Поэт Айдар Хусаинов и школьники
Все новости
ПОЭЗИЯ
4 Декабря , 14:00

Зимний Грааль Марины Роговой

Галарина
Фото: Галарина

Несколько лет назад я отметила для себя среди выступающих на саратовском фестивале поэзии «Центр весны» умную и проникновенную поэзию Марины Роговой. Реальность внешняя и внутренняя замечательно оттеняют друг друга в её строках, могут быть рефреном или контрастным фоном, как «сбитые каблуки» и «тоскующий ночной дудук». Удивительное присутствие в жизни, все эти кинестетические ощущения и зарисовки в стихах идут, как фон философских апологетик. Марина удивительно изящно размещает истинность высокого бытия среди повседневности. Ее Граль воистину непрост по наполнению, как бы ни была лаконична форма сосуда – форма её строф, содержание весьма многозначительно. Это и захватывает, и нравится мне в ее стихах. Люблю умную поэзию.

 Отметила, подумала – надо бы предложить ей опубликоваться и запамятовала это сделать. Но впечатления никуда не делись, и благодаря соцсетям мы наконец списались. И Марина прислала свои отличные стихи и ответила на мои вопросы. Так что, знакомьтесь – саратовская поэтесса Марина Рогова:

«Как начала писать стихи? Взяла ручку и чистый лист. Мне нравится писать именно так.

– Поэзия для меня отчасти игра. Не дело всей жизни, не то единственное, для чего я есть на свете, а просто одна из возможностей этого мира. Это не значит, что я отношусь к этому несерьезно. Я прекрасно понимаю: поэзия – это очень серьезно, даже когда смешно. Это всегда о главном, даже когда о котиках.

– Даже когда это про любовь, пейзажная или гражданская лирика – уверена, что любой поэт всегда пишет о жизни, смерти и своем понимании Вселенной. По крайней мере, невольно проговаривается об этом.  

– Поэты, без которых поэзия пуста? Для меня это Гавриил Державин, Фёдор Тютчев, Владислав Ходасевич, Арсений Тарковский, Ольга Седакова, Юрий Казарин…

– Поэзия – это бесконечная расширяющаяся вселенная, в ней одновременно сосуществуют и Кантемир, и Пушкин, и все классики, и поэты сегодняшнего дня. Места хватит всем.

– Вокруг много замечательных поэтов – ярких, с авторским словарем и интересной оптикой. Леонид Негматов, Наталья Сырцова, Алмат Кайвалдиев, Анастасия Липидина, Янур Василиев и многие, многие другие.

– Зачем мне творчество? Скорее уж, зачем творчеству я?

Но если вам интересно, я готова взять вас в путешествие по миру, каким его вижу. В дорогу?»

Вот так четко и внятно ответила о себе и своем творческом пути Марина Рогова, приложив и более сухую справку:

Стихи пишу с 2018 года. Обучалась в студии издательства «СтиХИ» в семинарах Юрия Казарина, Сергея Ивкина, семинаре детской поэзии Игоря Шевчука. В настоящее время в семинаре Надежды Кондаковой.

Публикации:

  1. «Пили, пили глаза белизну...»// Урал. – 2021. – №8. – с. 153-158.
  2. «Огонь в твоем окне...»// Урал. – 2023. – № 3.

https://magazines.gorky.media/ural/2023/3/ogon-v-tvoem-okne.html

Сборник стихов:

Рогова Марина. Город, где падают стены. – Москва: издательство «СтиХИ», 2022. – 48 с. , ил. – Серия «Сингл» ( TheSingle). – Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт».

Лонг-листер XX и XXI Открытого литературного Волошинского конкурса

Галарина ЕФРЕМОВА

Космакова Ольга Сергеевна
Фото: Космакова Ольга Сергеевна

ЗИМНИЙ ГРААЛЬ

 

***

Я же должна

Волгу поцеловать.

Лёд пробить и

поцеловать.

В поезде ночь -

И целовать.

Билет купить

И пробить.

Поцеловать.

И бежать.

 

***

раньше мне снился огонь

теперь всё больше вода

пар над тёмной рекой

треск весеннего льда

бродила в пылающей тьме

с короной на волосах

теперь является мне

кукушка в пыльных часах

я говорю прости

мне страшно видеть восход

сжимая в холодной горсти

то что сейчас умрёт

она говорит свети

покуда свет не погас

пока последний фотон

не стукнет в сетчатку глаз

люби

 

Новогоднее

Собирая в чёрный мешок

стёртый мохеровый шарф,

туфли со сбитыми каблуками,

память об одном

пропущенном рейсе, войну,

засыпая под новогодний «бом-бом»,

собираюсь выбросить и забыть,

и ни о чём не просить

старика в красном

и девочку в голубом.

 

***

Дождись дождя

и падай в темноту,

лови в ладони

капли на лету.

Следи, как льдом

становится вода,

летя из ниоткуда

в никуда.

Предельным

напряжением любви

движение

воды останови.

И дальше падай,

только падай в свет,

в стеклянный перезвон

осей планет.

Туда, где дождь

становится огнём

и пламенеет,

растворяясь в нём.

 

***

Спасибо, Господи, за снег,

за сон полночных рек,

за синеву усталых век

и в синеву побег.

 

За нереальный липкий май-

почти совсем как рай.

Свистульку, стало быть, сломай -

но май не отнимай.

 

За одинокую звезду,

что плещется в пруду

и за тоскующий дудук

в моем ночном саду,

 

ввысь уходящий потолок,

в ладони — уголёк.

За Божий мир на больший срок,

асфальт Твоих дорог.

 

***

Дети элитных многоэтажек

топчут ту же траву,

что и мы топтали

в прекрасном и нищем детстве.

Слышишь, из ближней дали тебя зову,

и тебе от меня никуда не деться.

Донник, полынь, лебеда и сныть

тянут к нам зелёные руки,

а на ладонях плоды, способные излечить

практически от всего, кроме дачной скуки.

Вижу почти наяву

горькие пыльные травы.

Падаю в эту траву

и плыву-

в детство обратно правлю.

 

Зимний Грааль

Жизнь зимой себя бережёт,

Летом - безбедно тратит.

Что не потратит - в костре сожжёт,

Осенью веток хватит.

 

Смерть зимою чиста и строга,

Летняя смерть - неряха,

В осень - у месяца на рогах,

Весной - белёной рубахой.

 

В теле лета рябина горит,

Как ножевая рана.

Поиск окончен. Транзит закрыт.

Ночь подступает рано.

 

***

Сумерки, вечер.

Во всём сквозит благодарность

Богу, создавшему эти деревья,

Человеку, зажегшему этот фонарь,

Фотографу, остановившему это мгновенье.

В городе осень.

 

***

Средь белого, белого дня

в покое оставьте меня,

и буду я плыть по реке,

стеклянною чашей в руке

 

черпая холодную синь.

 

Ах, родина-мати родна,

зачем к тебе рифма одна,

и Божьи скрипят жернова,

и так износились слова,

 

черпая холодную синь.

 

А ночью на том берегу

увижу желанную згу

и что-то внезапно пойму,

и влажный туман обниму,

 

черпая холодную синь.

 

***

Больше всего на свете

я люблю старые двери,

потому что они помнят

всех, кто вошёл и вышел.

 

Еще люблю

старые ботинки,

форму ног хранящие,

которых нету на свете.

 

Не люблю

плюшевые альбомы,

где моль и мёртвые лица —

улыбаются и не знают,

что скоро первая мировая.

 

Потому что

яд времени тонок,

безболезненно его жало.

И тихонько хнычет ребёнок,

часовою стрелкой уколот.

 

***

мы такого не плакали

этого мы не пели

почему же штормит

в нашей общей холодной постели

только новости лайкали

слушали голоса

бестелесные и глянь-ка ты

жизни  на полчаса

голубому шарику

спелёнутому в облака

задает направление строгая

но милостивая рука

 

Орфография, стилистика и пунктуация сохранены авторские

Автор: Марина РОГОВА
Читайте нас: