Главное, конечно, личностные, а не поколенческие качества поэта. Но мне радостно видеть в лице Дмитрия Рябоконя-поэта своего сверстника-современника. Много моих поэтических приятелей умерло, мало чего стоящего написав, хотя начинали мы вместе. Привычка чувствовать себя несколько на отшибе всего делового человечества, не в Москве, не в Петербурге, не в Нью-Йорке, словом, не всегда в шумной тусовке – неплохая, в целом, привычка. Она может быть связана с углублённой творческой свободой и некоторой отрешённостью. И к полноте одиночества можно привыкнуть, как другие привыкают к полезной или вредной суете.
Но вот смотришь на Дмитрия Рябоконя, читаешь его стихи – и на душе у тебя становится как-то даже дружелюбнее. Тем более что Дмитрий Рябоконь и сам не из тех, кто воротит от тебя субтильный литературный нос в “правильную”, так сказать, сторону – в сторону иного хвоста и ветра.
А я, кажется, всего Дмитрия перечитал в несколько “наездов” и продолжаю с редким удовольствием его читать. Даже на электронную дорожную книжку скачал его безнадёжно-весёлые стихи – с таким знакомым бытом-бытием в них и с персонажами, прямо на глазах уходящими «в ночную тьму». И тот, кто из нас, читателей-современников Дмитрия Рябоконя, не умер, ещё помнит ту рисково-шальную натуру – вольное и плутовское перестроечное время 80–90 годов – бесшабашное, залихватски-отчаянное, гибельное... Но вот ведь, судя по Дмитрию Рябоконю, оно оказывается и такое же стойкое, это пространство-время – выдержанное, талантливое, мощное и меняющееся через своего автора до сих пор…
То время, поэтически свободное до ужаса, длится и сегодня в оригинальных стихах Дмитрия Рябоконя.
Или вот эти художественные проблемы (читай ниже, в стихах), связанные с единственной и неповторимой любовью поэта, с его семьёй и детьми – проблемы для вольной птицы, которая и есть душа поэта, не правда ли, и они – мгновенно узнаваемы благодарным читателем русской поэзии?
И вот чувствуешь уже, читая подобное, что ты не один такой в мире – «во всём виноватый».
И становится вдруг далеко видать во все стороны света…
Впрочем, это, кажется, уже не я, а Гоголь какой-то сказал.
Аминь. Чур, меня, чур.
Алексей КРИВОШЕЕВ
Из предисловия ко второй книги стихотворений Дмитрия Рябоконя его друга, поэта Олега Дозморова
…Первое впечатление от диминых стихов — что это стихи иронические. И это так, но только отчасти: послевкусие у них горькое. Дима, словно цирковой клоун, развлекает публику, падает, ругается и пошлит, показывая голый зад, но смысл его реприз совершенно иной, и одураченный зритель-читатель в итоге не знает, плакать ему или смеяться. Это стихи о любви и смерти, и у юмора — горькие слезы.
Все проходит понемногу,
И совсем пройдет…
Сменит нудную дорогу
Быстрый переход.
И тогда скажу я: здрасьте,
Червячки, жучки…
Наперегонки залазьте
В яблоки, в зрачки.
На мой взгляд, это одно из самых страшных и правдивых стихотворений о смерти в русской поэзии со времен Георгия Иванова. Здесь и Лермонтов, и «червь прохладный», «переползший» из стихотворения другого поэта (хотя у Димы здесь своя метафора), и усмешка и бесстрашие… Такие «последние», как бы эмигрантские стихи. Горький романтизм неузнанного рыцаря русской лирики не с берегов Невы, а с нетрезвой и уродливой окраины Свердловска-Екатеринбурга. По-настоящему высокое, притворившееся низким — русская песня. Надеюсь, что после выхода этой книги в русской поэзии рубежа веков кроме забавного и трогательного персонажа по имени «Дима Рябоконь» появится и создавший его автор — замечательный поэт Дмитрий Рябоконь.
Олег Дозморов, Лондон, апрель 2014 г.
Стихи из второй книги Дмитрия Рябоконя «Русская Песня»
* * *
Ребенок ест четыре раза в день,
Причем жует по чайной ложке в час,
И мочится… Раздень его, одень
И уложить попробуй в мертвый час.
Все время развлекай его, смотри,
Чтоб не упал, и никуда не лез,
И, если надо, сопли подотри,
И это – только маленький ликбез.
В ночи кромешной вскакивай, беги
На рев, звучащий тысячью сирен,
И тихо размягчаются мозги,
И забываешь, как цветет сирень.
Одна лишь мысль мерцает в темноте,
Избитую высвечивая суть:
Скорей бы оказаться в пустоте,
Скорей бы умереть, уснуть. Уснуть…
* * *
Опять явилось сразу девять Муз,
А мне и от одной порою тошно,
Но вспомню, что не мальчик я, а муж
В нервозной обстановке невозможной.
Пускай они толкаются, орут,
Как бабы на базаре, предлагая
Товар бесплатный. Знаю я, что врут
Нещадно, не краснея, не моргая.
Мне все-таки придется заплатить…
Чем заплатить? Об этом знает каждый,
Такую цену могут заломить,
Что целиком себя отдашь однажды.
Однако шум усилился. Где шум,
Там иногда случаются и драки…
У Мельпомены затуманен ум,
Она покажет, где зимуют раки.
Жрец Аполлона слышит матерки,
Дерутся и ругаются паскуды,
И в час, когда дрожат материки,
Надеется: быть может – позабудут.
Презентация
Ю. Крутеевой
Весной, сбежав из резервации,
Я был на пышной презентации,
Среди писателей-художников,
Среди простых людей-сапожников.
Там я воздал хвалу соратнице
И с восхищением, как Пятница,
Смотрел в ее зрачки цветущие,
Угадывая в них грядущее.
Потом базарил я с поэтами
И, отвлеченными предметами
Насытившись, торчал у столиков,
Где пьяницы с глазами кроликов.
Вдруг, медленно пройдя меж пьяными,
Дыша духами и туманами,
Мне незнакомка улыбается,
И приключенье начинается.
Да, я в тени, но мне обломится,
Хотя бы со своей поклонницей, –
И мы крутой банкет покинули,
Поймали тачку с ней, и двинули.
Туда, где двор загажен шпицами,
Подъезд с окурками и шприцами,
Где стены грязные облуплены,
Где шаял я, признаньем купленный.
Туда, диваны где продавлены,
Где я, вниманьем не оставленный,
Туда, где всякое случается,
Где копошатся и случаются.
Где я, преодолев прострацию,
Решил не делать презентацию,
Пускай идея где-то носится –
Боюсь, поклонницы набросятся.
Холодный апрель
Е. Касимову
Что мне с того, что я попал в анналы
Скандального десятого канала,
Что как-то промелькнул у Шеремета,
Что мне с того, раз Ройзмана все нету?
В готовности многострадальный сборник,
А я болтаюсь, словно беспризорник,
В Е-бурге, где повсюду грязь и скотство,
Где в полной мере ощутил сиротство.
Виновен я лишь в том, что слов растратчик,
Что русской речи я электоратчик,
Что гору своротил герой-Касимов,
Что я бреду дорогой пилигримов…
* * *
Зачем просыпаться, зачем вставать,
Когда все равно бревнами ночью ложиться,
Зачем спешить и застилать кровать,
Зачем термометр и занавески из ситца?..
Жизнь у нее – это ее супруг,
Который воняет потом и перегаром,
Хрен которого давно не упруг,
И которого ей просто не надо даром.
Жизнь у него – это его жена,
Буфера которой вязкие, словно тесто,
Которая не влечет, не нужна,
Которая казалась желанной невестой.
Захолустье
В дебрях, где все дома имеют № 13,
Где все ждут удачу до второго пришествия,
Где залить шары или выцветших баб помацать
Зачастую приводит к ненужным последствиям,
Лучше жить на улице Кларыдавнонецелкин,
Переехав с Загвозкина, где одни проблемы,
Поскольку в загуле не видишь себя ни мелким,
Ни жалким, легко выпадая из данной схемы.
Дежурство
Мороз крепчает, но торгуют бабки,
И жадно пересчитывают бабки,
У бедного скота замерзли бабки,
А в Угличе играют дети в бабки.
В тулупах и платках на мини-рынке
Торгуют бабки колбасой и рыбой…
И кружатся, и падают снежинки,
А бабки жрут. Но лучше не завидуй.
Торгуют бабки в валенках и шубах,
В пуховиках и шапках, в теплых унтах,
И про себя ругаешься ты грубо,
И ненавидишь доллары и фунты.
Машины подъезжают постоянно, –
И наши, и крутые иномарки,
И бабки – кто нахально, кто жеманно,
Клиентов окликают, хулинарки…
Мечтают, чтоб подъехала к ним «Вольво»,
Чтоб курицу купили из «Тойоты»,
Чтоб вылезла из «Мерседеса» вульва,
Косясь на беспризорников-койотов.
9 февраля 1994 года
Памяти отца
Я делал все не так, как ты хотел…
В отличье от старательной сестры, –
Стремился ускользать от нужных дел,
Из книжек школьных жег свои костры.
Я делал все всегда наперекор,
Но ненарочно, хоть и вопреки,
И занимаюсь тем же до сих пор,
Силки кромсая лезвием строки.
Я делал все всегда наоборот,
Затем, чтобы в один прекрасный час
Узнали мы с таинственных высот,
Что антитеза связывает нас.
15 февраля 1999 года
Накануне века и тысячелетья,
Накануне строчек будущих стихов,
Так боюсь сгореть я, так боюсь сгореть я
В искушеньях яви и в кошмарах снов.
В напряженьи зренья и в геенне боли,
И в горниле речи, данной мне в удел,
Потому что в нашей горестной Юдоли
Целый строй блестящий заживо сгорел.
_____________________________
Дмитрий Станиславович Рябоконь родился 15 февраля 1963 года в городе Берёзовский, Свердловской области. В 1985 году закончил истфак УрГУ. Работал учителем истории в школах, зав. отделом литературы в журнале «Голос», зам. гл. редактора журнала «New Фаворит», оператором паровых котлов… С 1986 по 1990 — участник поэтической группы «Интернационал». Стихи публиковались в журналах — «Пироскаф», «Урал», «Литературный Екатеринбург», «Байкал», «Prosodia», «Нобелевский Тупик», «Город», «Сетевая Словесность», «Фабрика Литературы», «Стороны света» (США), «EDITA» (Германия), «Артикль» (Израиль). В Альманахах — «Паровозъ», «Белый Ворон», «Менестрель», «45 Параллель», «Век 21» (Германия). В Антологиях — «Современная Уральская Поэзия», «Екатеринбург». В многочисленных коллективных сборниках. На Литературном Портале «Textura». Рассказы и рецензии на поэтические книжки публиковались в журнале «Новая Реальность» и в областной газете «Уральский Рабочий» (стихи и рецензии). Автор двух книг стихотворений — «Стихи», Екатеринбург, «Издательство Уральского университета», 1999 г. и «Русская Песня», Екатеринбург-Москва, издательство «Кабинетный Ученый», 2014 г. Живет в Екатеринбурге.
Подготовил к печати Алексей КРИВОШЕЕВ