Виктор Иванов: «…но в душе я русский офицер!»
Все новости
ХРОНОМЕТР
6 Июня 2019, 12:42

О Гоголе и уфимской улице, названной в его честь

Лариса МИХАЙЛОВА Читать произведения Николая Васильевича Гоголя (1809–1852), говорить о его творчестве можно всегда, а в год 210-летия со дня его рождения особенно. Одна из улиц Уфы носит его имя, а первоначальное название было совсем иным.

Но немного истории о формировании данной улицы. К этому, если проследить цепочку событий, был причастен император. В 1803 г. император Александр I познакомился с первым разработанным планом застройки Уфы и начертал на плане: «Быть по сему». Так он заочно познакомился с нашим городом. Но только в 1819 г. план был им же утвержден и принял силу закона. С этого года под руководством архитектора Вильяма Гесте, который фактически возглавлял все градостроительное дело в России, Уфа начала разрастаться. На обширном пространстве ровной, возвышенной местности от крутого берега Белой к западу и северу потянулись 15 прямых улиц.
Исторические события повернулись так, что состоялось и очное знакомство Александра I с Уфой. В 1824 г. император, объезжая города России, посетил и Уфу. Приезд царя пришелся на 16 сентября и длился три дня. 18 сентября произошло событие, повлиявшее на застройку Уфы как будущего крупного города: проводилась закладка храма в честь св. кн. А. Невского и Александр I, присутствуя на ней, собственноручно положил в основание камень с надписью и датой закладки. Одновременно он дал распоряжение строить казармы для уфимского гарнизона (внутренняя служба была им основана в 1811 г.) и указал место для их строительства – западнее заложенного храма.
От храма пойдет улица Александровская (ныне К. Маркса), а вдоль стены, ограждавшей казармы, потянется улица, ныне именуемая Гоголя.
Но сначала появился тюремный замок (1826), а с 1830 г. отстраивались солидные красивые здания казарм внутренней стражи. Возведенная за ними оградительная кирпичная стена образовала восточную сторону новой улицы (будущей Гоголя) на протяжении почти квартала. Так с северного конца началась застройка казенными учреждениями, которые были свидетельством суровой стороны жизни города.
Зато с южной стороны встало здание мирного назначения – Духовное училище (1840), в последующем в нем разместилась Контрольная палата.
На обозначенной улице охотно селились горожане, заполняя поначалу улицу одноэтажными и двухэтажными деревянными домами.
Новые улицы долго были безымянными. Нужный дом разыскивали по пространным описаниям.
Имели наименования со времени основания только первые 9 улиц: Посадская, Московская, Усольская, Сибирская, Казанская, Фроловская, Ильинская, Будановская, Сергиевская.
Улица обретает наименование
Массово названия улицам Уфы стали присваивать во второй половине XIX века, и этому способствовал Оренбургский гражданский губернатор Яков Владимирович Ханыков, который с 1851 по 1856 гг. управлял гражданскими делами. Его местопребывание было в Уфе (Уфа входила в Оренбургскую губернию). Для облегчения действий сотрудников Межевого ведомства Ханыков, как гражданский губернатор, вводит правило именовать улицы городов. При нем произошли многие полезные для города и губернии различные преобразования. Не удивительно, что одну из улиц назвали в его честь – Ханыковской. Это и была улица, проходящая вдоль Казарменной стены. Наименование могло произойти только после кончины губернатора Я.В. Ханыкова, то есть после 1862 г.
В начале XX века у отцов города возникло намерение переименовать в Уфе улицы «с неблагозвучными» названиями. Так, Тюремная улица, названная по тюремному замку, стала именоваться в честь писателя Ф.М. Достоевского, а доходящая до нее Ханыковская стала Гоголевской (прижилось: «Гоголя»). Приближалось пятидесятилетие со дня кончины русского писателя Николая Васильевича Гоголя, что, видимо, послужило поводом на заседании Думы 30 октября 1901 г. выбрать это название. Скажем, одну известную фамилию сменила другая.
По мере застройки улица пересеклась с другими улицами – Пушкинской и Чернышевского, достигла Достоевского, параллельно ей протянулась Аксаковская. Имена известных русских литераторов встретились в названиях, присвоенных близлежащим улицам в разные временные промежутки.
Но Ханыков-то имел прямое отношение к Уфе, а Гоголь здесь не живал и не бывал. Но вот что интересно: Гоголь и Ханыков знали друг друга и дружески общались, и это не всем известно.
История знакомства Гоголя и Ханыкова
