Все новости
ХРОНОМЕТР
4 Марта 2020, 17:56

Иглино Давида Бурлюка

Поставка сена В 1915 году поселился на станции Иглино около Уфы.1916, 1917 годы там много писал красками – более 200 картин. Поставлял сено в армию. Был «образцовым» поставщиком. В Уфе: купец Шамов, Я.С. Бородин, А.А. Кипков, Т. Цюрупа, В.И. Ищерский, Н. Попов, Чердынцев.Все картины, написанные в Башкирии, сейчас находятся в музеях Уфы, Сатки, Миасса и села Буздяк.В 1917 году устроил выставку (кроме Уфы) – в Самаре (купли две картины для музея).В 1918 году (январь) – последнее участие на выставке «Бубнового валета» в Москве «Опоздавший ангел мира». Н.В. Яровов доктор Давыдов.2 апреля 1918 года выехал из Москвы к жене Марусе и детям своим – Додику и Никише; в Башкирии летом «остался» за чешским фронтом.

Весна в деревне Иглино. 1917г.
Весна в деревне Иглино. 1917г.
Приведенный отрывок – это мини-глава «Поставка сена» из книги Давида Бурлюка «Лестница лет моих» (автобиографический конспект отца российского футуризма Давида Бурлюка), изданной в Нью-Йорке в 1924 году. И в ней автор вспоминает о некоторых событиях тех трех лет, когда с 1915 по лето 1918 года он с семьей жил в Башкирии.
Ныне в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова находятся 38 произведений Давида Давидовича Бурлюка. Они были написаны художником (за исключением двух экспонатов) во время его пребывания в Башкирии. И только о некоторых из них доподлинно известно, где именно в Башкирии они были написаны. И как семь греческих городов спорили за право считаться родиной великого Гомера, так и иглинцы, уфимцы и буздякцы ищут в картинах Бурлюка приметы своих родных мест. Кроме того, в 1916 году для знакомства провинциальной публики с поэтическим творчеством Маяковского, Каменского, Крученых и Хлебникова Бурлюк с футуристическим турне побывал в Златоусте, Челябинске, Троицке.
В 2011 году в журнале «Уфа» известный уфимский краевед Анатолий Львович Чечуха привел интересные и весьма убедительные доказательства того, что на ныне знаменитой картине Бурлюка «Красный полдень» художник изобразил Уфу. Но иглинцы,тем не менее, все равно уверены, что это Иглино, а буздякцы думают, что – Буздяк. С одним утверждением Анатолия Чечухи я не согласна – «…ни Иглино, ни Буздяк горами тоже не славятся. И уж тем более домами на горах». Не знаю, как Буздяк (в нем не бывала), но часть Иглино расположена под сенью довольно высокой горы, и дома на ней стоят. Можно еще отметить, что, в отличие от уфимских, она «красная». Земли здесь глинистые, и склоны, не поросшие зеленью, – рыжие, красно-коричневые.
И в этом можно убедиться, побывав в этом старинном селе, в 1890 году ставшем станцией Самаро-Златоустовской железной дороги, а ныне – районном центре нашей Республики.
Летом 2018 года в Уфе прошли три замечательные художественные акции, посвященные творчеству Давида Бурлюка. С 28 июня по 31 августа в музее современного искусства им. Наиля Лутфуллина в рамках международного художественного проекта Василем Ханнановым была организована выставка современных художников «Бурлюк грандиозарь». 10 сентября куратор этой выставки московский художник Михаил Рошняк и Василь Ханнанов на берегу Белой провели арт-батл в память 100-летия иммиграции Бурлюка, которая началась летом 1918 года в Уфе. А 11 сентября писатель, журналист, культуролог, автор нескольких исследовательских работ о жизни и творчестве Давида Давидовича Бурлюка и творчестве «других» Бурлюков (членов этой творческой семьи) Евгений Деменок прочитал необыкновенно интересную лекцию в музее им. М.В. Нестерова.
Под впечатлением этих весьма значимых в культурной жизни Уфы событий в один из сентябрьских дней я побывала в Иглино. Было довольно тепло, солнце, уже клонившееся к закату, слепило глаза, а краски этого осеннего дня были какими-то необыкновенно яркими – «бурлюковскими». Они именно полыхали как на картине «Красный полдень»: небо ярко-синее; в листве все оттенки красного, желтого, зеленого; глинистая, охристая земля на дорогах и склонах гор.
Иглино тянется вдоль железнодорожной линии, и особенно в районе станции кажется, что село расположено на плоской равнине. Но самая старинная часть села, где находится Михайло-Архангельский храм, построенный помещицей Иглиной в 1822 году, расположена под сенью живописной горы. Если подняться на нее, открывается чудесный вид на село и его окрестности. Прямо под горой петляет небольшая речка Белегес. Здесь нет прямых ровных улиц. Дома тянутся вдоль ее высоких берегов, среди громадных осокорей и тополей и по запутанным прилегающим переулкам. Видимо, где-то здесь, на берегах Белегески, Бурлюк и писал свои иглинские картины «Весна в деревне Иглино», «Осенняя распутица (деревня Иглино, около Уфы)». А местность, изображенная на них, до сих пор узнаваема.
Как мне показалось, и в окраске своих домов иглинцы любят яркие мазки. Если забор – то уж самый синий, крыша – самая красная или зеленая. И к искусству относятся с пониманием. На одной из улочек подвыпивший местный поселянин поинтересовался: «Фотографируете… С какой целью?» – «С художественной…» – «А…» И одобрительно закивал.
В Иглино можно увидеть несколько дореволюционных каменных домов. Дореволюционный вокзал в Иглино был деревянным и, к сожалению, не сохранился, остались только несколько пристанционных домов узнаваемой железнодорожной архитектуры. Как мне рассказали местные краеведы, около одной из железнодорожных веток находятся склады, в которые свозили сено для отправки по железной дороге. Старожилы когда то показывали и дом, в котором мог жить поставщик сена Давид Давидович Бурлюк, но дом этот был несколько лет назад снесен.
Янина СВИЦЕ
Читайте нас: