К звуку бензопилы в его дворе уже привыкли. Раз завелась, значит, дядя Ваня начал творить. В дни летних каникул педагог дополнительного школьного образования не сидит без любимого дела. В августе селу Зилаир исполнится 270 лет. На юбилей он решил заменить композицию мишек на въезде в село. При внешнем сходстве новые фигуры будут отличаться методом исполнения.
За работой мастера пристально следит детвора. Когда надо, даже помогают. То стамеску подадут, то молоток подержат. Родители только рады. Говорят, приучать малышей к труду нужно в раннем возрасте. А тут – такой пример.
В качестве исходного материала Иван Сучков выбрал сосну. Податливое и прочное дерево, признается мастер. А вот новый эскиз чертить не стал. Всё в голове. Ну, а старые фигуры передадут в один из местных детских садов.
По территории района проходит легендарная «Дорога Канифи», она является одной из северных ветвей караванной дороги известной более под названием «Великого шелкового пути», данная дорога очень привлекательна для туристических маршрутов и семейного отдыха, она простирается по живописным местам вдоль водораздела рек Сакмары и Таналыка. «Канифа юлы» (Дорога Канифы) – древний торговый путь. У юго-восточных башкир сохранились предания о дороге Канифы. Эта дорога на всем своем протяжении так же, как и дорога «Куныр буга», не имеет водных преград. Начинаясь в Абзелиловском районе, она проходит дальше в южном направлении по Баймакскому, Зилаирскому, Хайбуллинскому районам, в Оренбургской области доходит до брода на реке Урал (Яйык) в районе г. Орска и далее соединяется с караванной дорогой, идущей через Казахстан в Среднюю Азию.
Этой дорогой, по свидетельствам историков, не раз пользовались повстанцы, в том числе в ходе Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
Как гласит одна из легенд, башкирская девушка по имени Канифа бежала из казахского плена, скрываясь, шла «только обочиной дороги и только ночью, чтобы Полярная звезда (Тимер казык) находилась с правой стороны».
Территория Юлдыбаевского сельского поселения перспективна для развития водного туризма (река Сакмара). Хорошо развита транспортная инфраструктура.
В долине реки Сакмара в 5–7 км от с. Юлдыбаево расположена Гора Яманташ, пользующаяся значительной популярностью среди туристов. Привлекательна для скалолазов.
Айда Булун – поляна в 7 км. от д. Ивано-Кувалат сельского поселения Ивано-Кувалатский сельсовет Зилаирского района.
Поле союза семи племен (по-башкирски – ете ырыу), оно так и называется – «Семиволостное». Второе название поля – Айда-Булун. Место проведения съездов Союза семи племен башкирского народа. 450 лет тому назад в середине 16 века именно на земле башкирского племени Тунгаур около Зилаира на поляне Айда-Булун состоялся Курултай представителей семи башкирских родов, определивший условия вхождения башкир в состав Русского государства.
Это были племена бурзян, тунгаур, кипчак, усерган, табын, юрматы и тамьян. Их предводители во времена добровольного вхождения Башкирии в состав России побывали на приеме у царя Ивана Грозного, вручившего им жалованные грамоты, закреплявшие вотчинное владение теми землями, которые и занимали башкиры. Посланцев к русскому царю избирали на сходах.
Семиродовой столб установлен в 2007 году в честь решения о добровольном присоединении семи родов башкир к русскому государству, которое было принято на этой поляне Айда Булун.
Мемориал было решено установить на более людном месте, у въезда в село Юлдыбаево сельского поселения Юлдыбаевский сельсовет Зилаирского района на горе Акташ, потому что именно это село является центром расселения ялан-тунгаурцев – представителей рода тунгаур, на чьей территории произошло объединение южных башкирских родов. Рядом проходит трасса, и все проезжающие могут увидеть мемориал.
В число охраняемых природных памятников отнесены вековые лиственницы около д. Кызлар-Бирган на территории сельского поселения Уркасский сельсовет Зилаирского района, которым более 600 лет.
Поражает высота деревьев, при этом ствол одной из лиственниц в обхвате достигает 6 метров. Еще во времена Куликовской битвы этим лиственницам было уже по 70–80 лет!
Спасо-Преображенский храм
31 июля 1748 г. И.В. Твердышев, уже владевший к этому времени Воскресенским заводом, получил дозволение на строительство второго медеплавильного завода, первая плавка на котором состоялась 18 сентября 1750 г. Одновременно при заводе возникает село Преображенское (ныне с. Зилаир), заселенное покупными крестьянами.
Сведения о времени строительства первой церкви в с. Преображенском несколько разнятся. Так, Н. Чернавский указывает дату 1761 г.; по данным П.И. Рычкова, деревянная церковь Преображения Господня существовала при заводе уже в 1760 г.
Сохранилось упоминание о том, что во время владения П. Гусятниковым заводом (после 1789 г.) была построена деревянная церковь и рядом с ней часовня. По-видимому, речь идет о строительстве второй церкви – вместо сгоревшей, или пришедшей в ветхость первой.
Между 1837 и 1846 гг. (точная дата не установлена) хозяином завода становится М.В. Пашков. В период его владения (М.В. Пашков умер в 1863 г.) и была построена каменная церковь, дошедшая до наших дней. Стилевые признаки позволяют датировать ее первой половиной XIX в. Большую роль в обустройстве храма сыграла сестра М.В. Пашкова, имя которой не упоминается. Ею были приглашены художники, расписавшие интерьер, создан церковный хор. Центральный колокол, весом 246 пудов, был отлит на заводе местными мастерами.
