Все новости
ХРОНОМЕТР
15 Декабря 2019, 16:00

Визит императора Николая II в Уфу: городские мифы и действительность.

Янина СВИЦЕ, фото из фондов Национального музея Республики Башкортостан. Часть третья После окончания смотра император направился в собор, на площади которого собралось множество ликующих людей. На паперти, вместе с многочисленным духовенством государя встретил Епископ Уфимский и Мензелинский Христофор. Можно отметить, что преосвященный приехал из Уфы в Златоуст еще 28 июня. В соборе в этот день собралось несколько тысяч человек.

После молебна епископ Христофор благословил императора и наследника святыми образами, которые затем поднес императору на память о посещении Златоуста.
Из собора кортеж двинулся к вокзалу. Здесь государь и наследник подробно рассматривали выставленные в зале I класса образцы изделий златоустовских заводов: оружия, военных снарядов, чугунного литья. Начальник оружейного завода преподнес императору, наследнику и членам свиты шашки. В ответ государь подарил каждому из мастеровых, работавших над их изготовлением, серебряные часы. Затем Николай II, выйдя на перрон, осмотрел эшелон подвижной артиллерийской мастерской Манжурской армии и выстроенные тут же Бессарабский и Екатеринославский отряды Красного креста.
В Златоусте Николай II пробыл около 4-х часов, уехав по местному времени в час пополудни. В продолжении дневника 30 июня он запишет:
_______________________________________________________________
«После завтрака долго сидел с Мишей в заднем вагоне. Любовались красотою дороги при солнечном освещении. Когда спустились с гор, попали в два ливня. Проехали Уфу в 7½; костры горели на горе перед домами, а все население стояло вдоль жел. дороги».
________________________________________________________________
Через Ашу поезд проследовал без остановки, но вдоль линии железной дороги стояла огромная толпа народа, желавшего еще раз видеть государя.
30 июня в 7 часов 45 минут императорский поезд сделал остановку на станции Шакша-Ураково. На станции, на площадке вдоль второго пути поезд ожидали земские начальники, а также старшины близлежащих волостей, и выборные от сельских обществ. Государь и наследник со свитой подошли к каждой депутации, старшина Благовещенской волости поднес Его Величеству хлеб-соль. Маленькая девочка, внучка начальника станции К.И. Савицкого, преподнесла императору букет цветов. Народ, сошедшийся из окрестных деревень, сначала стоял по обе стороны полосы отчуждения, некоторые взобрались на верхушки деревьев, после прихода поезда они хлынули на станцию и заполнили её, но никакого беспорядка при этом не было.
_______________________________________________________________
«Все время, пока Его Величество говорил с депутациями, стояла полная тишина, превратившаяся в бурные клики “ура” лишь в ту минуту когда Государь изволил возвращаться к вагону».
________________________________________________________________
Николай II вошел на площадку вагона, и тут, видимо, неожиданно для всех к нему подбежала ученица Иглинской школы и подарила императору букет полевых цветов. При отходе поезда он стоял у двери вагона.
В Уфе, как и в предыдущий день, несметные толпы народа как из города, так и из окрестных деревень потянулись к станции и полотну железной дороги.
______________________________________________________________
«Горы, крыши домов, деревья наполнились теми, кто не поспел занять места более удобные и близкие к Царскому пути.
… Ко времени прихода свитского поезда, за 50 минут до Императорского, уже не было свободного места, была одна сплошная живая стена и эта живая стена стояла спокойно, без толкотни, без давки, задние ряды не напирали на передние. Каждый как бы сознавал важность переживаемой минуты и, разделяя чувства другого, ни один ни одному не мешал. Получалось полное впечатление, что сам народ охраняет в себе порядок. Когда вдали на Воронках засветились огни локомотива Императорского поезда, народ благоговейно сеял шапки и, вторя перезвону колоколов, встретил приближение поезда русским, мощным, могучим “ура”.
Поезд проходил совершенно медленно по второму (главному) пути. На второй платформе станции стояли: Управляющий губерниею [Н.Е. Богданович] и начальники учреждений».
________________________________________________________________
Император находился у окна своего вагона, и поклонами отвечал на приветствия собравшихся людей.
________________________________________________________________
«Когда царский поезд скрылся из глаз, вся несметная народная масса по звуки “Боже Царя храни”, исполняемого оркестром вольной пожарной дружины, как один человек запела народный гимн, повторенный до десятка раз. От станции железной дороги вплоть до чугунного моста зажжены были смоленые бочки, придававшие погружавшемуся уже в ночной мрак городу сказочный волшебный вид».
