Несколько лет назад я отметила для себя среди выступающих на саратовском фестивале поэзии «Центр весны» умную и проникновенную поэзию Марины Роговой. Реальность внешняя и внутренняя замечательно оттеняют друг друга в её строках, могут быть рефреном или контрастным фоном, как «сбитые каблуки» и «тоскующий ночной дудук». Удивительное присутствие в жизни, все эти кинестетические ощущения и зарисовки в стихах идут, как фон философских апологетик. Марина удивительно изящно размещает истинность высокого бытия среди повседневности. Ее Граль воистину непрост по наполнению, как бы ни была лаконична форма сосуда – форма её строф, содержание весьма многозначительно. Это и захватывает, и нравится мне в ее стихах. Люблю умную поэзию.
Отметила, подумала – надо бы предложить ей опубликоваться и запамятовала это сделать. Но впечатления никуда не делись, и благодаря соцсетям мы наконец списались. И Марина прислала свои отличные стихи и ответила на мои вопросы. Так что, знакомьтесь – саратовская поэтесса Марина Рогова:
«Как начала писать стихи? Взяла ручку и чистый лист. Мне нравится писать именно так.
– Поэзия для меня отчасти игра. Не дело всей жизни, не то единственное, для чего я есть на свете, а просто одна из возможностей этого мира. Это не значит, что я отношусь к этому несерьезно. Я прекрасно понимаю: поэзия – это очень серьезно, даже когда смешно. Это всегда о главном, даже когда о котиках.
– Даже когда это про любовь, пейзажная или гражданская лирика – уверена, что любой поэт всегда пишет о жизни, смерти и своем понимании Вселенной. По крайней мере, невольно проговаривается об этом.
– Поэты, без которых поэзия пуста? Для меня это Гавриил Державин, Фёдор Тютчев, Владислав Ходасевич, Арсений Тарковский, Ольга Седакова, Юрий Казарин…
– Поэзия – это бесконечная расширяющаяся вселенная, в ней одновременно сосуществуют и Кантемир, и Пушкин, и все классики, и поэты сегодняшнего дня. Места хватит всем.
– Вокруг много замечательных поэтов – ярких, с авторским словарем и интересной оптикой. Леонид Негматов, Наталья Сырцова, Алмат Кайвалдиев, Анастасия Липидина, Янур Василиев и многие, многие другие.
– Зачем мне творчество? Скорее уж, зачем творчеству я?
Но если вам интересно, я готова взять вас в путешествие по миру, каким его вижу. В дорогу?»
Вот так четко и внятно ответила о себе и своем творческом пути Марина Рогова, приложив и более сухую справку:
Стихи пишу с 2018 года. Обучалась в студии издательства «СтиХИ» в семинарах Юрия Казарина, Сергея Ивкина, семинаре детской поэзии Игоря Шевчука. В настоящее время в семинаре Надежды Кондаковой.
Публикации:
https://magazines.gorky.media/ural/2023/3/ogon-v-tvoem-okne.html
Сборник стихов:
Рогова Марина. Город, где падают стены. – Москва: издательство «СтиХИ», 2022. – 48 с. , ил. – Серия «Сингл» ( TheSingle). – Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт».
Лонг-листер XX и XXI Открытого литературного Волошинского конкурса
Галарина ЕФРЕМОВА
ЗИМНИЙ ГРААЛЬ
***
Я же должна
Волгу поцеловать.
Лёд пробить и
поцеловать.
В поезде ночь -
И целовать.
Билет купить
И пробить.
Поцеловать.
И бежать.
***
раньше мне снился огонь
теперь всё больше вода
пар над тёмной рекой
треск весеннего льда
бродила в пылающей тьме
с короной на волосах
теперь является мне
кукушка в пыльных часах
я говорю прости
мне страшно видеть восход
сжимая в холодной горсти
то что сейчас умрёт
она говорит свети
покуда свет не погас
пока последний фотон
не стукнет в сетчатку глаз
люби
Новогоднее
Собирая в чёрный мешок
стёртый мохеровый шарф,
туфли со сбитыми каблуками,
память об одном
пропущенном рейсе, войну,
засыпая под новогодний «бом-бом»,
собираюсь выбросить и забыть,
и ни о чём не просить
старика в красном
и девочку в голубом.
***
Дождись дождя
и падай в темноту,
лови в ладони
капли на лету.
Следи, как льдом
становится вода,
летя из ниоткуда
в никуда.
Предельным
напряжением любви
движение
воды останови.
И дальше падай,
только падай в свет,
в стеклянный перезвон
осей планет.
Туда, где дождь
становится огнём
и пламенеет,
растворяясь в нём.
***
Спасибо, Господи, за снег,
за сон полночных рек,
за синеву усталых век
и в синеву побег.
За нереальный липкий май-
почти совсем как рай.
Свистульку, стало быть, сломай -
но май не отнимай.
За одинокую звезду,
что плещется в пруду
и за тоскующий дудук
в моем ночном саду,
ввысь уходящий потолок,
в ладони — уголёк.
За Божий мир на больший срок,
асфальт Твоих дорог.
***
Дети элитных многоэтажек
топчут ту же траву,
что и мы топтали
в прекрасном и нищем детстве.
Слышишь, из ближней дали тебя зову,
и тебе от меня никуда не деться.
Донник, полынь, лебеда и сныть
тянут к нам зелёные руки,
а на ладонях плоды, способные излечить
практически от всего, кроме дачной скуки.
Вижу почти наяву
горькие пыльные травы.
Падаю в эту траву
и плыву-
в детство обратно правлю.
Зимний Грааль
Жизнь зимой себя бережёт,
Летом - безбедно тратит.
Что не потратит - в костре сожжёт,
Осенью веток хватит.
Смерть зимою чиста и строга,
Летняя смерть - неряха,
В осень - у месяца на рогах,
Весной - белёной рубахой.
В теле лета рябина горит,
Как ножевая рана.
Поиск окончен. Транзит закрыт.
Ночь подступает рано.
***
Сумерки, вечер.
Во всём сквозит благодарность
Богу, создавшему эти деревья,
Человеку, зажегшему этот фонарь,
Фотографу, остановившему это мгновенье.
В городе осень.
***
Средь белого, белого дня
в покое оставьте меня,
и буду я плыть по реке,
стеклянною чашей в руке
черпая холодную синь.
Ах, родина-мати родна,
зачем к тебе рифма одна,
и Божьи скрипят жернова,
и так износились слова,
черпая холодную синь.
А ночью на том берегу
увижу желанную згу
и что-то внезапно пойму,
и влажный туман обниму,
черпая холодную синь.
***
Больше всего на свете
я люблю старые двери,
потому что они помнят
всех, кто вошёл и вышел.
Еще люблю
старые ботинки,
форму ног хранящие,
которых нету на свете.
Не люблю
плюшевые альбомы,
где моль и мёртвые лица —
улыбаются и не знают,
что скоро первая мировая.
Потому что
яд времени тонок,
безболезненно его жало.
И тихонько хнычет ребёнок,
часовою стрелкой уколот.
***
мы такого не плакали
этого мы не пели
почему же штормит
в нашей общей холодной постели
только новости лайкали
слушали голоса
бестелесные и глянь-ка ты
жизни на полчаса
голубому шарику
спелёнутому в облака
задает направление строгая
но милостивая рука
Орфография, стилистика и пунктуация сохранены авторские