметхана».
«После выступления тов. Молотова организовали митинг в районном центре, где участвовало около 750 человек. Вечером провели закрытое партийное собрание. По сельсоветам и колхозам ночью посланы политуполномоченные по разъяснению речи тов. Молотова и для проведения политмассовой работы. Во всех организациях и учреждениях установлено круглосуточное дежурство. Сегодня на фронт отправили мобилизованных людей в количестве 195 человек, 35 грузовых автомашин и 2 трактора» – так докладывал Башкирскому обкому ВКП (б) Кандринский райком ВКП (б).
3 июля 1941 года по радио выступил Генеральный секретарь ЦК ВКП (б), Председатель Совета Народных Комиссаров СССР Иосиф Виссарионович Сталин с обращением к советскому народу в связи с нападением фашистской Германии на СССР. Его директивная речь вдохновила многих на новые победы на фронтах и в тылу. Об этом также говорят документы военных лет. Из информации Молотовского райкома ВКП (б) г. Уфы: «Как только был получен текст речи тов. Сталина, были проведены митинги на паровозном депо, вокзале ст. Уфа, кирпичном заводе и в школах. На митингах участвовало всего 7000 человек. В этот день стахановцы цеха № 20 паровозоремонтного завода Гущин, Писарев, Иванов, Ракитин, Фомин выполнили дневную норму от 200 до 250 %. Организованно прошел призыв медсестер, тов. Гайсина и Михайлова просили немедленно их послать на фронт».
Информирует руководство республики Ждановский райком ВКП (б) г. Уфы: «На митинге членов артели „Промышленник“ стахановка тов. Тукаева заявила: „Я выполню норму на 160-165 %, буду работать еще лучше“. Стахановка той же артели тов. Юванаева обещала: „На призыв вождя мы ответим лучшей работой на производстве, я выполню свою норму на 190-200 %“. Слесари „Россовхозтранса“ т.т. Тюленев и Ивлев, выполняющие нормы до 300 %, в своих выступлениях предложили удлинить рабочий день до 10 часов, чтобы обеспечить своевременный ремонт автомашин. Сотрудница Уполнаркомзага Скворцова в своем выступлении заявила: „У меня муж и сын ушли на фронт, и я сама поступаю добровольно работать санитаркой в госпиталь в нерабочее время“. Артисты оперного и академического театров Бутакова, Хабибуллин, Гамов, Носков, Столяров и др. изъявляют желание пойти на сельскохозяйственную работу по уборке хлебов без особой оплаты».
Из сообщения Туймазинского райкома ВКП (б): «На митинге в районном центре трактористка Султанова заявила: „Я дала стране на защиту Родины 95 кг. сэкономленного горючего, мой муж на фронте, а я в тылу будем стойко защищать нашу Родину“».
В республике развертывается большая массово-политическая работа среди населения. К этому важному делу привлекается целая армия актива – советские и общественные организации, добровольные общества, депутаты советов, интеллигенция и др. В обстановке войны еще более усилилась роль и ответственность профсоюзов, одной из основных задач которых являлось развертывание массового социалистического соревнования, повышение производительности труда. Профсоюзные органы республики вели активную работу по размещению и восстановлению эвакуированных предприятий, бытовому обустройству прибывшего населения.
За годы войны от трудящихся Башкортостана поступило в виде добровольных взносов на нужды фронта более 2 млрд рублей, кроме того более 2,5 млрд рублей внесено на создание боевой техники. Отважно громили гитлеровцев построенные на эти средства танковые колонны «Колхозник Башкирии», «Осоавиахим Башкирии», «Учитель Башкирии», «Пионер Башкирии», «Башкирский нефтяник», «Комсомолец Башкирии», «Белорецкий металлург» и др.
Трудовой подвиг и самоотверженность тружеников села по достоинству было оценено руководством страны. Многие трудовые коллективы Башкортостана в эти годы получали Благодарственную телеграмму, подписанную лично Сталиным. Вот один из таких документов: «БАССР, Чишминский район, д. Аминево. Председателю колхоза товарищу Яхину. Прошу передать колхозникам, колхозницам и сельским учителям колхоза им. К. Маркса, собравшим 50 000 рублей на строительство эскадрильи боевых самолетов имени 25-летия Башкирии, мой братский привет и благодарность Красной Армии».
Проявлением глубокого патриотизма явилось создание продовольственного фонда Красной Армии. Только колхозы и колхозники Башкортостана сдали в этот фонд (сверх плана) более 94 тыс. тонн хлеба, 47 тыс. пудов мяса, 2 тыс. пудов масла, 5,5 тыс. пудов меда и др. Трудящиеся собрали и отправили на фронт в подарок бойцам 83 тыс. пар валенок, 21 тыс. полушубков, 36 тыс. шапок-ушанок, 300 тыс. шерстяных носков, портянок, варежек и т. д.
Можно привести бесчисленные примеры инициативы населения. Например, работники артели «Яңы тормош» Бураевского района в сентябре 1941 года выразили «свое большое желание об организации катания валенок для отправки в РККА из шерсти, собранной в фонд обороны страны». В указанный фонд колхозники колхоза «Урняк», колхозов имени Карла Маркса, имени Сталина Бакалинского района внесли 144 овцы, 13 кг шерсти и 1085 рублей.
Стахановским трудом, усилением боевой подготовки трудящиеся Башкирии неустанно помогали Красной Армии. На смену братьям, мужьям, отцам, ушедшим на фронт, на производство пришли сотни тысяч женщин, быстро овладевших заводскими профессиями. Коллективы заводов и фабрик брали повышенные обязательства, работали в сверхурочное время, чтобы дать продукцию сверх плана. Широко распространялись призывы: «Не выполнив задания, домой не уходи!», «Пообещал – сделай!». Например, бригада строительного треста № 3 не уходила с площадки 18 дней, пока не выполнила задание. На Уфимском ПРЗ бригада котельщиков И.К. Сергеева за три дня выполнила такой объем работы, на который до войны затрачивалось 12 дней. Токарь Уфимского паровозного депо И.Г. Федосеев, работая и за товарища, ушедшего в армию, выполнял ежедневно по 4 нормы. В тресте «Ишимбайнефть» буровые бригады мастеров А. Гончаренко, Ш. Кутлузаманова и М. Кубагушева ежедневно выполняли задания на 200-250 % (Газета «Ҡыҙыл Башҡортостан», 31.10.1941 г.).
Из информации БашТАСС (29.07.1941 г.): «Невиданный производственный подъем царит в эти дни на Уфимском заводе горного оборудования. Здесь каждый переполнен желанием дать не менее двух-трех норм в смену. В июне завод получил 63 тыс. рублей чистой прибыли. Еще лучших показателей дают стахановцы. В сборочном цехе бригада отца и сына Куруповых норму выработки выполняет ежедневно на 312 и более процентов. Стахановцы – сверловщик т. Газизов, токарь т. Кинзекеев выполняют производственные нормы на 400 %. Токарь т. Батурин в отдельные дни дает даже по 6 норм».
Вызывает восхищение также трудовой энтузиазм рабочих Белорецкого металлургического завода: 3 июля предприятие перевыполнило программу по всему циклу – по доменному цеху программа выполнена на 104 %, по мартеновскому цеху – на 108 %. В этот день Тирлянский завод выполнил задание по выпуску продукции на 113 %.
Металлургическая промышленность республики, получив задание Государственного Комитета Обороны, быстро освоила выпуск более прочных сортов стали и проката для танковых и артиллерийских заводов, снарядной заготовки. В результате принятых мер в 1942 году производство чугуна и стали возросло почти в полтора раза по сравнению с 1940 годом. Машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия республики освоили выпуск мин, авиабомб, различных снарядов и другой продукции.
Фронт требовал все больше горючего для боевых машин. Выступив инициатором Всесоюзного социалистического соревнования за досрочное выполнение заданий партии и правительства по обеспечению фронта боевой техникой, коллектив Уфимского моторостроительного завода проявил исключительный трудовой героизм – 23 раза завоевывал переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.
В августе 1941 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР обязали Наркомат нефтяной промышленности форсировать строительство ряда новых установок на нефтеперерабатывающих заводах Востока, в том числе на Уфимском и Ишимбайском заводах. Как писала газета «Красная Башкирия» (26 сентября 1941 г., № 228), «заметные изменения за последнее время произошли в нефтяной промышленности республики. На отдельных промыслах Ишимбая намного возросла добыча, увеличились скорости проходки скважин. Передовая бригада мастера т. Юсупова увеличила добычу почти в полтора раза». Летом 1942 г., когда сложилось тяжелое положение со снабжением фронта и народного хозяйства жидким топливом, Уфимский НПЗ являлся единственным в стране предприятием, производящим высокооктановое горючее. В 1942 г. это предприятие выпустило светлых нефтепродуктов в два раза, авиабензина – 2,5 раза больше, чем в 1940 г.
Крупные предприятия деревообрабатывающей промышленности освоили производство фанеры для авиационной промышленности, артиллерийских лыж. Перестроили также работу предприятия легкой, пищевой, местной промышленности и промысловая кооперация. Швейные фабрики Уфы, Ишимбая, Черниковска шили военное обмундирование, маскировочные халаты, противогазовые сумки, Ново-Троицкая суконная фабрика выпускала шинельное сукно и технические ткани. В артелях местной промышленности Архангельского, Баймакского, Бураевского, Макаровского районов производились сани, брички, лыжи, специальная тара.
Повсеместно создавались фронтовые комсомольско-молодежные бригады, девизом которых был лозунг «В труде, как в бою!» Первой такой бригадой в Башкортостане стала комсомольско-молодежная бригада М. Рахмангулова на моторостроительном заводе. Ее почин поддержали и другие трудовые коллективы республики. Как писала газета «Красная Башкирия» (26.09.1941 г., № 228), «Белорецкий завод систематически перевыполняет планы по выплавке стали. Удвоенную производительность теперь уже дают не только отдельные рабочие, коммунисты и комсомольцы, но и целые бригады. Особенно хорошо работают молодежно-комсомольские смены, которыми руководят мастера т.т. Сибирцева, Хакимова, Селиванова».
Подлинными командирами производства в республике показали себя хозяйственные руководители В.П. Баландин, В.Я. Климов, С.И. Кувыкин, А.А. Трофимук, М.А. Ферин и др.
Из воспоминаний бывшего директора Тубинского медного рудника В.Ф. Гаскарова: «С первых дней войны коллектив трудился по-ударному, по-фронтовому. Вне плана была организована добыча медной руды, так как медь для вооружения армии являлась очень нужным металлом. Наряду с выполнением производственных задач, рудник помогал комплектованию армии людьми. В Башкирскую кавалерийскую дивизию были отобраны десятки лучших рабочих. Их обеспечили лошадьми, седлами, одеждой. Для катки валенок была организована пимокатная мастерская».
Подготовил Нияз БУЛАТОВ
Продолжение следует...
Читайте нас: