Все новости
ХРОНОМЕТР
21 Ноября 2019, 16:14

Уфа в XVII и XVIII столетиях

Сведений о том, какой была Уфа в XVII и даже XVIII веках сохранилось очень немного. Большинство старинных документов сгорели при многочисленных городских пожарах. Не уцелело ни одно строение XVII столетия, зданий построенных в XVIII веке буквально единицы.

В настоящее время памятниками уфимской 300-400-летней старины можно назвать первые городские улицы, когда-то лучами расходившиеся от крепости, и сохранившие свои общие очертания до сих пор, а так же три старейших уфимских православных храма: Покровский, Спасский и Сергиевский. Все они были построены в XIX веке, но на месте церквей существовавших уже в начале XVII века.
Во время сооружения уфимского острога в нем была построена первая деревянная Казанская церковь, а спустя несколько десятилетий каменный Смоленский собор. В начале XVII века в Уфе были основаны два монастыря: Успенский мужской и Христорождественский женский; а в каждой из слобод на посаде построен приходской храм. Деревянные церкви в таких новых русских поселениях как Уфа возводились достаточно быстро. Лес был в изобилии, а архитектура таких храмов была предельно проста. Часто сооружался простой четырехугольный сруб, с прирубленным алтарем, а двускатную деревянную кровлю, увенчивала небольшая главка.
Некоторые очень интересные сведения о первых уфимских православных храмах содержатся в рукописи “Краткое описание губернского города Уфы с начала его построения”, которая сейчас хранится в Москве в фондах Государственного исторического музея. В 1852 году один из вариантов этой рукописи (названной “Уфимской летописью”) были опубликованы в “Оренбургских губернских ведомостях”. Составлена она была неизвестным автором, примерно в 1808-1828 годах на основе нескольких уфимских летописных источников XVIII века. В ней приведены не только многие малоизвестные и крайне любопытные факты уфимской истории, но даются ссылки на старинные документы, как сейчас бы мы сказали – на источники.
По общепринятой ныне версии, уфимскую Сергиевскую церковь построили в своей слободе московские стрельцы и пушкари. В рукописи “Краткое описание губернского города Уфы” сообщается о том, что первая уфимская церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была сооружена на загородном подворье мужского Успенского монастыря, а следующий по времени Сергиевский храм был построен позже, и являлся вторым (теплым) при старинной Рождества Богородской церкви. В средневековье на Руси существовал обычай возводить не один деревянный храм, а два, расположенных рядом. Холодный большой не отапливался, а второй теплый был меньших размеров и отапливался, и службы в нем совершались в зимнее время.
Обратимся к тексту самой рукописи. В ней сказано, что по соизволению государя Михаила Феодоровича, царствовавшего, как известно в 1596 – 1645 годах, в Уфе был основан Успенский мужеской монастырь. При его третьем настоятеле, и игумене Сильвестре “построена была маленькая церковь в проименование Преподобного Сергия с двумя кельями от города в 3 х
верстах подле дороги следующей от города к дворянскому селению называемому Сосновое озеро. Сей монастырь построен был для того более, что около его занималась монастырская пашня. И из братии два монаха живущия в том, руководствовали присмотром и божественною службою. И сему же неподалеку от сего по Белой реке рыбныя ловли и перевоз состоял к монастырю, от чего и до ныне тот перевоз именуется Сергиевым. За всем тем в 50 ти саженях имеется круглое озеро, называемое по старинному Коркина Яма. Для братской монастырской трапезы хранилась на ивсегда посаженная живая рыба, ибо сие озеро и до ныне ни в какое время не высыхает, в коем водится и до сего времени рыба караси. Но поелику временами сей монастырь по ветхости и по перемене тогдашних обстоятельств уничтожен, а вместо онаго при градской Рождества Богородицкой церкви в тож проименование пристроен сим придел, а по ветхости и сей церкви особо построенная теплая церковь которая и ныне существует. О сем значится в монастырском архиве по учетам каждогодним сего Сергиева монастыря в хлебопашестве и рыбных ловлях”.
Где же располагалось это подворье с Сергиевской церковью? Где было озеро, и переправа через Белую, которую обслуживали монахи?
В конце XVIII века в различных купчих на земельные участки на юго-западе от Уфы упоминаются два перевоза: Вавилов и Сергиев (или “Сергиев перевоз по Сосновому озеру”). Вавиловская переправа находилась в районе слободы Нижегородки, Сергиева предположительно в районе современного затонского моста (здесь еще до 1960-х годов ходил паром). Дорога через Сергиев перевоз вела в сторону Соснового озера у старинной, и ныне существующей деревни Алексеевки.
А само Сергиево монастырское подворье, по всей видимости, находилось в районе завода УЗЭМИК. На его территории когда-то существовало, но было засыпано озеро. Возможно, это и была та самая “Коркина Яма”. Как и многие старинные уфимские топонимы, название могло произойти от фамилии одного из служилых людей, или от находящейся здесь его земли. По крайней мере, известно, что в первой половине XVIII века в Уфе служил казачий урядник Коркин.