Храм, построенный в стиле классицизма, является памятником православной культовой архитектуры.
В настоящее время сохранилось полуразрушенное здание медеплавильного завода ХVIII века, которое представляет историческую ценность и может использоваться как место для посещения туристов.
Преображенский медеплавильный завод основан горнозаводчиками И.Б. Твердышевым и И.С. Мясниковым по решению Берг-коллегии от 31 июля 1748 г. на реке Урман-Зилаир на землях башкир Бурмас-Кипчакской и Усерганской волостей Ногайской дороги. Завод был назван Преображенским, т. к. его строительство началось в канун христианского праздника Преображенье господне (отмечается 19 августа). Владельцы: И.Б. Твердышев и И.С. Мясников, с 1780 г. – Т.Я. Бибикова, с 1783 г. – Д.К. Крашенников, с. 1789 г. – П.М. Гусятников, с. 1838 г. – М.В. Пашков, с. 1870 г. – английская компания "Русская медь". В 1884 г. Преображенскую дачу купил В.Н. Охотников. Первая плавка состоялась 18 сентября 1750 г. Всего на заводе выплавлено около 1,1 млн. пудов меди при максимальной производительности 17930 пудов в 1855 г.
Рядом с деревней Кадырша имеется почитаемый в народе родник, который не замерзает ни в какие морозы и не пропадает даже в самый засушливый год.
Зилаирский район образован в 1930 г. Граничит с Бурзянским районом на севере, с Баймакским – на востоке, с Хайбуллинским – на юго-востоке, с Зианчуринским – на юго-западе, с Кугарчинским – на западе. Районный центр – с. Зилаир, находится в 410 км от г. Уфы и в 135 км от железнодорожной станции Сибай.
Специализацией района является переработка лесных ресурсов и сельское хозяйство.
В составе муниципального района имеется 13 сельских поселений, 57 населенных пунктов.
Климат континентальный, недостаточно увлажненный.
Основу гидрографической сети Зилаирского района составляет рр. Баркал, Большой Ик, Большой Сурень, Зилаир, Касмарка, Крепостной Зилаир – притоки Сакмары, Бузавлык – приток Таналыка, Кана, Куркатау – притоки Белой (Агидели).
Территория современного Зилаирского района начала интенсивно осваиваться в бронзовом веке (сер. 2 – нач. 1 тысячелетия до н. э.), о чём свидетельствуют многочисленные археологические памятники. Хозяйство племён бронзового века носило патриархально-пастушеский характер. Население разводило крупный и мелкий рогатый скот, занималось обработкой металла. К эпохе бронзы относятся погребальные сооружения: Вознесенские, Кашкаровские, Матраевские, Салимовские и др. курганы.
С середины XVI в. начинается переселение на территорию Башкирии служилых людей и крестьян из центральных районов России и Среднего Поволжья. Численность пришлого населения на территории юго-восточной Башкирии во 2-й половине XVIII в. увеличивалась в связи со строительством горных заводов (Кананикольский медеплавильный завод, Покровский медеплавильный завод, Преображенский медеплавильный завод), организацией Оренбургской экспедиции, основанием крепостей (Зилаирская крепость) и снятием запретов властей на колонизацию края.
Богатства края привлекали как заводовладельцев, купцов, так и крестьян, страдающих от безземелья. Здесь обосновались русские, татары, чуваши, украинцы, удмурты, мордва и другие народы. Появление населения, принесшего с собой навыки земледелия, огородничества и ремесла, сыграло большую роль в истории юго-восточного Башкортостана. В свою очередь, переселенцы заимствовали у башкир приёмы скотоводства и бортничества. Здесь сложилась и своеобразная культура горнозаводского населения. На территории современного района много смешанных населённых пунктов, история которых отражает все этапы переселенческого движения XVII–XX вв.
Буржуазные реформы 2-й половине XIX в. создали предпосылки для развития капитализма в крае. Начали создаваться акционерные общества (например, на базе остановившегося Преображенского медеплавильного завода), строятся новые предприятия (Преображенские кожевенные заводы), появились земские школы и др. Революционные события 1917 г. всколыхнули и далекие от столиц регионы страны. На территории современного Зилаирского района были созданы новые органы власти (Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, земельные комитеты и др.), например, Преображенский и Кананикольский Советы рабочих и солдатских депутатов. В период Гражданской войны в с. Кананикольское произошло важнейшее для всей дальнейшей истории Башкортостана событие: был подписан документ о переходе Башкирского войска на сторону советской власти. В рамках Автономной Башкирской Советской Республики (АБСР), созданной в марте 1919 г., территория современного Зилаирского района была отнесена к Бурзян-Тангауровскому и Усерганскому кантонам, а впоследствии – к Зилаирскому кантону. В августе 1930 г. был образован Зилаирский район с центром в с. Зилаир.
Зилаирцы выдержали и лихолетье Гражданской войны, и трудности социалистических преобразований, и лишения Великой Отечественной войны, и тяготы послевоенного восстановления хозяйства. В сложные переходные годы кон. XX в. и по настоящее время жители района по-прежнему сохраняют верность своей земле.
Подготовил Виктор КАРЕЛИН