Перед вами удивительно плотный поэт. Образов в стихах Ольги Кручининой набито, как в головоломках, знаете, такие – пейзаж, а в нем спрятано шесть зверят или 10 негритят. И вот она такая, вся слоёная, быстрая. Всю свою огромную жизнь пытается не растянуть на поэму, а впихнуть буквально в каждую строфу, и перескакивает на следующий образ, и там тоже пытается спрессовать еще раз. А читатели, как «слоны переминаются и ждут», ждут в этой круговерти образов, и дожидаются пронзительности родного всем откровения:
Оседают опавшими листьями
И седеют ушедшими зимами.
Так бывает, знакомые лица нам
Вдруг становятся невыносимыми.
И вот тут понятно становится, чем так привлекла меня в прошлом году на самарском фестивале эта тонкая девушка с профилем камеи, то ли Эринии, то ли Медеи. Вспомнились тогда строки из Александра Блока «Эриний легкие погони», Ольга действительно человек кипучий, как «струя и пена Ахеронта, плывет, не зная горизонта». Весь год я наблюдаю её передвижение по конкурсам и фестивалям. Я даже стихотворение написала после знакомства с ней тогда, весной 2022 года в какой-то её манере, впечатлила она меня:
Кислород культуры и любви
Обнаруживаю прозрачный туалет как арт-объект
внутри самарских библиотек.
Поэтесса Кру-Бла
приехала
За собственной значимостью,
Ахает над самарской старою частью,
Это она в Саратове ещё не бывала.
Здесь как-то разрушено не так уж и много.
Разве только какие-то бараки,
Но туда им дорога.
Быть пишущей ей просто мало.
Она не любит феминитив от поэзии,
Заявляет – я поэт!
Я иду и улыбаюсь весне.
Мне достаточно пауз для дыхания,
Которые дают мне мои тексты,
Потому что кислород заменить нечем.
Кислород моей печали-вечности.
Кислород культуры и литературы
Усваивается мной через слова
Изреченные мной самой,
Такой круговорот идей
культуры и любви.
Ни значимость, ни признание
Не изменит стихов моих написание,
Решает какую-либо мою задачу
– я так существую и не могу иначе.
И в этом году мы повстречались с Ольгой уже в Саратове, на фестивале «Центр весны». И она уже не ахала над развалинами прекраснейшего города. Изменилась, попривыкла к многоликости городов в разных уголках нашей необъятной Родины за время поэтических путешествий. Стихи оказались локомотивом, взявшим ее на прицеп и провезшим по куче мероприятий, городов и весей. И могу сказать, что поэт Ольга Кручинина поняла, приняла не двойную, а цельную ипостась, и смогла проявить за истекший год свою значимость в литературной среде. Большим удовольствием было это обнаружить, потому что всё время я вспоминала вот это её стихотворение, позволю себе его привести целиком, оно моё любимое у неё:
* * *
Впрочем, увы, подводя итог,
Выведешь грифелем просто круг.
Травы безвольно кренятся в стог,
И не разнять окоема рук.
Птичьи не учат свою же трель,
Толку за них всякий раз кружить.
Что перемолото – печь теперь,
А пережитое – не изжить.
Дерево помнит себя в цвету,
Птица лелеет в себе скворца.
Я обнимаю себя, но ту...
Ту, что любила бы до конца.
А теперь плавно соскальзываем в карнавализацию действительности, в беспрерывное болеро образов и в такт подборке перемещаемся по Млечному пути её стихов.
Галарина ЕФРЕМОВА
А мимо едут
* * *
Время такое. Хочешь не хочешь – спи.
Помнишь, сбывалось. Надо бы, чтобы вновь.
Старый фонарщик катится и ворчит.
Старый фонарщик обходится без стихов.
День неизбежен – в трещинах рассвело.
Катится в гору с той стороны Земли –
Старый фонарщик выучил ремесло.
Крутит педали, чтобы не быть в тени.
Вечер затянут – вечная канитель.
Хочешь не хочешь – катится он с горы.
«Может, приляжешь? Ждёт и тебя постель».
Лишь отмахнется: «Поехали», ‑ говорит.
Крутит педали сутками напролёт.
Глянешь на небо – дак помаши рукой.
Он освещает старенький небосвод,
Старый фонарщик – светлою головой.
* * *
Сбиваясь в стаю Млечного пути,
Текут извне, не зыбя, не колыша.
Дыхание забыв перевести –
Им помашу с покатой нашей крыши.
Держу лассо бессмысленно в руке.
Я не решилась, я пока живая.
Одна из них вдруг вздрогнет вдалеке
И сядет на плечо, переживая.
* * *
Слоны переминаются и ждут.