Знакомство их состоялось в 1842 г., в Италии. Но сначала о других лицах, с кем общался Гоголь за границей. Приехав в Рим повторно в октябре 1842 г., Гоголь встречает там полковника Аркадия Осиповича Россета (1811–1881). Гоголь и Россет давно знакомы, встречались в светских салонах Петербурга. Аркадий Россет, образованный человек, дружил с Пушкиным, был его домашним гостем, ухаживал за очаровательной сестрой Наталии Николаевны Пушкиной. Николай Васильевич обращался к Россету относительно хлопот по изданию «Ревизора» и «Писем» и просил собрать отзывы от читателей. Он же выбрал Россета в устроенный им комитет для распоряжения суммами, поступавшими от продажи нового издания комедии «Ревизор».
В эти же сроки в Рим прибывают на лечение генерал-губернатор Оренбургского края Василий Алексеевич Перовский и сопровождающий его чиновник по особым поручениям, находившийся в отпуске, Яков Владимирович Ханыков. Они, в свою очередь, встречались с полковником Россетом по службе, когда Россет объезжал с осмотром все части артиллерийских гарнизонов Сибирского и Оренбургского корпусов.
Через Аркадия Россета происходит знакомство Перовского и Ханыкова с Гоголем.
Аркадий Осипович ждал приезда в Рим своей старшей сестры Александры Осиповны Смирновой-Россет (1809–1882). Александра Осиповна, жена богача-дипломата Н. Смирнова, отличалась проницательным умом и художественным вкусом. Александра Россет – в прошлом фрейлина русского императорского двора при вдовствующей императрице Александре Федоровне. Она была другом и собеседником А. Пушкина, В. Жуковского, Н. Гоголя, В.Д. Одоевского, П.А. Вяземского, А.С. Хомякова, Н. Карамзина, Аксаковых. В неоконченной пьесе М. Лермонтова «Штосс» есть персонаж, который современники отождествляли с ней. Александре Осиповне посвящали свои стихи Пушкин, Жуковский, Вяземский, Иван Аксаков, Е.П. Ростопчина.
Прибывает в Рим Смирнова-Россет с двумя дочками: восьмилетней Ольгой и шестилетней Софьей. Аркадий Осипович и Гоголь заранее подобрали для ее семейства удобную квартиру. Сам Гоголь в Риме проживал на квартире совместно с поэтом Н.М. Языковым и художником А.А. Ивановым.
Рим собрал соотечественников. Как радостно им было встретиться! Как интересно друг с другом! Вместе гуляют по окрестностям Рима, Яков среди них самый младший, его называют Яшенька. Он носил на руках уставших дочек Александры Осиповны, читал на прогулках вслух роман Жорж Санд, что вызвало недовольство Гоголя, не любившего эту писательницу. Эти прогулки описывала Смирнова-Россет в письмах к друзьям. Она же вспоминала эпизод, когда Гоголя пригласили для чтения в римскую резиденцию Великой княгини Марии Николаевны (дочь Николая I), но у него не оказалось фрака, а мундир был слишком стар. Яков Ханыков и Аркадий Россет бросились на поиски подобающей одежды и, найдя у русских художников фрак по размеру, нарядили в него писателя.
В начале сороковых годов Александра Осиповна становится религиозной и еще более душевно сближается с Гоголем. В одном из писем она писала ему: «Да благословит вас Бог! Вы, любезный друг, выискали душу мою, вы ей показали путь, этот путь так разукрасили, что другим путем идти не хочется и невозможно». Гоголь трижды будет гостить в семействе Александры Осиповны в 1848–1850 гг. в Калужской губернии, где ее муж в то время был губернатором. В провинции он искал образы для действующих лиц второго тома «Мертвых душ» и написал там 10 глав поэмы.
О Гоголе и его произведениях широко известно, он любимый русский писатель. Имя Якова Ханыкова знакомо не всем в силу его занятости сугубо научной деятельностью и государственной службой отчасти закрытого уровня. Монографии Г.П. Матвиевской «Яков Владимирович Ханыков» (2006) и И.М. Гвоздиковой «Гражданское управление в Оренбургской губернии» (2010) позволяют познакомиться подробно с жизнью и деятельностью этого интересного человека.
Последние годы стало традицией указывать первоначальное название улицы. И на современной улице Гоголя на некоторых домах размещены таблицы с двойным наименованием: Гоголя – Ханыковская. Это служит сохранению истории города, вызывает стремление познать тех, кто увековечен в названиях улиц.
И еще о переименовании улицы. В этом скрыта некоторая историческая интрига: Гоголь и Ханыков – современники. Они в Вечном Риме случайно встретились и подружились, случайно совпало количество ими прожитых лет (каждый по 43 года), случайно в их честь последовательно назвали одну и ту же улицу Уфы. Не вмешался ли гоголевский мистицизм, навсегда соединив их имена таким образом?
Читайте нас: