Все новости
ХРОНОМЕТР
18 Мая 2020, 21:55

Тюркский след в музеях и библиотеках Европы

Многие наши интернет-друзья пишут: «Как вам хорошо, живете прямо там, где сохранились прекрасные образцы наших письменностей и художественного наследия». Мы, в свою очередь, завидуем им всем. Действительно, почему же не завидовать москвичам, где имеется Оружейная палата, или петербуржцам, у которых есть Эрмитаж, или жителям Красноярского края, где имеется Минусинский историко-краеведческий музей?

Или англичанам с их Британским музеем, или германцам, которые могут посетить Дрезденскую галерею и библиотеку? Французам тоже хорошо, у них есть Парижская библиотека.
Такой список можно продолжить. И во всех перечисленных культурных центрах имеются памятники древнетюркского (кто знает, может, и древнебашкирского тоже) искусства и литературы.
Наверное, читатель в недоумении задается вопросом – а при чем тут эти ведущие музеи мира и тюрки, их искусство и литература?
Но, мне кажется, такой вопрос могут задать только люди, не понимающие искусства. Искусство – это прекрасное, а в нашем случае это «прекрасное далеко».
Попробую вкратце рассказать о фонде названных музеев и библиотек и ознакомить читателей газеты «Истоки» с тюркскими памятниками искусства и литературы, которые хранятся в их фондах, выборочно.
Оружейная палата РФ в Московском Кремле: 1) приказ Оружейной палаты, Оружейный приказ, центральное государственное учреждение в XVI – начале XVIII веков. Упоминается с 1547 года как хранилище оружия, затем – место изготовления, закупки и хранения оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода. При Оружейной палате созданы иконописная (1640) и живописная (1683) мастерские; в 1700 году в Оружейную палату влились Золотая и Серебряная палаты. В 1726-м объединена с Казенным двором, Конюшенной казной и Мастерской палатой – «Оружейная и Мастерская палата». 2) Старейший российский музей, основан в 1806 году (здание построено в 1844–1851 годах, архитектор К.А. Тон), с 1960-го в составе Государственных музеев Московского Кремля; собрание декоративно-прикладного искусства России, Западной Европы и ряда восточных стран V – начало XX века. (ткани, одежда, посуда, оружие, доспехи, царские троны и регалии).
Так какие шедевры оружейного мастерства тюркских народов России хранятся в них?
Шлем Александра Невского. История экспоната: 18 декабря 1621 года в приходно-расходной книге была сделана запись следующего содержания: «Государева жалованья Оружейного приказу самопальному мастеру Никите Давыдову пол-аршина (далее следует перечисление тканей, которые надо выдать мастеру), а пожаловал его государь за то, что он и венцы, и мишени, и науши наводил золотом».
Арабописьменные тексты гласят – «Ммух маhир», которые на русском языке означают – «Мастер Мамух».
Эрмитаж: государственный художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге (Ленинграде), один из крупнейших музеев мира. Занимает пять зданий: Зимний дворец (архитектор В.В. Растрелли, 1754–1762), Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот, 1764–1767) и Старый Эрмитаж (архитектор Ю.М. Фельтен, 1771–1787), здание театра (архитектор Д. Кваренги, 1783–1787) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце, 1839–1852). Временем зарождения эрмитажного собрания считается 1764 год, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция из 225 картин, преимущественно произведений голландской и фламандской школ. Значительное число картин размещалось в апартаментах дворца, называвшихся «Эрмитаж» (от французского ermitage – место уединения; позднее это название перешло на всю картинную галерею). Для Зимнего дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и других. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 году насчитывал 2080 произведений живописи. Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (библиотека Вольтера). Расширение коллекций происходило и в 19 веке, когда в Эрмитаж стали поступать археологические материалы из раскопок, в частности, положившие начало знаменитой скифской коллекции. Эрмитаж играл большую роль в развитии русской культуры, для него было построено специальное музейное здание – Новый Эрмитаж. Посещение Нового Эрмитажа было ограниченным. За расширение доступа в музей боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 году значительная часть коллекции была эвакуирована в Москву и возвращена в Петроград лишь в 1920-м. После Октябрьской революции коллекция Эрмитажа значительно увеличилась за счет национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и других, музею постепенно передавались бывшие дворцовые помещения и весь Зимний дворец. Была перестроена вся деятельность Эрмитажа, организованы новые отделы. В годы Великой Отечественной войны значительная часть коллекций была эвакуирована в Свердловск, но в Эрмитаже продолжалась научная и музейная работа. Ныне Эрмитаж состоит из восьми отделов: первобытной культуры; античного мира; культуры народов Востока; истории русской культуры (включающий «Галерею 1812 года» – портреты офицеров и генералов, героев Отечественной войны 1812 года); нумизматики; западноевропейского искусства (картинная галерея с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Веласкеса, Мурильо, Рубенса, Ван Дейка, Халса, Рембрандта, Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена, А. Ватто, Делакруа, Ренуара, Пикассо, Матисса; собрания скульптуры с произведениями Микеланджело, Гудона, Родена; коллекция рисунков, графики, памятников прикладного искусства); научно-просветительного, ведущего экскурсионную и лекционную работу; реставрационного. Экспозиции музея занимают свыше 350 залов, посещаемость – 3,5 млн человек в год. Эрмитаж ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значительное место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев.
Чаша. Авторы статьи нигде не обнаружили полного прочтения текста чаши. Арабописьменные надписи внутри чаши показаны в таблице. Полная расшифровка еще не закончена.
1.
«Мрсали» – это посланника
(принадлежность).
2.
«Змн слк» – Время вкуса; время чувствовать изящное.
3.
«На» – отрицательная приставка.
4.
«Слк» – вкуса.
5.
«Мн» – это.
6.
«Фсик» – развратный человек.
7.
«Фаи» – из.
8.
«Аикнти»– сказанного.
9.
«Нафh» – приносящий пользу человек.
10.
«Ал иса» – Иисуса.
11.
«Кут» – мощь.
12.
«Ал тсма» – четкое указание.
13.
«Вэ» – союз «и».
14.
«Ал нтижэ» – окончательный вывод, суждение.
Сама чаша выглядит таким образом.
Парижская библиотека. Национальная библиотека – самое богатое собрание франкоязычной литературы в мире и самая крупная библиотека во Франции. Одна из крупнейших библиотек мира. Исторически располагалась в Париже на рю Ришелье в ансамбле зданий XVII века, построенных по проекту Мансара для кардинала Мазарини и расширенных после 1854 года. Ныне этот ансамбль хранит только малую, но самую ценную часть государственной библиотеки – Кабинет медалей и манускрипты. Основное библиотечное хранилище построено в 13-м округе, это четыре высотных башни на левом берегу Сены, возведенные в форме раскрытых книг; хранилище носит имя Франсуа Миттерана. В библиотеке работают 2700 человек.
В этой библиотеке хранятся две реликвии, которые непосредственно касаются и истории башкир тоже. Это монета кагана Атиллы и рукописное издание произведения башкирского поэта Котби «Хосров и Ширин», который упоминается в шэжэрэ башкир усерганцев.
В средневековых восточных исторических источниках, в том числе в трудах живших в IX–X веках аль Табари и аль Баглами, сохранились сведения об иранском шахе Хосрове II, который правил своей страной в 590–628 годах. Вместе с ним упоминаются и имена двух его жен Ширин и Мариам. С течением времени исторические события, связанные с жизнью Хосрова и его жены Ширин, приобретают легендарность.
Родившийся на Урале Котоб, который упоминается в шэжэрэ башкир усерганцев как потомок Муйтен бека, к 1342 году заканчивает свою книгу «Хосров и Ширин» и дарит ее правителю левой руки (другое название «Ак Орда») Золотоордынского государства Танибеку. Котоб был послом Золотой орды в государстве мамлюков. До наших дней сохранилась только копия рукописи Котоб, которая была переписана поэтом Бэркэ Факихом в 1383 году. Хранится в национальной библиотеке Франции в Париже.
Иршат ЗИАНБЕРДИН, Алексей КРИВОШЕЕВ
Окончание следует...