От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть вторая
Все новости
ХРОНОМЕТР
9 Февраля 2020, 20:10

Корень ремесла - разум

По данным Р. Ш. Вахитова («Пчелы и люди. Записки башкирского пчеловода)», башкиры научились колодному пчеловодству у своих припущенников и вместе заводили пчельники. Рубка лесов, воровство меда не пчелами, а людьми послужили толчком для зарождения охраняемых колодных пчельников в лесу или близ дома.

Колодные пчельники просуществовали в Башкортостане вплоть до 50-х годов ХХ века. Башкиры развешивали колоды на деревьях, в местах, богатых липой и дичками. Встречаются отдельные колоды и в заповеднике «Шульган-Таш», и у пчеловодов-любителей, которые бортничают в глубине лесных районов.
Среди башкир много семейств имели по 100, а некоторые по 1000 бортей, от которых получали медом и воском значительный доход. Бедняки-башкиры нанимались к богатым. Один человек управлялся с 200 бортями. Большая часть башкир не нанимала себе работников – трудились всей семьей, не исключая глубоких стариков. Первый ученый-пчеловод России П. И. Рычков (1712-1777) считал, что «главная их экономия состоит в содержании конских заводов и бортевых пчел, и в том они весьма прилежны и искусны».
По свидетельству участника Оренбургской экспедиции, организованной в 60-х годах XVIII в., бортевое пчеловодство было самым доходным и распространенным промыслом в башкирском крае и не уступало по своему значению скотоводству. «В числе лучших имуществ сего народа, – писал П. И. Рычков, – может быть содержание пчел, которыми они изобилуют. Сей род прибыточной экономии исправляют они с таким искусством и расчетом, что едва ли сыщется такой народ, который бы мог их превзойти в пчелиных промыслах».
Примечательно то, что наш предок, быть может, сам того не понимая, самую трудную часть жизни пчел – зимовку – не взял на себя, а оставил матери-природе. Тем самым он не вмешивался в зимовку этих семей, да и не мог он вмешиваться.
Возрождая пчеловодство в республике, следует возродить этот дедовский метод пчеловождения и сохранить, сберечь дуплистые деревья от азарта сплошной рубки лесов, чтобы иметь как можно больше дичков. Дичками, или самосадками, как их называли, очень дорожили. Найдя такое дупло с пчелами, бортник немедленно покрывал его тамгой, для того чтобы это дерево не срубили другие. Ему нужно было, чтобы в его бортевых угодьях жило больше таких дичков.
Особая удача бортника – найти «дичок», естественное дупло, заселенное пчелами. В нем меда гораздо больше, ведь он там накапливается годами.
Рои заселяют новые дупла и борти. Чем больше в лесу естественных дупел, заселенных пчелами, тем лучше заселяют и борти – искусственные дупла, изготовленные бортевиком.
Актуальность того, что в лесах республики следует иметь как можно больше дичков, подтверждается и тем, что сегодня спрос на бурзянских пчел в Башкортостане и за его пределами растет из года в год. Не всеми пчеловодами-любителями осознано значение диких роев. По представлению подрастающего поколения, наши прадеды занимались бортничеством лишь в Бурзянском районе. А это не так. Везде, где был горно-лесной массив, обязательно были дуплистые деревья, где могли поселиться дикие пчелы.
Бортное дерево для башкира было мерилом всех ценностей. Экономисты подсчитали, что борть дает доход в 1000 раз больше, чем годовой прирост древесины. Она кормила несколько поколений людей, переходя от отца к сыну. Об этом ярко свидетельствуют факты, упомянутые в книге А. З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкирской АССР». Вот некоторые данные по башкирским деревням: Ишимбайский район – 5124 улья и 417 бортей; Гафурийский район: в Утяшево – 164 улья, 100 бортей, в Ташбукане – 200 ульев, 250 бортей. Всего было 2245 пчелосемей и 661 борть.
Действительность этих фактов подтверждает статья Л. Якшибаевой в газете «Башкортостан», в которой рассказывается о сыне муллы Абъялиле Сираеве (1879 – 1966), уроженце с. Сaитбаба Гафурийского района. По воспоминаниям дочери Абъялиля Асии, она научилась секретам пчеловодства у отца, и все его дети освоили данное ремесло.
К счастью, в те годы продукты пчеловодства не облагались налогом, и Абъялиль одним из первых в деревне Саитбаба смастерил рамочные ульи.
Благодаря примеру Абъялиля в селе Саитбаба стало бурно развиваться пчеловодство. Данным ремеслом овладел и его сын Барый. Он стал передовым пчеловодом в колхозе. Его трудовые достижения экспонировались на ВДНХ СССР. Из Москвы Барый вернулся с медалью всесоюзного достижения народного хозяйства СССР. И с еще большим воодушевлением стал усердно развивать высокодоходную отрасль пчеловодства.
Явдат Ахтямов
Читайте нас: