Родился Вафа 22 февраля 1922 г. в деревне Сулейманово (ныне Мечетлинский район РБ) в семье участника гражданской войны Мустафы Ахмадулловича (1895-1983). Он был вторым ребёнком в многодетной семье (5 сыновей и 4 дочери). Жили трудно, но, несмотря на это, родители сумели привить детям тягу к знаниям и добропорядочность. Ходить на учёбу приходилось за 5 км, в Лемез-Тамак, где находилась единственная в округе школа. Все дети Мустафы постарались получить высшее образование и занять определённое положение в обществе. Но лучше всех учился Вафа – он первым из выпускников Лемез-Тамакской средней школы получил золотую медаль.
Поступление в вуз не удалось в силу различных причин, и до призыва в армию в декабре 1940 г. Вафа более года работал в местной школе. Он мечтал стать учителем, а военная стезя его не прельщала – как ни пытались в военкомате уговорить поступать в военное училище, он отказался, и был направлен в полковую школу телефонистов 292-го артиллерийского полка. Учился он добросовестно и обстоятельно, и уже через три месяца стал старшим телефонистом и номером расчёта 45-мм противотанкового орудия. …Начало войны застало Вафу на Украине, в Каменец-Подольске. Неразбериха первых дней войны, отступление и бои в окружении… Расстреляв снаряды, артиллеристы утопили в речке свою сорокапятку (на фронте эти пушки называли «смерть врагу – конец расчёту») и подались в партизаны.
Через некоторое время была установлена связь с «большой землей», и их партизанский отряд «Смерть фашизму» стал упорядоченной боевой единицей, действующей по плану командования. Много чего пришлось повидать и испытать Вафе в лесах Брянщины и северной части Украины. Невысокий, крепкого телосложения, подвижный и выносливый, Вафа оказался очень упорен в достижении поставленной цели. И хотя он был помощником командира хозвзвода (пригодились знания кочевой жизни предков), его часто посылали в разведку за многие километры от базы.
Осенью 1943 г. он был вызван в Украинский штаб партизанского движения, в Киев, к генералу Т. Строкачу для работы в штабе. Имеющий опыт организационной работы, хорошо разбирающийся в обстановке и людях, Вафа был одним из кандидатов на выполнение перспективных задач командования. В феврале его направили на специальные курсы разведчиков.
Летом 1944 г. передовые части Красной Армии вышли к Висле и подошли к Карпатам. Впереди лежала Словакия. Быстро пролетели 6 месяцев напряжённой учёбы, и вот уже группа в составе 15 десантников грузится в транспортный «Дуглас».
9 августа 1944 года их группа под командованием Евгения Волянского благополучно высаживается в Татрах, где их встречают местные патриоты. С этой минуты началась напряжённая работа по созданию сети партизанских отрядов для оказания помощи подготавливаемому словацкому восстанию. Прибывший отряд советских десантников встречается с командованием партизанской бригады «За свободу славян», представителями Народного Совета, находящегося много лет в подполье, и командованием Словацкой армии. Цель у всех одна: помочь Красной Армии поскорее разбить Германию.
Уже 13 августа в Киев генералу Строкачу уходит радиограмма, отправленная радисткой Анной Барбинягры: «Словацкий народ и армия готовы к восстанию. Командование Словацкой армии ждёт сигнала». В связи с большим притоком местного населения в партизанскую бригаду «За свободу славян» принимается решение создать на базе прибывших десантников 2-ую партизанскую бригаду «За свободу славян». Главное – достать оружие. Его с боем отбивают у тисовцев (местных пособников немцев) и фашистов.
29 августа 1944 г. в городе Банска-Бистрица началось Словацкое национальное восстание. Восстание из Западной и Средней Словакии быстро распространяется и в восточную часть, навстречу Красной Армии. За несколько дней 2-ой партизанской бригадой были освобождены города Ружомберок, Липтовски-Микулаш, Попрад; идут упорные бои за Кежмарок. Гитлеровское командование направляет на подавление восстания армейские части, в том числе и части СС. Словацкая армия с первой же схватки с немцами показала свою слабость. Несмотря на героизм восставших, в октябре восстание было практически подавлено. В подавлении восстания участвовали 8 дивизий, например, переброшенная из Венгрии дивизия СС «Хорст Вессель». Однако партизаны не сдаются – для продолжения борьбы решено расширить партизанское движение и создать сеть диверсионных групп.
Так Вафа становится командиром партизанского отряда «Высокие Татры». Поначалу в отряде состояло 15 человек – шестеро советских бойцов и девять словаков, но с течением времени численность его растёт, бойцы набираются сил и опыта в схватках с противником, ускоренными темпами создаются базы, строятся бункера.
Перезимовать в горах и вести борьбу с регулярными частями вермахта без помощи словацких крестьян будет очень трудно – это отлично сознает «лейтенант» (как его называют окружающие) Ахмадуллин. Поэтому в деревнях создаётся сеть активных помощников и сочувствующих. Но и фашисты не дремлют – они активизируют борьбу с партизанами, применяя миномёты и горные пушки. Центр Словацкого народного восстания перебирается в восточные районы Средней Словакии.
На 9 октября 1944 г. отряд Вафы насчитывал уже 67 человек, сплочённых, с крепкой, почти армейской дисциплиной. Пришёл в отряд с 15-ю словаками и бывший подпоручик Словацкой армии Ладислав Беньо, который позднее станет начальником штаба отряда и впоследствии напишет целую главу о партизанской войне их отряда в книге «Высокие Татры» в боях за свободу», составителем которой будет Ян Кевес (1982 г., Попрад).
Для оказания эффективной помощи наступающим частям Красной Армии создаётся служба разведки, которой уделяется особое внимание. Но для ведения серьёзных операций сил явно недостаточно. Вафа (боевые товарищи называли его Василием, это имя окажет Вафе впоследствии «медвежью услугу») отправляется в Польшу для связи с польскими партизанами. Оттуда он возвращается с пятью польскими партизанами – объединение усилий в борьбе с фашизмом состоялось.
Однако агентурная сеть работает не только у партизан, гестапо – тоже серьёзная организация. В городах и сёлах Словакии появились немецкие листовки с портретом (довольно похожим) командира партизанского отряда «Высокие Татры». За его поимку обещано 4 тысячи крон.
В Штребске-Плесо располагается самый большой курорт Татрских гор – там, в санаториях «Кривань» и «Гвиездослав», лечились солдаты и офицеры с Восточного фронта. В результате удачной атаки партизан (потерь не было) санаторий «Гвиездослав» и находящиеся на излечении гитлеровцы были полностью уничтожены.
По приказу командования из Киева отряд ночью 15 октября уничтожает аэродром возле деревни Святого Петера, предназначавшийся для размещения немецкой авиации, наносившей удары по частям Красной Армии, наступающей в Карпатах. Однако и немцы усиливают давление: 26 октября пала столица восстания Банска-Бистрица.
А в ноябре немцы пошли в горы. Партизаны сумели захватить несколько миномётов и горных пушек, и командиру отряда пришлось вспоминать свою армейскую специальность артиллериста.
К концу ноября в отряде уже 196 бойцов, но из-за непрерывных боёв и многокилометровых переходов создалось критическое положение с продовольствием и боеприпасами. Выручил Центральный штаб партизанского движения, приславший самолёт, с которого на парашютах сбросили все необходимое.
Это прибавило партизанам сил – несмотря на преследования немцев, они усиливают сопротивление, а угон словацкого народа в Германию вызвал приток добровольцев в отряд.
Из приказа № 82 от 22 января 1945 г. командира партизанской бригады имени Штефаника: «…в целях оказания немцам организованного сопротивления командиру партизанского отряда «Высокие Татры» создать на базе отряда партизанский полк. Назначаю командиром полка лейтенанта Ахмадуллина Василия Мустафича…».
Численность полка достигла 280 человек, а для его поиска в январе-феврале с фронта было отозвано три полка вермахта.
В конце февраля около деревни Гиби встретились партизаны В. Абдуллина и части чехословацкого корпуса генерала Слободы, входившие в состав Красной Армии. На центральной площади деревни Липтовски-Кокава прошел митинг населения деревень Татрского района, на котором присутствовали генералы Л. Слобода и Н. Асмолов, один из руководителей советского партизанского движения.
По данным штаба партизанского движения 1-го Украинского фронта, за период своего существования отряд «Высокие Татры» провёл 36 боевых операций. Бойцами отряда было уничтожено 626 вражеских солдат и офицеров, 2 самолёта, 4 танка, 5 бронетранспортёров, 29 грузовых и легковых машин, 11 орудий и 5 миномётов, немецкий штаб, взорвано 5 мостов, захвачена в плен рота хортистов (венгерских солдат).
Вафа Ахмадуллин поступил в распоряжение командования Красной Армии, а его партизанское подразделение вошло в состав чехословацкого корпуса, приняв участие в дальнейшем освобождении Чехословакии. Судьба хранила Вафу: пройдя через серьёзные испытания, он остался цел и невредим, не получив даже царапины.
После кратковременного отпуска В. Абдуллина направили на работу в НКВД – заместителем начальника РОВД одного из районов Ужгородской области Украины, где пришлось заниматься оставшимися в тылу немецкими шпионами и бандеровцами.
Он был на хорошем счету у руководства, но душа его рвалась на родину, в Башкирию. И после одной из успешно проведённых операций по поимке бандитов он вместо награды попросил о демобилизации. Незадолго до этого Вафа вступает в члены ВКП(б).
Начав воевать в Великой Отечественной войне с самого почётного звания рядового, он её в этом звании и закончил.
Вернувшись домой в январе 1947 г., он идёт учительствовать. До 1949 г. он – учитель Кургатовской семилетней школы. Там он и встретил в 1948 г. свою судьбу – невысокую, застенчивую и красивую учительницу начальных классов Флюру (1928-1985), которая подарила ему троих детей: сына (станет заслуженным врачом РБ) и двух дочерей (будущего директора школы и начальника паспортного стола).
Впоследствии Вафа окончил Месягутовский педагогический техникум и был назначен директором Абдрахимовской семилетней школы, потом – завучем Ново-Мещерской семилетки. Затем по призыву партии 4 года являлся парторгом колхоза им. Нуриманова.
После окончания Стерлитамакского педагогического института (1964 г.) он вплоть до ухода в 1984 г. на пенсию преподавал русский язык и литературу в той самой школе, где получил первую в своей жизни медаль. А за свои боевые заслуги он был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «Партизан Отечественной войны» I степени и «За Победу над Германией».
Вафа Мустафич отличался исключительной скромностью. О том, что он почётный житель Словакии, о том, как он воевал там и что сделал для её освобождения, никогда особо не распространялся. Званий и должностей себе не выпрашивал, заслуг своих не выпячивал – трудился по призванию и велению партии. Товарищи по оружию из братской Чехословакии долго разыскивали его, но в их списках он значился как Василий Мустафич Абдуллин – это и затрудняло поиски.
И только в 1966 г. его вызвали в объединённый военкомат Мечетлинского и Белокатайского районов, где военком майор Сагитов вручил ему от имени Президента Чехословацкой республики орден «Крест Чехословакии 1939 г.», медали «За храбрость», «20 лет Словацкому восстанию» и «Партизану Чехословакии».
С этого момента и начали приходить в затерянное в предгорьях Урала селение Лемез- Тамак письма от боевых товарищей и официальные приглашения посетить места минувших боев. Последний раз Вафа Мустафич побывал в местах своей боевой юности в 1986 г. вместе со своим сыном Робертом (ныне директор санатория «Зелёная роща»). Там хорошо помнят лейтенанта Василия Ахмадуллина: в местах боев есть памятные знаки с указанием его фамилии.
В выпущенной пражским издательством книге Президента Чехословацкой социалистической республики Людвига Слободы «От Бузулука до Праги» очень тепло и сердечно рассказывается об «опытном советском партизане Василии Ахмадуллине».
Башкирские писатели Ризван Хажиев и Муса Гали посвятили подвигам Вафы Мустафича свои произведения: «Помнят Высокие Татры» и « Горы видят сны».
Однако начавшаяся перестройка нашего общества и преждевременная кончина Вафы Мустафича (он умер 16 ноября 1998 г.) не позволили по достоинству оценить ратный подвиг простого советского человека, его вклад в достижение Великой Победы, 60-летие которой мы отмечаем.