Писатель русского зарубежья Михаил Андреевич Ильин, писавший под литературным псевдонимом Осоргин, родился 7 октября (по новому стилю – 19 октября) 1878 года в Перми, но несколько поколений его предков жили в Уфе и Оренбургско-Уфимской губернии. В детстве Михаил Осоргин вместе с отцом два раза приезжал в Уфу. Впечатления от встречи с городом и уфимскими родными оказали огромное влияние на будущего писателя, и, по его словам, стали главными событиями детства. Впоследствии он опишет эти поездки во многих своих произведениях: автобиографическом повествовании «Времена», рассказах «Земля», «Портрет матери», «Дневник отца», «Кузины» и других.
«В Уфе нас ждала цветущая сирень, которою был напоен воздух по течению реки. Отец был счастлив и показывал мне, потерявшемуся от новых впечатлений, все, что он любил и знал, и теперь все это я также знал и любил по-настоящему» («Времена»).
«Потом я увидал… ветхий дом, другой посвежее, глубоко-провинциальный город на большой реке, – и еще другую реку, поменьше, но быструю и удивительно красивую» (рассказ «Кузины»).
Отец Михаила Осоргина – Андрей Федорович Ильин (1836–1893) – родился в Уфе, после окончания Казанского университета служил правителем канцелярии губернатора Григория Сергеевича Аксакова, затем в судебном ведомстве. В 1865 году он женился на дочери директора Уфимской гимназии Елене Александровне Савиной. В середине 1870-х годов семья Ильиных переехала в Пермь, где и родился их младший сын – Миша.
В начале 1890-х годов в Уфе Миша Ильин познакомился с бабушкой по отцу – Надеждой Львовной Ильиной (урожденной Племянниковой). Были встречи с другими уфимскими родственниками. Огромным впечатлением для мальчика были рассказы бабушки об их бывших имениях – о «своей земле». Вероятно, бабушка рассказывала внуку об огромном роде уфимских Осоргиных – потомках Федора Васильевича Осоргина. Фамилию своего прапрадеда Михаил Ильин впоследствии возьмет в качестве своего литературного псевдонима. Осоргины были в родстве с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым, их имения в Бугурусланском уезде находились по соседству, и когда еще в Перми Миша читал Аксакова, ставшего навсегда его любимым писателем, то отец пояснял каждую страницу, «а про имена говорил: вот этого я знал, а эти были нашими соседями (рассказ «Кузины»).
Третий и последний раз писатель был в Уфе осенью 1916 года, во время поездки по Поволжью, в качестве корреспондента «Русских ведомостей».
К сожалению, большинство уфимских домов, в которых жили близкие Михаила Осоргина, не сохранились. Были уничтожены приходские Успенская, Александровская церкви, уничтожено Старо-Ивановское кладбище, на котором был похоронен отец. Сохранились только некоторые фотографии и уголки города, которые можно назвать Осоргинскими местами.
После основания Уфимской крепости близлежащие земли стали раздаваться служилым людям, и вблизи Уфы возникло множество помещичьих сел и деревень. В настоящее время на юго-западе от Уфы, в пригородной зоне, расположена небольшая деревня Осоргино. В конце XVIII она принадлежала подпоручику Федору Васильевичу Осоргину (умер до 1811 года). После его смерти часть имения и крестьян перешли к одной из дочерей – Акулине Федоровне, вышедшей замуж за бузулукского помещика Льва Андреевича Племянникова. Затем часть земли досталось их дочери – Надежде Львовне, вышедшей замуж за Федора Александровича Ильина (1797–1847), происходившего из древнейшего дворянского рода – потомков Рюрика. Это были дед и бабушка будущего писателя. Так как семьи помещиков обычно были весьма многочисленными, а имение разделялось между всеми детьми (включая и дочерей), поколению отца писателя – Андрея Федоровича Ильина сначала крепостных и земли, а затем только земли досталось уже очень немного. И как говорила бабушка приехавшему из Перми внуку Мише: «Земли-то теперь мало осталось, все разделено да распродано, а все же взглянуть тебе нужно, потому что от этой земли ты и произошел. Может быть, когда вырастешь большой, на землю вернешься и станешь хозяином; надо за последний кусочек держаться крепко» (рассказ «Земля»). Отец хотел свозить Мишу в родовое имение. «Ни в какое именье поехать не удалось: отец опять слег. «Своей» земли я так никогда и не видал» («Времена»). К теме «своей земли» уфимского имения, где жили поколения предков, крепко с нею спаянных, писатель не раз возвращался в своих произведениях.
Дом бабушки. Большая Успенская улица
В конце XIX века дом бабушки Михаила Осоргина – Надежды Львовны Ильиной (Племянниковой-Осоргиной) находился на углу улиц Большой Успенской и Малой Ильинской. В доме бабушки Миша Ильин с отцом останавливались во время первой поездки в Уфу. В рассказе «Земля» писатель вспоминал, что дом был деревянный, уютный, заставленный ветхой мебелью. «Сейчас, после бури, пронесшейся над нашей страной, вряд ли можно найти сохранившийся чудом уютный уголок, где так пахнет сухими травами и прошлым».
Дом бабушки находился на углу улиц Большой Успенской (ныне Коммунистической) и Малой Ильинской (Воровского). В начале 1990-х эта часть улицы Коммунистической была полностью уничтожена, и там, где находился дом бабушки Осоргина, пролегла скоростная магистраль.