Жестокий ветер воет за брюшиной.
А черепаший медленный маршрут –
Неутешимый.
Скользи по тёсу спиленного пня –
Кружи по краю плоского утёса.
И от зачатья до исхода дня
Тверди вопросы.
Укореняй их, втаптывай их в твердь.
Зубри до тонких трещин, до зазубрин.
Диск из подножья вышаркан на треть,
И убран.
* * *
Оседают опавшими листьями
И седеют ушедшими зимами.
Так бывает, знакомые лица нам
Вдруг становятся невыносимыми.
Не далекими и не близкими –
Недоступными звездными сносками.
Перелистанными страницами,
Недописанными набросками.
* * *
И небо, накренившись, упадет,
Уронит всю скопившуюся тяжесть.
Земля допустит новый оборот
И посчитает, сколько нам осталось.
А мы бежим, торопимся успеть
И запинаемся на собственных причудах.
Поскальзываясь о земную твердь,
Как будто знаем то, что завтра будет.
В который раз скользнет белесый шар
По шаткому отныне небосводу.
И на проспекте сгорбленный Атлант
Соскоблит замороженную воду.
* * *
Вокруг каравана зияющие тиски –
На всем протяжении пылающие пески.
Просыпалась песчинками жизнь,
В песчаные их часы.
Без дела, без дома и тикающих часов,
Путь по экватору меж горбов-полюсов.
Шаг за шагом на волнах рисуя рябь,
Сам себе благодетель и раб.
Золотыми песчинками кормится караван,
Перешагивая их, из завтра и во вчера.
Сплевывая песок на свободу.
Глотает сухую воду.
Мечтая о дне, не достигнутом никогда,
Глотает мечети царства и города.
И время глотками меря
Сглатывать само время.
* * *
Вот скрижали, руны, китайский, английский, наш.
Ну а хочешь, узлы шпагата, волос, травы.
Хочешь ручку, перо или карандаш –
Да не все ли равно? Я в голос кричу –«Увы!»
А мой голос ветер уже снаряжает в путь.
Немота – награда за непокорность дням.
Может позже, ну может когда-нибудь,
Ты услышишь меня. Ты услышишь меня.
* * *
Единый реестр. Очень важен единый реестр,
Где все проштамповано, пронумеровано, сшито.
Обыденно, планово, плоско, банально, избито.
И форма заполнена верно и нет больше мест.
Все планы на вечер, на завтра, на свадьбу – на годы вперед.
На плач план не выполнен, смех уже сверх норматива.
В реестр не вносили любовь – на полях и не в счёт.
(Дни заболочены, паханы косо и криво).
И я забираю мечты – получи, распишись.
– Что есть – все по списку, а вы слишком много хотели!
– А что корабли? Корабли вы внести не успели?
И я засыпаю, документируя жизнь.
* * *
Бездушной тиной, патиной тоски
Покрыты все душевные броски.
Неровен час – рассыпятся осколки
И поглотят, и отразят, и только.
И не дышать, и замереть, и только.
Глядеть насквозь и сквозь, и просквозит.
И выветрит, Москва – Транссиб – транзит.
Перрон транзитный между «до» и «после».
Где я сижу и жажду тишины
А мимо едут, сотрясая воздух.
И жажда не видна со стороны.
* * *
Локомотивы стреножены
Мимо несутся века.
Ах, мой талантливый, что же мы...
Некогда. Ждем пока.
Дыбятся коромыслами
Столетия – этажи.
Мы переполнены смыслами.
Мы промолчим эту жизнь.
* * *
Между ними разлитый в грани чабрец, елей.
Снег не белый, снега белого он белей.
Там за стёклами, полустанками где-то дом.
Для нее и для него, но суть не в том.
Мимо, мимо – глаза в глаза. Но время – нить.
Ни она, ни он не в силах заговорить.
Ведь прервать ту нить – и это почти стоп-кран.
Скоро-скоро. Все разъедутся по домам.
* * *
Если с ветки надрывно срывает последний лист,
И в последний момент не срабатывает стоп-кран,
На последнем ковчеге не осталось свободных мест,
Приглашенные все рассажены по местам.
Журавли забирают мечту, собираются в клин,
Неумехи-синицы и те улетают к чертям.
Я заглядываю в глаза, а может, поговорим?
Но в обилии слов, ты больше не веришь словам.
* * *
Клёвые кеды не выдержали проверки
Медными трубами, огнем, водою.
Угли под пятками, я у расстрельной стенки
Нервно курю, в луже ботинки мою.
Квёлые тучи вдруг учудили бурю.
С нагло мочились, лишь отвернувшись к стенке.
Медные трубы грохочут над головою,
Меряют лужу кеды как водомерки.