В настоящее время в столице РБ проживает примерно 180 – 190 тысяч башкир, это 17 % всего уфимского населения, то есть одна шестая часть. Много это или мало?
Уфа – это русский город. Русский город на башкирской земле. Знакомые фразы? В историческом аспекте все это, пожалуй, верно, но времена изменились.
В 1865 году, когда была образована Уфимская губерния, в городе Уфе насчитывалось около двухсот этнических башкир, 145 из них проходили в графе «башкиры, не имеющие чина», мужского пола. Дело в том, что как раз в это время основная масса башкир переходила из особого военно-служилого сословия в сословие сельских обывателей. Население Уфы в 1865 году составляло двадцать тысяч человек (меньше, чем население поселка Чишмы в наше время), соответственно – доля этнических башкир не превышала одного процента.
В начале 1897 года в Российской империи была проведена первая всеобщая перепись населения. В Уфе тогда насчитывалось 49275 жителей, из них 3151 башкир (более шести процентов). Получается, что за три десятилетия численность башкир в губернском городе увеличилась как минимум в 15 раз. На самом деле башкир в Уфе могло быть даже немного больше, ведь перепись 1897 года учитывала родной язык, а не этническую принадлежность в строгом смысле слова. Однако разберем поподробнее статистику 1897 года.
Башкир мужского пола было 1965, женского – 1186. Дисбаланс выраженный. Сословная структура выглядит еще интереснее: 16 башкир относились к потомственным дворянам, 13 – к личным дворянам и табельным чиновникам недворянского происхождения, четверо мужчин числились в купеческом сословии, один имел статус почетного гражданина. К мещанскому сословию принадлежало 32 башкира мужского пола и 16 женского. Основная же масса башкир, проживавших или пребывавших в Уфе на момент переписи 1897 года, относилась к сословию сельских обывателей – 3062 человека. Это значит, что они числились в сельских обществах, а в Уфе жили по временным паспортам. Интересно, что термины «крестьяне» и «сельские обыватели» в дореволюционной России были практически полными синонимами, но имелся небольшой нюанс – по отношению к башкирам термин «крестьяне» непосредственно не применялся. К сожалению, перепись 1897 года не указала количество башкир-вотчинников.
Шесть мужчин были заняты мусульманским богослужением, но к привилегированному сословию духовенства мусульманские священнослужители не относились.
Занятия у башкир в Уфе были самые разные. Среди них были извозчики, железнодорожные рабочие, торговцы, слуги частных лиц, ремесленники, фабрично-заводские рабочие, 130 человек занимались земледелием. Двадцать мужчин были госслужащими, восемь учительствовали, один занимался частной юридической деятельностью. Девять женщин числились проститутками (получается, что законы Российской империи разрешали заниматься этим даже мусульманкам).
Православного вероисповедания придерживались только семь мужчин и две женщины, все остальные были мусульманами. Читать на русском языке умели 203 человека, на других языках – 484. Только пять мужчин и одна женщина имели образование выше начального.
Итак, перепись населения 1897 года показала положение вещей довольно подробно и обстоятельно. Но затем, вплоть до советского периода всеобщих переписей населения не проводилось. Население Уфы достигло ста тысяч человек в 1914 году, на тот момент в губернском городе числилось 16 тысяч мусульман, но мы не знаем, сколько из них относились к башкирскому этносу.
Доля башкир в населении Уфы была сравнительно небольшой вплоть до последней четверти ХХ века. В 1926 году в столице БАССР насчитывалось 4,6 тысяч башкир из 99 тысяч жителей, в 1939 – 15,4 тысяч, в 1959 – 30,3 тысяч (5,5 % всего населения), в 1970 – 54,4 тысяч. Получается, что только в 1970-е годы доля башкир в уфимском населении достоверно превысила показатель 1897 года. Перепись населения 1989 года зафиксировала в Уфе 122 тысячи башкир (11,3 % всего населения). Понятно, что большинство башкир, проживавших в Уфе в тот или иной исторический момент, не являлись коренными уфимцами, более того – они не являлись коренными горожанами, так как переселялись в Уфу главным образом из сельской местности, а не из других городов. Однако за последние 30 – 35 лет при практически неизменной численности населения в один миллион человек значительно выросла доля коренных жителей Уфы, в том числе и башкир.
В наше время этническая структура города Уфы приближается к показателям по Республике Башкортостан в целом. Однако этническая принадлежность человека является достаточно условной. Значительную долю населения составляют люди, родившиеся от этнически смешанных браков. Башкиры довольно часто вступают в брак с татарами, а в Уфе нередко и с русскими. В условиях большого города стираются этнические традиции и историческая память. Большинство молодых башкир – коренных уфимцев, уже точно не знает, к каким башкирским родоплеменным образованиям относились их предки. Значительная часть башкир, рожденных и выросших в Уфе, русским языком владеет гораздо лучше, чем башкирским, а многие владеют исключительно русским. Что касается последних, то их принадлежность к башкирскому этносу определяется не ментальностью, а расовыми особенностями (башкиры – это единственный многочисленный народ в РБ с выраженными монголоидными чертами) и именем. Трудно сказать кто они – настоящие башкиры, обрусевшие башкиры, или же просто россияне башкирского этнического происхождения.
Хоть и Уфа не является местом проживания абсолютного большинства городских башкир, именно на примере Уфы лучше всего изучать социально-культурный феномен башкира-горожанина. Во-первых, Уфа является единственным городом в РБ с миллионным населением. Во-вторых, количество башкир в Уфе, в том числе коренных горожан, несоизмеримо больше, чем в любом другом городе мира. В Баймаке и Учалах башкиры составляют подавляющее большинство населения, но по меркам современной Уфы это совсем небольшие города. В общем, башкирское население Уфы – тема важная, интересная, ждет серьезного исторического, социологического и культурологического исследования.