_________________________________________________________________
В дни следования Императора через Уфу в торжествах по этому случаю приняло участие и Уфимское городское пожарное общество.
_________________________________________________________________
«30 июня, при следовании Его Величества обратно из города Златоуста, дружина в полном составе и со знаменем Общества, построилась на вокзале станции Уфа. Как только приблизился вагон, в котором изволил быть Его Величиство, Пожарное общество склонило пред ним свое знамя. По отходе поезда, оркестром Пожарного общества несколько раз был исполнен народный гимн. Могучие звуки оркестра, пение гимна, громовое “Ура” тысячной толпы, зажженные электрические вензеля Их Величеств, роскошное убранство вокзала, представляли из себя такую картину, которая не поддается никакому описанию. Уже совершенно скрылся из виду Императорский поезд… но толпа долго, долго оставалась на вокзале и оглашала воздух криками “Ура” и пением гимна».
_________________________________________________________________
Затем пожарная дружина, со знаменем Общества и при звуках оркестра, дошла до квартиры Н.Е. Богдановича. Так как в этом же доме находился Уфимский губернский телеграф (Уфимская, 59, дом Сахарова, ныне перекресток улиц Гоголя и Чернышевского), по просьбе дружины была послана телеграмма Августейшему председателю Императорского пожарного общества, Великому Князю Владимиру Александровичу.
“Следуя затем далее, Пожарная дружина в том же порядке в 10 1/2 часов вечера дошла до здания Городской думы, где была встречена городским головою и членами правления”. Из зала Думы был вынесен портрет Императора, пред которым было склонено знамя Пожарного Общества. Городской голова сказал соответствующую случаю речь. После этого оркестр несколько раз исполнил народный гимн «и мощные звуки музыки чередовались с кликами “Ура” дружины и собравшейся громаднейшей толпы».
В числе материалов опубликованных в “Уфимских губернских ведомостях” было сообщение о том, что Император передал в распоряжение уфимского губернатора “для раздачи в пособие беднейшим жителям города Уфы 2000 рублей, и города Златоуста 1000 рублей”.
После Златоуста Император посетил еще несколько городов.
Из дневника Николая II.
_________________________________________________________________
1-го июля. Четверг.
В 10 час. приехали в Самару. После встречи отправился верхом со станции. На параде участвовало: 215-й пех. Бузулукский и 283-й Бугульминский полки, 3-я Запасная арт. бригада, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я и 8-я Восточно-Сибирские горные батареи. Все представились отлично. После собора посетили пар. «Новик», приспособленный для перевозки больных и раненых, и местную общину Крас. Кр. Порядок был образцовый. Уехали в час завтрака. На двух станциях видел эшелоны Оровайского полка из Пензы. Приятно было их снова увидеть. Погода стояла солнечная и ветреная. Снова перешли пешком по мосту через Волгу. Вечером на промежуточных станциях видел две батареи 10-й артил. бригады, идущие в Сызрань для мобилизации. Фельдъегеря начали часто приезжать навстречу с бумагами, кот. я с успехом одолевал.
2-го июля. Пятница.
Проснулись чудным жарким утром. В 10½ приехали в Тамбов. Дядя Сергей был на станции; в зале 1-го кл. была встреча. Посетив собор, поехали на превосходное поле для парада, где представились: 217-й пех. Кромский, 218-й Борисоглебский, 285-й Мценский и 286-й Кирсановский, а также два маршевые эскадрона Нежинского и Чернигов. драг. полков. Все части я нашел в отличном порядке. Между запасными нижними чинами видел многих знакомых из служивших в Сводно-Гвардейском батальоне; масса также из моего Московского полка. В час сели в поезд с платформы в поле и уехали при здоровой жаре. День стоял дивный. В 4½ была небольшая встреча на ст. Александро-Невская от некоторых уездов Рязанской губернии. Читал в свободное время. Москву проехали в час ночи; там простились с д. Сергеем.
3-го июля. Суббота.
Радостный день возвращения в лоно своей семьи. Принял доклад Сахарова. День был также очень жаркий; в вагонах было 23°. Расстался с Мишей в Тосне и приехал в Петергоф в 5 ч. прямо к чаю. Застал Аликс и детей в добром здравии. После обеда на балконе катал свою женушку по Александрии. Вернулся из поездки с отрадным чувством от всего виденного и с умиленным благодарением Господу Богу за все Его милости.
_________________________________________________________________
Спустя 115 лет в Уфе сохранилось уже очень мало того, что могло бы напомнить о событиях этого царского визита. Красивый кирпичный вокзал на станции «Уфа» был снесен в конце 1960-х годов, исчезли почти все пристанционные постройки, а оставшиеся частично перестроены. И ныне только Крестовоздвиженский храм является памятником посещения Уфы императором Николаем II.
Часть вторая
Часть первая
Читайте нас: