Шаляпиномания и дарители
Все новости
ПОЭЗИЯ
1 Марта 2023, 15:00

Геометрический романс

Виктор Скоробогат – уфимский поэт, хорошо известный широкому читателю уже с прошлого века.

1

Мастер подмостков и сцен, автор-исполнитель песен. Бархатный баритон, тонкий лирик, блестящий острослов. Популярность его вышла за пределы Уфы, которую Виктор однажды покинул, и осенила крылом своим знойный Израиль, расшевелила изнутри упитанную, культурно упакованную на все застёжки, по-азиатски дремотную Москву. Бодр Виктор доныне – досягнув где-то до золотой середины своей исключительно содержательной (нужно ли говорить, что творческой?) жизни. Горящая под ногами эстрада, телеологически торчащие в разные стороны гитарные колки, клубы бардодыма в лучах софитов – не исчерпывают художественного портрета мастера из Уфы.

 

2

Ранее (думаю скоро повторить ставший доброй традицией наш опыт) мы уже печатали проникновенные лирические стихи поэта. Любовь, вера, жизнь – основные мотивы викторской лирики. Поэт может показаться кому-то неисправимым оптимистом и мелочным жизнелюбом. Но это, пожалуй, не совсем так, въедливый читатель. Стоит тебе припасть к его исключительно изысканным комическим стихам, как ты сам немедленно это увидишь воочию.

Виктор – более юморист, чем ироник. Это не обязательно должно вредить (хочется в это верить) духокровному лирическому началу в любом лирике. Хотя как-то эти аспекты и связаны между собой. Иногда остроумие идёт на пользу лирике, если не вредит её глубине. Юмор Виктора Скоробогата, как и положено такого рода юмору, по-мужски несколько грубоват. Это игра, понятно, на снижение предмета (не на углубление смысла). Если нельзя додумать мысль до конца, то зато можно посмеяться, хором. Но, однако, в моральных пределах 16+.

 

3

Кондиция стихотворца-юмориста как высокого мастера своего смешного дела видна читателю уже в первом стихотворении подборки – про переменчивую «сдачу» (стихотворение «Абитуриент»). В пьеске многозначность слова сдача с непринуждённостью, достойной подражания, обыгрывается, превращая дисциплину в … другую дисциплину. А «сдачу» экзамена в университет на «сдачу» мочи и кала для комиссии в военкомат. Это виртуозно – и не надо фальшиво морщить своего продвинутого носа, любезный читатель. Тут тебе и медицина (анализы), и латынь (обозначения) – столь милые мужественному сердцу, наверное, любого русского поэта.

 

5

Понимаешь, драгоценный читатель, в советское время были свои непроходимые реалии, заслужившие внимания или обыгрывания. Всяческого подтрунивания и здравого подшучивания над самим, так сказать, предметом осмысления. Подсмеивания над ним, осмеивания, а то и прямого (по комсомольской линии, например) высмеивания недотёпства и всяческого подфитильства. (Не путать с некрофильством-педофильством. Этого как раз в словаре не было.) Сатира и юмор. И хотя времена стремительно меняются в свободном своём падении, но всё же не следует раздувать жировые складки на пухлых щеках, или морщинить высокий безоблачный лоб свой, милый читатель-современник. Ведь ты не ханжа? Это и пустое, к тому же. Настоящее искусство слова – от Древней ещё Греции, которой русская поэзия блистательно наследует – не отменимо целиком в своём высшем единстве с низшим в нём. Платон всегда стоит рядом с Аристофаном. И один как бы обусловливает другого. Важно однако тут наличие вкуса: чувства меры и особого такта в этом гармонически-сложном ремесле нашем, переходящим в искусство. А отменить всю эту мощную, глубочайше-высочайшую, широчайшую гамму для русской поэзии – всё равно, что совершить авторское самоубийство. Что сегодня, увы, часто и происходит, судя по современным текстам, не наследующим великой традиции стихотворчества подлинного целиком.

 

6

Но всё же оболванивание поэзии, сведение её на несущественные прозаические свойства, хочется верить, невозможно после таких могучих и жизнелюбивых примеров в ней, какими были и остаются Державин и Пушкин. Отзвуки их возможны и сегодня. Появившись в литературе однажды, они в ней пребывают и теперь. Нужно только осилить их живой плодотворный пример. Он возможен даже в дичайших захолустьях нашей, богатой полезными ископаемыми, Родины. Возможно ли появление такой поэтической модели у нас на Урале – кто знает? Современные юмористические стихи и басни Виктора Скоробогата – как бы подтверждают со своей искромётной стороны положительный ответ на вопрос. И пусть в городах наших – столичных и захолустных – по-прежнему веет (ой, веет – дует как!) местечковым востоком и какой-то даже загадочной порой Кореей, но одно не отменяет другого. А нужно – чтобы и питало.

 

7

Второе стихотворение подборки. «Геометрический романс». Вот и начертательные метафоры собственной персоной! Отчаянные приключения оживших фигур. Удивительного при том исполнения и содержания!

«Один квадрат влюбился в треугольник»… Какова интрига! Сколько такта, неожиданно ёмкого человеческого любовного содержания, казалось бы принципиально не укладывающегося в простые геометрические фигуры (ан – уложил автор Виктор!). Сколько трогательной и тактичной страсти… Как тонко имя мальчика появляется в конце стихотворения в виде названия «гипотенуза». Только прыснешь от эстетического наслаждения. А иной продвинутый феминист и совсем разрыдается от случившегося внезапного счастья.

И всё так просто написано: в рифму, одним и тем же твёрдым ритмом… Тут впору задуматься над загадкой внутренней свободы в заранее ограниченных внешних условиях. Пофантазируешь на благодатную эту тему. Поймёшь (если не знал) неожиданно для себя: нет одного – нет и другого. Нет внешних ограничений (рифмы, ритма, но не обязательно жёсткого) – нет и внутренней свободы. Нет рифмы – нет и верлибра, по большому счёту.

 

8

Основной момент юмора – тонкая игра со смыслами в стихотворении «Ручка». Перед нами как бы музыкальный перебор внутренней формы слова, его многозначности. Повторюсь, этого блеска без выучки и труда над словом – наикропотливейшей и вдохновенной работы – не достичь даже участием в фестивальном шествии всей страной по земле, круглой или плоской. Это – очень индивидуально, дорогой читатель. Так что как дойти до ручки – читать нам о ручке (дверной). Казалось бы: как это мелко – но ничуть не бывало. Это – мастерски. Поэтическое мастерство исчисляется такими вот именно микронами меонального членения словесной ткани до сущностного смыслообразования в ней.

 

9

А далее следует в подборке более простая форма – этакий современный вид басни, попытка её. Жанр невысокий, но всё же жанр, включающий в себя некий объём, задающий содержание. И там есть свои изюминки. У Виктора работает многозначность слов, идиоматические значения или метафоры. Как бы обманки, неожиданные превращения однозначности содержания. Это может быть и анекдотический мотив: муж уехал на охоту, а к жене пришёл любовник, который стал «скелетом в шкафу».

Юмор ради юмора – это скорее попытка версификации, некоторого рода упражнение для поэтического досуга, безделья. Это прежде всего отвечает ожиданиям самого автора, не говоря о жадной до размноженных глупостей, преподнесённых в жареном виде толпе любителей смешной эстрады.

Итак, читатель, час твоей потехи настал.

Алексей Кривошеев

 

Абитуриент

Башка расходится по швам,

Беруши – в уши.

Сдавать экзамен – это вам

Не бить баклуши!

 

Так повелось – оценка "пять"

Всему основа –

Осталось кончить и начать,

И кончить снова...

 

Никто не может мне помочь,

Сморкаюсь в шторы.

Сижу, как дятел я всю ночь,

Готовлю шпоры...

 

Я о познанья керамзит

Сточил все зубы.

Несдача армией грозит,

Сглотнуть слезу бы...

 

И пробил час! Беру билет,

Стою, как пленный...

И превращается ответ

В билет военный...

 

И на вопрос – "ну как?!" – молчу.

План не сработал…

Я на "отлично" сдал мочу

И кал на "отл"!

 

Геометрический романс

Один квадрат влюбился в треугольник,

О нём вздыхал он каждой стороной,

И как-то раз на свой последний стольник

Он циркуль подарил ему стальной.

 

Он перед ним выделывал фигуры,

Он ожидал хоть малой похвалы,

И всей своей квадратною натурой

Он в отношеньях сглаживал углы...

 

Но что бы ради чувств не совершил он –

Всё треугольник враз перечеркнул:

Своей недосягаемой вершиной

Квадрату основанье пошатнул...

 

И всё уже казалось бесполезным,

И обречён квадрат был на провал,

И треугольник циркулем железным

Вокруг него окружность описал!

 

Но отойдя от аксиом и правил,

Пойдя ва-банк, не ведая преград,

Квадрат вопрос ребром своим поставил,

И треугольник вышел за квадрат!

 

И от такого странного союза

У них на днях иль менее того

Родился мальчик – ну такой гипотенуза,

Что нету биссектрисы на него!

 

Ручка

Говорила нам ручка дверная –

Вам всю жизнь оставалась верна я,

Вы со мной были не бережливы,

И до ручки меня довели вы!

Я устала, я очень устала,

Я какой-то издёрганной стала,

Открывала вам двери входные,

Не просила у вас выходные,

Только вами всю жизнь занималась…

И теперь во мне что-то сломалось...

 

Про одного знакомого поэта

Какой-нибудь напишет стих

Поэт какой-нибудь,

И он ведёт себя, как псих,

И бьёт себя он в грудь!

 

Орёт, как сволочь, и к тому ж

Кидается на всех,

Но как поэт, отец и муж

Лишь вызывает смех.

 

А то, бывает, в выходной

Поймает вдруг кураж,

И брызжет он на всех слюной –

Смотреть противно аж!

 

Бывает – курит целый день

И нервничает прям,

При этом пишет дребедень –

Ну просто стыд и срам!

 

Или уляжется в кровать,

В «Стихи» упрётся «ру»,

И ну давай критиковать

Собратьев по перу:

 

У одного полно фигни,

Другой вообще «блондин» –

Вокруг лишь бездари одни,

А гений – он один!

 

Увы, я с ним давно знаком,

Так вышло по судьбе…

 

Я это написал о ком?!

Представьте, о… себе!

 

Гость

Пришёл однажды вечером

Ко мне нежданный гость

В пальто каком-то френчевом,

В руке держал он трость.

 

Свою он гладил бороду,

И взгляд его был сер,

И я спросил: – «По поводу

Какому здесь Вы, сэр?»

 

«Да виноват я, в общем, сам –

Сказал он, сняв пальто, –

Был к чёрту послан обществом,

Простите, если что!»

 

Я посмотрелся в зеркало

Во весь свой средний рост,

Смотрю – не исковеркало:

Рога, копыта, хвост…

 

День филолога

Не зря я стал филологом –

Поэтом от сохи,

Чтоб мочь под ночи пологом

Я сочинять стихи!

 

Пример беру я вот с кого,

Стихи свои пиша –

С Овечкина и с Бродского –

Мои все кореша.

 

Беру пример с Матюшкина –

Не Пушкин, ну и что?!

С Курилова, с Кукушкина

И с Агнии Барто!

 

В сортире ли, в кафе ль одном,

Когда приспичит вдруг,

Зачитываюсь Фельдманом –

Он пишет без потуг!

 

Черновиками хрумкая,

Как Александр Блок,

Беру пример я с Фрумкера –

(Читал его разок!)…

 

Поэтов разных юзаю,

Ну что сказать про них?!

К примеру, дружит с музою

Поэт Илья Плохих…

 

А кто не дружит с лирою,

Тех вижу за межу –

Я их экстраполирую,

И с ними не дружу!

 

Беру пример я с Бокова –

Всех трёх прочёл я книг,

Полёта он глубокого

В поэзии достиг!

 

А так же Пастернака я

Перекопал до дна…

Поэзия не всякая

Филологу годна!

 

Иосифу Гальперину

Лет сорок отбросим

Рожденья на дне –

Тебе двадцать восемь,

Четырнадцать мне.

 

Ты прыгаешь лосем,

Ты прёшь напролом,

Тебе – двадцать восемь,

Ты машешь крылом!

 

О, как ты несносен,

Что дыбится шерсть –

Тебе двадцать восемь,

А мне – двадцать шесть.

 

Хоть стукнуться оземь,

По признакам всем –

Тебе двадцать восемь,

А мне – тридцать семь!

Забавная осень,

Иосиф, смотри –

Тебе двадцать восемь,

А мне сорок три.

 

Мы пашем и косим –

Стихи и лоза –

Тебе двадцать восемь,

А мне уже за...

Задамся вопросом

Логичным вполне –

Тебе двадцать восемь,

А сколько же мне?!

 

Скажу я, Иосиф,

Уже без острот –

Тебе двадцать восемь,

В отличии от...

 

Не плачь по волосьям,

И друга почти –

Тебе двадцать восемь.

Как раньше почти...

 

От злости, Иосиф,

Хоть весь побелей –

В твои двадцать восемь

Какой юбилей?!

 

Вегетарианская

Моя жена красивая и злая,

Похожая на горную козу,

И сам похож на горного козла я,

Поскольку ем капусту и кинзу.

 

Легка походка и пряма осанка,

Ей мяса вкус изведать не дано,

Моя супруга – вегетарианка,

И это длится с ней уже давно.

 

Ведь для меня соблазнов в жизни масса...

Жену себе я выбрал, да не ту!

Лишь для кота я покупаю мясо,

И очень я завидую коту!

Я ем траву для внутренней очистки,

Вы скажете: в своём ли ты уме?! –

Я по ночам крадусь к кошачьей миске

И доедаю «вискас» и «гурме»...

 

Когда чаинки плавают на донце,

Я их из чашки отправляю в рот,

Жена ж берёт энергию от солнца,

И без еды давно уже живёт.

 

Не знаю я, куда мы с ней «приедем»,

И как я с нею буду жить теперь?

Я всю посуду раздарил соседям,

А холодильник выставил за дверь.

 

Желанья все до минимума сузив,

Я по рекомендации врачей

Купил на юг путёвку "ол ин клюзив"

Поесть на море солнечных лучей.

 

Теперь с женой мы свет едим на ужин,

И между нами нет былой вражды...

Я вас спрошу – вам унитаз не нужен? –

А то стоит у нас он без нужды!

 

БАСНИ БЕЗ МОРАЛИ

 

Муравей и грыжа

Очень рыжий Муравей

От жены сбежал своей,

Надоело Муравью

Всю обслуживать семью.

 

С полвосьмого до шести

Дом чинить и тлю пасти,

Тёщу с тестем ублажать,

Муравьишек содержать,

 

И давать жене рожать…

Он сказал ей – что я рыжий

Дом чинить без пассатижей?!

Не хочу страдать я грыжей!

И ушёл с одною лыжей…

 

Что за лажа, что за бред –

Басня есть – морали нет!

 

Лосиха и Соловей

Согласилась Соловью

Дать Лосиха… интервью,

Соловей аппаратуру

Разложил уже свою.

 

Говорит, мол, про культуру

Глубже тему разовью:

Как Вы смотрите на то, что

Прямо здесь Вас айлавью?

 

Говорит Лосиха тихо –

Я, конечно, не трусиха,

Но боюсь я мужа-психа…

Тут как раз выходит Лось.

Интервью и сорвалось…

 

Как они потом орали!

Эта басня без морали…

 

Козёл и Овца

Пригласил Козёл Овцу

В ресторан –

погрызть мацу,

А Овца у молодца

Заказала холодца,

Потому что в холодце

Больше витаминов «Ц»,

Больше витаминов «Ы» –

То, что нужно для Овцы…

И Овца, хоть не со зла,

Но обидела Козла.

Он Овцу назвал «Овцой»

И швырнул в неё мацой.

Соблюдал Козёл кашрут –

Холодец козлы не жрут!

Эта басня про Овцу

Приближается к концу…

 

Даже Моника Левински

Не вела себя по-свински!

 

Утки и скелет

Поохотиться на уток

Муж уехал на денёк,

А к жене на пару суток

Вдруг – подруги муженёк.

День проходит – муж как тут,

А они его не ждут…

И жена, с постели встав,

Запихнула гостя в шкаф…

Год прошёл, за ним – другой,

Гость из шкафа – ни ногой.

Так и умер в нём нагой…

Через много-много лет

Обнаружили скелет.

Сохранился он в шкафу –

Так бы всем нам – тьфу-тьфу-тьфу!

Просто школьный экспонат…

И никто не виноват!

 

В этой басне про скелет

Вообще морали нет!

 

Бобры и Глухарь

Бобры решили втихаря

«Нагнуть» трудягу Глухаря

За то, что он для этих рыл

Весной поляну не накрыл.

А повод был: как физ. лицо

Жена снесла ему яйцо,

Да не одно, а целых пять –

Бобрам такое не понять.

Ведь если так пойдёт оно –

На горизонте ООО!

А это значит, что Глухарь

Их замечать не будет харь!

Он скупит весь в округе лес,

И их оставит леса без…

Так думал каждый из бобров,

И все бобры свалились в ров –

(Об этом снял кино Бодров)…

А это дело, как и встарь

Лежит под меткою «Глухарь».

 

Пожалуй, здесь махну рукой –

Ну нет морали никакой!

 

Жираф и Яйцо

Однажды форточник-Жираф

Повыше голову задрав,

В окне на третьем этаже

Яйцо увидел Фаберже...

Его он длинным языком

Отправил в рот – и в горле ком

Образовался от Яйца.

Такого он не ждал конца!

Он воровать не будет впредь.

Хотел Жираф Яйцо спереть?!

А вышло так, что спёрло

Яйцо Жирафу горло!

 

У этой басни нет морали –

Мораль у басни своровали...

 

Коза и Виолончель

Коза – да ну её в качель –

Приобрела Виолончель.

Виолончель была мечтой

Козы с поры далёкой той,

Когда на ложках двух Пастух

Играл Шаинского на слух...

Звучит приятней при свече ль

Иль в темноте Виолончель

Коза не знала, хоть зарежь! –

Воодрузив рогов промеж

Виолончель, за деньги те ж

Коза могла купить манеж

Для семерых своих козлят:

Они Козу, козлы, козлят!

Когда втащила в дом Коза

Виолончель – все были "за"!

Однако, слуха у Козы

Не оказалось, чтоб азы

Играть на инструменте том...

Виолончель сожгли потом.

Спрошу вас, смехом обуян,

Так на фига Козе баян?!

 

Марал и мораль

Марал женился на Маралке –

Тут речи нет об аморалке...

Он был примерный семьянин,

Он пред женою семенил,

Не уходил Марал в загул,

Жену копытом не лягнул,

Он приносил домой блага,

Носил ветвистые рога,

В изменах не был уличён...

К тому ж успешным был врачом –

Короче, басня ни о чём!

В ней нет морали, ведь Марал

Себя ничем не замарал!

 

Подготовил Алексей Кривошеев

Автор:Виктор СКОРОБОГАТ
Читайте нас: