Все новости
ХРОНОМЕТР
16 Января 2020, 20:26

История на страницах уфимских газет: 1918 год

Советская власть установилась в Уфе практически сразу после октябрьского переворота в Петрограде. Поначалу большевики довольно терпимо относились к другим политическим партиям левой ориентации. В первой половине 1918 года в Уфе, помимо большевистской газеты «Вперед», издавались эсеровская «Земля и воля», меньшевистская газета «Голос рабочего», а также традиционная городская газета «Уфимская жизнь». В этот короткий период одни и те же события могли освещаться в печати с совершенно разных политических и нравственных позиций.

«Земля и воля» от 1 января. «Воззвание к учащимся и учащим г. Уфы»
Товарищи учащиеся и учащие! С чувством глубокого прискорбия и негодования констатируем мы факт политической забастовки в учебных заведениях города Уфы. В то время, когда всеобщая разруха, вызванная войной, достигает своего кульминационного пункта, в то время, когда необходимо напрячь все физические и умственные силы, в это время интеллигенция и готовящиеся стать ею постыдно дезертируют из рядов демократии, призванной к власти всем ходом экономической и политической жизни страны. Против такого предательства мы с негодованием протестуем!
Еще не так давно сами бастующие учащие фарисейски подняли руки к небу, молили об удалении из сети учебных заведений политики – и страшно видеть, с какой спокойной совестью отходят они от своих недавних принципов. Уж не смещением ли с занимаемого поста попечителя по вашему вызвана эта забастовка. Но тогда нам непонятным является, зачем раньше учительский союз отбивал пальму первенства у учебного округа. Или назначение местным советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов комиссара вызвало эту забастовку? Мы стыдимся за союз. Еще недавно вы требовали самоуправления в школе, еще не так давно учащиеся добивались права посылать своих представителей в педагогический совет, а когда явилась возможность осуществить эти заветные мечты, вы восстаете против советов, давших эту возможность. Товарищи учащиеся! Если такое поведение вызвано только желанием отдохнуть, то мы требуем более серьезного отношения к происходящей действительности, ибо она чревата для самих бастующих прискорбными последствиями.
Мы протестуем против этой предательской забастовки и приглашаем всех товарищей, согласных с нами, присоединиться к нашей группе для работы на пользу демократии.
Всех нас объединяет заря близко приближающегося социализма, единственный путь к которому мы видим через советы раб., солд. и кр. деп., почему и лозунгами на наших знаменах являются следующие: 1) Полная поддержка советов раб., солд. и кр. деп. и комиссара по народному образованию как представителя народной власти. 2) Единение с советами путем делегирования в их состав своих представителей. 3) Применение к бастующим учащим и учащимся самых решительных мер. 4) Присоединение под ведомство комиссара тех учебных заведений, которые раньше были разбросаны по разным ведомствам. 5) Переустройство школы на демократических началах.
Организация учащихся и учащих левых социалистов
«Земля и воля» от 24 января. Раздел «Жизнь Уфы». Заметка «В психиатрической больнице»
В уфимской психиатрической больнице 20 января по инициативе президиума больничного комитета состоялось общее собрание служащих и рабочих по вопросу об освещении текущего политического момента и об участии в демонстрации, назначенной на 21 января.
Присутствовавшими на собрании членами ораторской коллегии уфимского Совета раб. и солд. депутатов т.т. Лазуновым и Осановым в яркой и последовательной форме были освещены вышеозначенные вопросы, на что присутствующие на собрании выразили свое одобрение.
По обсуждении стоящих на повестке дня вопросов собранием единогласно была принята следующая резолюция:
«Считая, что в момент Социальной революции трудовые массы не должны выпускать из своих рук власти, Собрание находит необходимым бороться всеми средствами за укрепление рабочей и крестьянской власти в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, приветствуя народных комиссаров за проведение в жизнь требований трудового народа и в корень протестуя против саботажников, которые идут в разрез с пролетариатом и трудовым крестьянством».
