Приведу ряд справок о том, как обстоит дело с безбожным фронтом по Бирскому кантону. Церквей и мечетей у нас насчитывается 769. К этой цифре нужно прибавить еще некоторое количество различных молитвенных домов, которых расплодилось порядочно после раскола русской поповщины. Если и это принять во внимание, то число поповских «агитпунктов» можно смело считать около 800. Служителей религиозных культов всех национальностей и вероисповеданий по кантону 1828 человек, членов церковных советов и мутавалиев – 4045. Таким образом, религиозных агитаторов можно насчитать до шести тысяч человек.
Какие силы им противостоят? Безбожных кружков в Бирском кантоне всего лишь 98. Членов в них 828. При этом, надо отметить, многие из кружков почти не работают. И обратно – поповские политработники ведут довольно активную религиозную пропаганду. Поле действий для них открытое.
По каким каналам просачивается поповское влияние в массы? Вот они. Через членов церковных советов и мутавалиев, одновременно состоящих членами сельсоветов, и подчас использующих низовой советский аппарат в свою пользу; играет роль и чрезвычайно активная подготовка к религиозным праздникам и умелое использование их; проводится создание специальных религиозных кружков, организация собраний верующих. Общеизвестны, кроме того, факты экономической организации крестьянства (и особенно бедноты) духовенством вокруг сепараторов, через создание религиозных денежных фондов, оказание из них помощи нуждающимся и т.д. Все эти мелкие и крупные тропки и дорожки ведут к одному – к закреплению религиозности и оттягиванию масс назад от культурной революции.
Комментарий автора. Границы Бирского кантона Башреспублики в общих чертах совпадали с границами бывшего Бирского уезда Уфимской губернии.
«Красная Башкирия» от 13 июля. Раздел «По Советской Башкирии».
В Инзерском заводе Усмангалинской волости Тамьян-Катайского кантона грамотные слишком высоко себя держат, от них ничего не добьешься. А в башкирской части населения полное беззаконие.
Особенно издеваются над женщинами. У большинства имеются 3 – 4 жены. Их берут без ЗАГСа посредством мулл. Последние нарушают закон советской власти. Отдают замуж девушек 12 – 13 – 14-летнего возраста. Пожив с ними, муж выгоняет их из дому без куска хлеба и без копейки денег. При нас в ВИК прибыли три башкирские женщины. Из них одну привезли чуть живую. Она была избита до такой степени, что еле-еле выговаривала слова. Вдобавок она беременна.
Остальные две нам со слезами на глазах рассказывали следующее: «когда нас выгоняли наши мужья на улицу, мы пошли к председателю сельсовета, который обещал дать нам помощь тогда, когда мы удовлетворим его половую потребность».
В волости женорганизаторши нет.
«Красная Башкирия» от 26 августа.
Уфимская психиатрическая больница переполнена.
Необходимо расширение больницы
ЧАСТЬ ОБЩЕСТВЕННО НЕОПАСНЫХ БОЛЬНЫХ НЕОБХОДИМО ПАТРОНИРОВАТЬ
15 лет тому назад (в 1913 году) в бывшей Уфимской губернии переписью было зарегистрировано 6761 душевно-больных. Уфимская губерния по количеству населения почти совпадала с Башреспубликой. Переписчики не смогли зарегистрировать всех душевно-больных, так как им не удалось проникнуть в мелкие поселки, а кроме того, часть душевно-больных была скрыта населением из боязни принудительного интернирования.
После империалистической и гражданской войн и после голода 1921 года число душевно-больных в Башкирии несомненно увеличилось. Мировая статистика показывает, что на сто тысяч жителей имеется душевно-больных: в Америке 325 чел.; в Англии 400 чел.; в Ирландии 550 чел.; в Швейцарии 560 чел. В СССР душевно-больных принято считать 300 чел. на сто тысяч жителей.
В Башкирии по переписи 1926 года было 2741316 жителей. По данным БЦСУ в 1927 году естественный прирост населения в Башкирии был равен 256 чел. на десять тысяч жителей. Следовательно, можно считать, что население Башкирии естественным порядком увеличивается примерно на 70 тысяч человек в год. Имея 300 чел. душевно-больных на сто тысяч жителей, мы получим численность этого рода больных для Башкирии – 8433 чел. Ежегодное увеличение числа душевно-больных Башкирии – 210 человек. Не правда ли, жуткие цифры!
Старший врач Уфимской психбольницы А. М. Протасов, у которого мы заимствовали собранные им мировые статистические данные о распространенности душевных болезней, представил в Башнаркомздрав докладную записку, в которой сказано, что по научным данным на каждых трех человек душевно-больных необходимо иметь одну койку в психиатрической больнице, так как один душевно-больной из трех всегда является опасным для окружающих и, следовательно, должен быть изолирован.
В западно-европейских странах стремятся изолировать всех душевно-больных. Это и понятно, потому что кроме тягостного впечатления, которое душевно-больные производят на окружающих, надо иметь в виду еще и возможность того, что душевно-больные могут иметь потомство, а потомство этого рода больных в лучшем случае психопаты, а в худшем случае тоже душевно-больные. В некоторых западно-европейских странах (Швеция и Дания) как будто бы уже добились изоляции в больницы 90 – 95 процентов душевно-больных. Мы в этом отношении еще порядком отстали от этих стран. Если оставить в населении, как говориться «НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ» две трети душевно-больных, могущих давать нездоровое потомство, но сравнительно спокойных, то в Башкирии все же остается 2811 чел. таких больных, о которых мы должны как-то позаботиться. Надо еще иметь в виду, что эта цифра ежегодно будет увеличиваться на 70 человек.
В дореволюционное время Уфимская психиатрическая больница вмещала до 791 чел., и, кроме того, в патронаже 60 человек. Штатных коек в больнице было 600, и она всегда была переполнена сверх меры, причем каждый душевно-больной проводил в ней в среднем 170 дней.
В настоящее время в этой больнице всего только 300 коек (фактически в больнице меньше 350 – 360 чел. не бывает) и по смете 1928 – 29 года принято расширение на 50 коек; каждый больной проводит в среднем только 91 день. Ясно, что значительное число больных выписывается у нас прежде времени, до поправки. Причина – переполнение больницы сверх меры. Следствие – возможность повторения таких случаев, какой был с больным Козловым, который через 2 – 3 дня после выписки из больницы убил свою жену.
Надо серьезно подумать над вопросом, куда нам девать больше, чем двухтысячную массу буйных, общественно опасных душевно-больных. В то же время надо проработать в пятилетнем плане вопрос о дальнейшем расширении уфимской психбольницы и о возможности некоторой борьбы с распространением душевных болезней. Мы должны будем уделять несколько больше внимания душевно-больным, чем уделяли им до сих пор.
Но немедленно, безотлагательно надо вывести из уфимской психбольницы около 100 человек бездомных хроников, совершенно не опасных для окружающих, напрасно переполняющих больницу. Для них можно в городе Уфе или в соседних селах организовать так называемый патронаж, то есть содержать больных за счет психбольницы на частных квартирах. Это стоит сравнительно не так дорого. Если содержание одного душевно-больного в больнице обходится свыше 500 руб. в год, то содержание его в патронаже будет стоить всего только 295 руб. в год. Такой патронаж будет обслуживаться врачем, фельдшером, надзирателем и двумя санитарами на 50 больных. Единовременно на оборудование патронажа мягким инвентарем (белье, одежда и спецодежда) на 50 чел. больных потребуется около 12 с половиной тысяч рублей. При составлении сметы на 1928 – 29 год необходимо будет предусмотреть организацию патронажа и для этой цели придется несколько увеличить контрольные цифры, установленные для Башнаркомздрава.
«Красная Башкирия» от 10 октября.
Активность марийцев растет
Активность марийской народности растет. Есть случаи, когда марийцы-крестьяне сами просят организовать у них в деревнях сельсоветы. Сейчас в президиумах ВИКов есть 10 марийцев, председателей сельсоветов – 49. Секции советов становятся лучшей формой привлечения крестьян к общественной работе. Чураевская культурно-просветительная секция получила первый приз за хорошую работу. Собрания бедноты проходят очень оживленно. Беднота сама выносит ряд вопросов на обсуждение.
Намечаются сдвиги по улучшению сельского хозяйства. Возьмем к примеру Мишкинскую волость, заселенную марийцами. Культурные травы вместо 6 десятин (26 год) занимают 174 дес. (27 год). Вдвое увеличилась посевная площадь под корнеплодами. Волость имеет 9 сортировок и 2 трактора.
3851 хозяйств кооперированы. По кантону насчитывается 10 марийских колхозов и машинных товариществ.
Есть 5 изб-читален и 20 красных уголков. Основной недостаток в их работе – отсутствие марийской литературы. Кантон пополняется новыми культурными работниками. В этом году посланы учиться 100 марийцев.
«Красная Башкирия» от 8 ноября.
Многие из башкирских советских работников знают учителя тов. Гамбарова. Он уже 45 лет беспрерывно обучал русской грамоте башкирских детей в деревне Кулбаковой Месягутовского кантона. Еще до Октябрьской революции он отпраздновал свой 25-летний юбилей и был награжден за деятельность по просвещению золотой медалью.
При советской власти у товарища Гамбарова окончило курс учения 115 мальчиков и 45 – 50 девочек, а всего с 1885 с 1928 год у него окончило курс обучения начальной школы 300 человек.
Товарищ Гамбаров всю свою жизнь отдал исключительно просветительной работе. У него нет никакого хозяйства, нет, что называется, ни кола, ни двора, ни дома, ни других построек, ни земли, ни посева. Гамбарову уже 65 лет. Врачебно-контрольная комиссия нашла его и его жену потерявшими трудоспособность. Вследствие этого тов. Гамбаров с 1-го сентября был принужден оставить любимую им работу.
Месягутовское КОНО и Рабпрос отпраздновали юбилей 45-летней деятельности. Учителя – товарищи Гамбарова и некоторые учреждения преподнесли ему подарки.
«Красная Башкирия» от 16 декабря.
Я – СТАРИК 73-Х ЛЕТ И ТО ЗАПИСЫВАЮСЬ В ЯЧЕЙКУ «БЕЗБОЖНИК»
Мне 73 года. С 12 лет я батраком ежедневно продавал свой труд за ничтожную плату. Еле мог существовать с семьей. До самой революции все видел: нищету, голод и холод, наглый обман. В 1918 году на Урале революция. Я с того дня душой и телом отдохнул.
42 года тому назад я не стал веровать ни в бога, ни в черта. Как тогда, так и сейчас считаю религию сущей ерундой. Попы от нашего брата наживались. Только и твердили: бедность не позор, терпите, бог терпел и нам велел, на том свете будете в раю. Вот такой ерундой нам забивали головы.
Я сам 42 года неверующий. Не мало меня таскали за это в полицию. Воспитал своих детей неверующими. Сын мой в 1918 году пошел добровольцем в боевую дружину, а потом в Красную армию; закаленный партизан со дня революции работает по безбожию.
Мой совет всем гражданам подумать хорошенько, записаться в общество «Безбожник» и больше не кланяться «кумирам». Больше учиться все свободное время.
Я старик 73-х лет и то записываюсь в ячейку «Безбожник».
Прошу этот вопрос поставить во всей печати.
Плотник дер. Князево Иглинской волости Н.А. РУССКИХ
Подготовил Александр БАРАНОВСКИЙ