О том, что первоначально Сергиевская церковь была предельным или теплым храмом при Рождестве Богородском, можно прочитать в работах известного уфимского историка XIX века Руфа Гавриловича Игнатьева. В 1860-х годах в архиве Уфимской палаты гражданского суда он обнаружил некоторые документы XVII века. В том числе челобитную уфимских стрельцов царю Алексею Михайловичу в которой говорилось, что “мы Уфимские стрельцы… того ради что деды и отцы наши строили во граде Уфе церкву древяну честнаго и славнаго Рождества Божия Матери, и в приделе Сергия святый Чудотворец Радонежский, а ныне та церква ветха и мы пожертвовали на строение деньги, что нам из великаго Государя казны велено отпустить за нашу… службу и радение в польском походе [1654-1667 годов]. Сего ради мы … бьем челом… оныя деньги на место нас вручить тая церкви попу Федору на ту церковную потребу”.
На сохранившемся плане Уфы 1750-х годов приходской храм в Сергиевской слободе обозначен двумя строениями. По всей видимости, это были холодная Рождества Богородская и теплая Сергиевская церкви. Обширная Сергиевская слобода начиналась от моста через Сутолоку и располагалась в границах современных улиц Менделеева – Бехтерева – Коллективной. Улица, которая в последствии стала называться Большой Сергиевской (ныне Менделеева), в 1750-х гг. носила название Спасской. Она шла от моста через Сутолоку к Спасским воротам в стене так называемого “Большого города”. В Сергиевской слободе, с начала основания Уфимского острога жили уфимские служилые люди, и эта часть города, наряду с острогом и Успенской слободой были административным и военным центром города.
Сохранились сведения, что в 1774 году Сергиевский храм сгорел, а новый был освящен в 1775 по другим сведениям в 1777 году. Хотя пожар произошел в год пугачевского бунта, но, скорее всего, не во время осады Уфы. В сохранившихся документах и хрониках, в частности в журнале коменданта Мясоедова, нет упоминаний о том, что Сергиевская церковь пострадала во время обстрелов, или приступов к городу.
Очень важным источником по истории уфимских храмов и вообще истории города, могли бы быть Метрические книги XVIII века. Но, к большому сожалению, после пожаров, и уничтожения во время гражданской войны архива Уфимской духовной консистории, в местном историческом архиве практически нет метрических книг не только XVIII, но даже первой половины XIX века.
В связи с этим большим событием оказалась недавняя архивная находка в городе Кирове. Дело в том, что до учреждения в 1799 году самостоятельной Уфимской епархии, вся Уфимская провинция относилась к Вятской епархии, и церковная документация посылались в Вятку (нынешний Киров). В прошлом году известный уфимский историк, доктор наук М.И. Роднов побывал в Кирове, и привез копии хранящихся там уфимских метрических книг XVIII века. По Христорождественской церкви сохранилась всего одна Метрическая книга – за 1777 год. Название приписной (теплой) церкви – в данном случае Сергиевской, – в метрических книгах обычно не указывалось. Священником храма был Михаил Стефанов. Судя по записям, приход в это время был совсем небольшим. За год здесь родилось 9, и умерло 2 человека, и было повенчано 5 супружеских пар.
В записях можно увидеть имена некоторых известных уфимцев. Так в январе, была крещена дочь у дворового человека заводчика Василия Евдокимовича Демидова. Усадьба, и сохранившийся поныне дом Демидовых, расположенные в районе пересечения современных улиц Октябрьской революции, Коммунистической и Воровского, находилась в приходе Рождества Богородской и Сергиевской церквей. В этом же январе была крещена дочь у дворового человека одного из руководителей обороны Уфы от пугачевцев – Николая Николаевича Пекарского. В феврале крещен сын у прапорщика Ивана Петровича Колокольцева. Восприемниками при этом были: майор Михаил Гаврилович Белавин и капитанская жена Афимья Петровна Суровцева. В июле, сентябре и декабре произошли пополнения в семьях других крепостных крестьян Пекарских. При крещении новорожденных восприемниками были: прапорщик Василий Афанасьевич Аничков; дочь майора Пекарского, девица Хиония Николаевна; прапорщик Иван Михайлович Курчеев; а так же дворовой человек дедушки С.Т. Аксакова – подполковника Зубова.
В конце XVIII века Рождество Богородский храм “за ветхостью” был упразднен, а из него в Сергиевскую церковь было перенесено несколько очень древних икон. К середине XIX в., с перемещением центра Уфы на новое место, церковь располагалась в одной из самых бедных пригородных слобод. Р.Г. Игнатьев в своей корреспонденции 1862 года так описывал ее. “Старый город составляет теперь как бы предместье: все казенные места, промышленность, зажиточные из жителей, с двадцатых годов находятся в новой Уфе, в старой же живет самое бедное население… Старая Уфа, расположенная по местам гористым и обрывистым, в наружности своей ничего не имеет городского: бедные сельские домики, чрезмерно узкие и неправильные улицы и деревянная, бедная, старая церковь св. Сергия Радонежского”.
Последняя по времени постройки Сергиевская церковь, существующая и поныне, была сооружена в 1868 году, и освящена 10 ноября. В ”Уфимских губернских ведомостях” Р.Г. Игнатьев опубликовал статью с описанием этого события, и сообщал о том, что “близ ныне вновь сооруженной церкви недавно еще стояла тоже деревянная же церковь св. Сергия, построенная в 1775 году; теперь же, по случаю постройки нынешней церкви, прежняя перенесена в дер. Новые Сулли, Белебеевского уезда”. По свидетельству Игнатьева облик нового храма напоминает старинные церкви “и несколько походит на прежний”.
Янина СВИЦЕ