«Земля и воля» от 23 февраля. Заметка «Как они преподают»
Наконец-то за все время, как открылось учение в 5 и 16 приходских начальных училищах в Нижегородке, отцы духовные Кресто-Воздвиженской церкви приступили к занятиям по преподаванию Закона Божия и, кажется, дело пошло как нельзя лучше, но увы, отцы уклонились в сторону: вместо того чтобы заняться прямым своим делом, они начали проповедовать и внушать учащимся свою гнусную и позорную затею: не ходить в школу, где учителя большевики и не слушать их, ибо они еретики и хулители Закона Божия, а идти во вновь открываемое ими училище, где-то на выселке в той же Нижегородке и нести для саботажников-учителей месячную пошлину в пять рублей. Отцы духовные, что вы плачете о прошлом, когда царизм и произвол убивал трудовой народ как морально, так и физически и делал из него не свободного гражданина, а покорного раба, гнал, изнурял, ссылал в тюрьмы и каторги и все с вашего благословения и под ваши молитвы.
Не вернется к вам прошлое. Народ поймет ваш плач и вопль и не поведет в вашу школу «тайных дел» своих детей и не будет платить пошлину, которую он платил вам несколько столетий. Ваши проповеди на шумных собраниях в церкви, ваши мольбы помочь вам, защитить вас, останутся тщетными, ибо рабочий и крестьянин довольно наслушались их, довольно испытали все это на себе. Позорно, уважаемые батюшки, тем, кто преподает Закон Божий по новым учебникам. Вам очевидно не Закон Божий нужен, а Николай кровавый, дабы его царство было вашим царством, его гнет над трудовым народом был вашим счастьем, его смертные приговоры были вашим благословением. Довольно, батюшки, играть в жмурки и скрывать от народа свои мечты.
Учитель Басынин
В том же номере в разделе «Крестьянская жизнь»
В Совет Раб., Солд. и Крест. Депут.
От Дубовского Сельского Комитета Богородской волости Уфимского уезда
Заявление
В нашей деревне Дубовке проживают три крестьянина: Кузьма Григорьев Филалеев, Абрам Семенов Щепин и Петр Григорьев Филалеев, не подчиняются власти Народных Советов, держатся старого режима. Как-то Кузьма Филалеев при полном сельском сходе выразил следующее: мы, как богатые люди, купим пулеметы и револьверы и прочее оружие и всех вас шарлатанов перебьем, я лягу на свою полосу и никого близко не подпущу, а что касается Абрама Щепина, то мы всем сельским сходом неоднократно требовали добровольной выдачи общественных денег, но он не выдавал, тогда мы пошли к нему на дом всем сходом и силой вытребовали деньги, принадлежащие нашему Дубовскому обществу потребителей и в последствии Щепин сказал, что если бы не пришел с ними Поликарп Бусыгин, то я бы их всех перестрелял из револьвера. И на каждом сходе происходит с ними спор чуть не до драки.
Потому все покорнейше просим Совет Рабочих, Солдат. и Кр. Депутатов выслать в нашу деревню Дубовку-Голубилино милицию и отобрать у Абрама Щепина, Кузьмы Филалеева и Петра Филалеева оружие и немедленно, как саботажников арестовать и дело передать в Революционный Трибунал.
Подписано всем сельским сходом
Комментарий автора. Очень хорошо ощущается сочетание старого и нового на разломе истории. Еще сохраняются институты сельских обществ, сельских сходов, отчества крестьян без окончаний на «ич». Деревня Дубовка (Новое Глумилино) находилась всего в полутора километрах от северной границы тогдашней Уфы – в районе нынешней остановки «Универмаг Уфа». В 1917 году там проживало 439 русских и семья крещеных татар из пяти человек.
«Голос рабочего» от 5 (18) апреля. «Областной отдел». С. Старо-Бирючево (Надеждинской вол.). «Самосуд»
Ненависть к большевикам среди башкирского населения Уфимской губернии настолько велика, что на почве этой ненависти по деревням начинаются, к сожалению, случаи дикого самосуда над сторонниками большевизма, изредка появляющимися в башкирской деревне.
Чрезвычайно характерен следующий случай. Четыре гражданина села Старо-Бирючево Надеждинской волости Уфимского уезда в феврале сего года для изыскания средств к жизни записались в красную гвардию и в ожидании свободных вакансий жили в своей деревне. Хотя, из боязни подвергнуться самосуду, они никому не говорили о том, что записались в большевистскую охрану, граждане села, бдительно следившие за ними, как за людьми, во всех отношениях не благонадежными, узнали об их «преступлении». Виновников позвали на сельскую сходку. Те явились. Начались вопросы. Все четверо сознались. Сход взволновался и требовал, чтобы записавшиеся дали слово, что они ни в коем случае не вступят в красную гвардию. Двое из записавшихся дали клятвенное обещание исполнить требование сходки. Двух же остальных, которые упорно говорили, что они поступят туда, куда записались, граждане села убили.
Самосуд ни в ком, даже у родственников убитых, не вызвал осуждения.
Комментарий автора. До 1917 года населенная мусульманами деревня Старо-Бирючево никак не могла называться селом, в описываемый момент традиционные понятия, по-видимому, стали размываться. В наше время данный населенный пункт относится к Старобедеевскому сельсовету Нуримановского района РБ.
«Голос рабочего» от 9 (22) мая. «Областной отдел». С. Ново-Троицкое Уфимского уезда. «Расправа красногвардейцев с хлеборобами»
После разгрома волостного земства приезжими большевиками при помощи привезенных красногвардейцев, коммунистам и левым с.-р. удалось при выборах волостного совета подтасовать из своей среды исп. комитет.
Перед Пасхой члены исп. ком. самовольно взяли из местного кооператива 15 пудов сахара и 8 пар галош, отпущенных продов. управой для распределения по карточкам населению и разделили добычу между собой. Местные хлеборобы по выяснении этого факта составили подробный протокол о всех действиях, чинимых красногвардейцами и членами исп. ком., а также о их пьянстве и потребовали от уездного исп. ком. немедленного переизбрания членов волостного исп. ком.
13 мая состоялось общее собрание волостного совдепа в присутствии члена уездного испол. ком. коммуниста Усова, специально командированного из Уфы на собрание.
Так как собрание ожидалось очень бурное, то коммунистами были вызваны в качестве «блюстителей порядка» красногвардейцы-латыши из Ауструмской и Цветаевской колоний и из Уфы, последние под предлогом производства описи хлеба. Члены волостного совдепа, собравшиеся из всех углов обширной по территории волости, указали на недовольство населения творимыми красногвардейцами безобразиями и членами местного исп. ком.
Во время прений между хлеборобами и красногвардейцами произошла схватка, в результате которой оказалось, что крестьянин. с. Захарово Гилев был убит штыком в спину, Коковихин (отец члена уезд. совдепа, который тоже присутствовал и после этого из коммуниста преобразился в левого с.-р.) тяжело ранен в висок; есть еще много тяжело раненых, но количество пострадавших после «боя» не удалось установить, так как многие от испуга разбежались по селу. Красногвардейцами во время усмирения хлеборобов было произведено несколько десятков выстрелов с двух сторон: с линии железной дороги и с площади волостного правления. Когда утихли выстрелы и увезли раненых, члены совдепы, действительные пролетарии, заявили на сходе, что такого «крестьянского» правительства, которое деспотичнее царского, больше они терпеть не могут и просили ни одного голоса при выборах не подавать за большевиков и левых с.-р., которые свою личную власть и свои выгоды прикрывают именем трудового крестьянства.
В результате выборов в испол. и земельный комитет оказались выбранными хлеборобы, которые стоят на платформе Учредительного Собрания.
По поводу расправы красногвардейцев над хлеборобами избрана специальная комиссия.
Комментарий автора. Ново-Троицкая (до 1918 года Свято-Троицкая) волость находилась на территории нынешнего Иглинского район
Александр БАРАНОВСКИЙ