Успенская церковь находилась недалеко от дома бабушки. В этом храме 21 мая 1865 года венчались родители Михаила Осоргина, а 29 июня 1893 года состоялось отпевание отца писателя – члена Пермского окружного суда, статского советника Андрея Федоровича Ильина, который тяжело заболел и умер во время второй поездки с сыном в Уфу. Успенский храм был разрушен в начале 1930-х годов, на его месте сейчас находится жилой дом. На всем протяжении улицы Коммунистической, и в той ее части, где находился дом бабушки Осоргина и Успенская церковь, еще сохранилась часть уфимской исторической застройки XIX века.
Нагаткины были ближайшими уфимскими родственниками Михаила Осоргина. Они являлись потомками любимой тетушки и крестной матери Сергея Тимофеевича Аксакова – Аксиньи Степановны. В доме Нагаткиных Миша Ильин несколько раз был с отцом.
«Мне особенно было памятно и приятно, когда погладили меня по голове старики Нагаткины, потомки тех, которые с такой лаской отнеслись ко всем затравленной матери Багрова-внука, но мне они конечно казались теми самыми, все еще живыми и по-прежнему добрыми» («Времена»).
Дом Нагаткиных (Бекетовская, 32), целая усадьба, находился недалеко от Александро-Невской церкви на перекрестке улиц Бекетовской (ныне Мустая Карима) и Приютской (Кирова). Он был снесен в 1950–1960-х годах во время закладки здесь небольшого бульвара. От бывшей усадьбы Нагаткиных здесь сохранились три больших дуба.
Дом Липницких. Дом Резанцевых
В начале 1890-х годов в Уфе Миша Ильин познакомился с многочисленными кузинами – дочерьми сестер отца: Александры Фёдоровны Липницкой (1847–?) и Людмилы Федоровны Резанцевой (1843–?). Впоследствии уфимские кузины появятся на страницах нескольких произведений писателя. «…Из уголков памяти стали выплывать старомодные тени, притворяющиеся молодыми: целая плеяда девиц, и хорошеньких и некрасивых, под общим названием «кузины».
Историческая застройка на бывших улицах Жандармской (ныне Крупской) и Тюремной (ныне Достоевского), где находились дома Липницких и Резанцевых не сохранилась, и единственным местом, связанным с кузинами Михаила Осоргина, ныне является только дом-музей В.И. Ленина. Антонина Липницкая дружила с Н.К. Крупской, отбывавшей ссылку в Уфе, и являлась одной из активных членов уфимского опорного пункта «Искры». Мария и Людмила Резанцевы также участвовали в подпольной революционной деятельности и стали женами уфимских социал-демократов, а затем государственных и партийных деятелей А.Д. Цюрупы и А.И. Свидерского.
В уфимской Спасской церкви 14 мая 1867 г. состоялся обряд крещения старшего брата Михаила Осоргина – Сергея, родившегося в Уфе 23 апреля. Церковь была закрыта в 1930-х гг. и впоследствии полуразрушена. До сегодняшнего времени сохранилась только ее центральная часть, постепенно идет реконструкция. На всем протяжении бывшей улицы Большой Казанской (ныне Октябрьской революции), где находится храм, еще во многом сохранилась уфимская историческая застройка XIX века.
Александро-Невская церковь
В середине XIX века уфимские дворяне Ильины или жили в приходе Александровской церкви, или являлись ее прихожанами по сословию, так как храм считался «дворянским». В Александровской церкви были крещены младшие и бракосочетались старшие дети Федора Александровича и Надежды Львовны Ильиных. В Александровской церкви прошло отпевание деда Михаила Осоргина – коллежского асессора Федора Александровича Ильина, скончавшегося в 1847 году. В 1930-х Александровский храм был разобран, вблизи места, где он находился, фрагментарно сохранилась историческая застройка XIX века.
Уфимская мужская гимназия
В Уфимской гимназии учился отец Михаил Осоргина – Андрей Федорович Ильин, учились его братья Николай и Владимир. Кроме того, в 1863–1865 гг. директором гимназии являлся дед писателя со стороны матери – Александр Степанович Савин. По всей видимости, семья Савиных в эти годы жила в директорской квартире, которая располагалась в одном из флигелей гимназии. Здание гимназии сохранилось (ул. Заки Валиди, 47).
Уфимская Губернская земская управа
В Губернской земской управе осенью 1916 года, во время поездки по Поволжью в качестве корреспондента «Русских ведомостей», М.А. Осоргин выступал перед земцами. «Уфа мне не понравилась, хотя раньше я очень любил этот город, его сиреневый дух, его Белую и особенно его Дему» («По городам»). В управе Осоргин встретился с мужем уфимской кузины Манечки – Александром Дмитриевичем Цюрупой, у которого позже побывал в гостях. В рассказе «По городам» Осоргин писал, что у дверей кабинета председателя управы «…меня поджидал скромный человек секретарского вида типичный «третий элемент» – Позвольте познакомиться. Я муж Марьи Петровны… Ее нет, она в отъезде. Прошу вас пообедать и посмотреть ваших племянников. Моя фамилия – Цюрупа. Племянники очаровательны, и я засиделся до вечера. Будущий народный комиссар земледелия был очень любезным и хлебосольным хозяином. Позже, когда он жил в Кремле, а я в Чернышевском переулке, мы не встречались».
Здание Уфимской губернской земской управы сохранилось (ул. Цюрупы, 12).