1
Мастер подмостков и сцен, автор-исполнитель песен. Бархатный баритон, тонкий лирик, блестящий острослов. Популярность его вышла за пределы Уфы, которую Виктор однажды покинул, и осенила крылом своим знойный Израиль, расшевелила изнутри упитанную, культурно упакованную на все застёжки, по-азиатски дремотную Москву. Бодр Виктор доныне – досягнув где-то до золотой середины своей исключительно содержательной (нужно ли говорить, что творческой?) жизни. Горящая под ногами эстрада, телеологически торчащие в разные стороны гитарные колки, клубы бардодыма в лучах софитов – не исчерпывают художественного портрета мастера из Уфы.
2
Ранее (думаю скоро повторить ставший доброй традицией наш опыт) мы уже печатали проникновенные лирические стихи поэта. Любовь, вера, жизнь – основные мотивы викторской лирики. Поэт может показаться кому-то неисправимым оптимистом и мелочным жизнелюбом. Но это, пожалуй, не совсем так, въедливый читатель. Стоит тебе припасть к его исключительно изысканным комическим стихам, как ты сам немедленно это увидишь воочию.
Виктор – более юморист, чем ироник. Это не обязательно должно вредить (хочется в это верить) духокровному лирическому началу в любом лирике. Хотя как-то эти аспекты и связаны между собой. Иногда остроумие идёт на пользу лирике, если не вредит её глубине. Юмор Виктора Скоробогата, как и положено такого рода юмору, по-мужски несколько грубоват. Это игра, понятно, на снижение предмета (не на углубление смысла). Если нельзя додумать мысль до конца, то зато можно посмеяться, хором. Но, однако, в моральных пределах 16+.
3
Кондиция стихотворца-юмориста как высокого мастера своего смешного дела видна читателю уже в первом стихотворении подборки – про переменчивую «сдачу» (стихотворение «Абитуриент»). В пьеске многозначность слова сдача с непринуждённостью, достойной подражания, обыгрывается, превращая дисциплину в … другую дисциплину. А «сдачу» экзамена в университет на «сдачу» мочи и кала для комиссии в военкомат. Это виртуозно – и не надо фальшиво морщить своего продвинутого носа, любезный читатель. Тут тебе и медицина (анализы), и латынь (обозначения) – столь милые мужественному сердцу, наверное, любого русского поэта.
5
Понимаешь, драгоценный читатель, в советское время были свои непроходимые реалии, заслужившие внимания или обыгрывания. Всяческого подтрунивания и здравого подшучивания над самим, так сказать, предметом осмысления. Подсмеивания над ним, осмеивания, а то и прямого (по комсомольской линии, например) высмеивания недотёпства и всяческого подфитильства. (Не путать с некрофильством-педофильством. Этого как раз в словаре не было.) Сатира и юмор. И хотя времена стремительно меняются в свободном своём падении, но всё же не следует раздувать жировые складки на пухлых щеках, или морщинить высокий безоблачный лоб свой, милый читатель-современник. Ведь ты не ханжа? Это и пустое, к тому же. Настоящее искусство слова – от Древней ещё Греции, которой русская поэзия блистательно наследует – не отменимо целиком в своём высшем единстве с низшим в нём. Платон всегда стоит рядом с Аристофаном. И один как бы обусловливает другого. Важно однако тут наличие вкуса: чувства меры и особого такта в этом гармонически-сложном ремесле нашем, переходящим в искусство. А отменить всю эту мощную, глубочайше-высочайшую, широчайшую гамму для русской поэзии – всё равно, что совершить авторское самоубийство. Что сегодня, увы, часто и происходит, судя по современным текстам, не наследующим великой традиции стихотворчества подлинного целиком.
6
Но всё же оболванивание поэзии, сведение её на несущественные прозаические свойства, хочется верить, невозможно после таких могучих и жизнелюбивых примеров в ней, какими были и остаются Державин и Пушкин. Отзвуки их возможны и сегодня. Появившись в литературе однажды, они в ней пребывают и теперь. Нужно только осилить их живой плодотворный пример. Он возможен даже в дичайших захолустьях нашей, богатой полезными ископаемыми, Родины. Возможно ли появление такой поэтической модели у нас на Урале – кто знает? Современные юмористические стихи и басни Виктора Скоробогата – как бы подтверждают со своей искромётной стороны положительный ответ на вопрос. И пусть в городах наших – столичных и захолустных – по-прежнему веет (ой, веет – дует как!) местечковым востоком и какой-то даже загадочной порой Кореей, но одно не отменяет другого. А нужно – чтобы и питало.
7
Второе стихотворение подборки. «Геометрический романс». Вот и начертательные метафоры собственной персоной! Отчаянные приключения оживших фигур. Удивительного при том исполнения и содержания!
«Один квадрат влюбился в треугольник»… Какова интрига! Сколько такта, неожиданно ёмкого человеческого любовного содержания, казалось бы принципиально не укладывающегося в простые геометрические фигуры (ан – уложил автор Виктор!). Сколько трогательной и тактичной страсти… Как тонко имя мальчика появляется в конце стихотворения в виде названия «гипотенуза». Только прыснешь от эстетического наслаждения. А иной продвинутый феминист и совсем разрыдается от случившегося внезапного счастья.
И всё так просто написано: в рифму, одним и тем же твёрдым ритмом… Тут впору задуматься над загадкой внутренней свободы в заранее ограниченных внешних условиях. Пофантазируешь на благодатную эту тему. Поймёшь (если не знал) неожиданно для себя: нет одного – нет и другого. Нет внешних ограничений (рифмы, ритма, но не обязательно жёсткого) – нет и внутренней свободы. Нет рифмы – нет и верлибра, по большому счёту.
8
Основной момент юмора – тонкая игра со смыслами в стихотворении «Ручка». Перед нами как бы музыкальный перебор внутренней формы слова, его многозначности. Повторюсь, этого блеска без выучки и труда над словом – наикропотливейшей и вдохновенной работы – не достичь даже участием в фестивальном шествии всей страной по земле, круглой или плоской. Это – очень индивидуально, дорогой читатель. Так что как дойти до ручки – читать нам о ручке (дверной). Казалось бы: как это мелко – но ничуть не бывало. Это – мастерски. Поэтическое мастерство исчисляется такими вот именно микронами меонального членения словесной ткани до сущностного смыслообразования в ней.
9
А далее следует в подборке более простая форма – этакий современный вид басни, попытка её. Жанр невысокий, но всё же жанр, включающий в себя некий объём, задающий содержание. И там есть свои изюминки. У Виктора работает многозначность слов, идиоматические значения или метафоры. Как бы обманки, неожиданные превращения однозначности содержания. Это может быть и анекдотический мотив: муж уехал на охоту, а к жене пришёл любовник, который стал «скелетом в шкафу».
Юмор ради юмора – это скорее попытка версификации, некоторого рода упражнение для поэтического досуга, безделья. Это прежде всего отвечает ожиданиям самого автора, не говоря о жадной до размноженных глупостей, преподнесённых в жареном виде толпе любителей смешной эстрады.
Итак, читатель, час твоей потехи настал.
Алексей Кривошеев
Абитуриент
Башка расходится по швам,
Беруши – в уши.
Сдавать экзамен – это вам
Не бить баклуши!
Так повелось – оценка "пять"
Всему основа –
Осталось кончить и начать,
И кончить снова...
Никто не может мне помочь,
Сморкаюсь в шторы.
Сижу, как дятел я всю ночь,
Готовлю шпоры...
Я о познанья керамзит
Сточил все зубы.
Несдача армией грозит,
Сглотнуть слезу бы...
И пробил час! Беру билет,
Стою, как пленный...
И превращается ответ
В билет военный...
И на вопрос – "ну как?!" – молчу.
План не сработал…
Я на "отлично" сдал мочу
И кал на "отл"!
Геометрический романс
Один квадрат влюбился в треугольник,
О нём вздыхал он каждой стороной,
И как-то раз на свой последний стольник
Он циркуль подарил ему стальной.
Он перед ним выделывал фигуры,
Он ожидал хоть малой похвалы,
И всей своей квадратною натурой
Он в отношеньях сглаживал углы...
Но что бы ради чувств не совершил он –
Всё треугольник враз перечеркнул:
Своей недосягаемой вершиной
Квадрату основанье пошатнул...
И всё уже казалось бесполезным,
И обречён квадрат был на провал,
И треугольник циркулем железным
Вокруг него окружность описал!
Но отойдя от аксиом и правил,
Пойдя ва-банк, не ведая преград,
Квадрат вопрос ребром своим поставил,
И треугольник вышел за квадрат!
И от такого странного союза
У них на днях иль менее того
Родился мальчик – ну такой гипотенуза,
Что нету биссектрисы на него!
Ручка
Говорила нам ручка дверная –
Вам всю жизнь оставалась верна я,
Вы со мной были не бережливы,
И до ручки меня довели вы!
Я устала, я очень устала,
Я какой-то издёрганной стала,
Открывала вам двери входные,
Не просила у вас выходные,
Только вами всю жизнь занималась…
И теперь во мне что-то сломалось...
Про одного знакомого поэта
Какой-нибудь напишет стих
Поэт какой-нибудь,
И он ведёт себя, как псих,
И бьёт себя он в грудь!
Орёт, как сволочь, и к тому ж
Кидается на всех,
Но как поэт, отец и муж
Лишь вызывает смех.
А то, бывает, в выходной
Поймает вдруг кураж,
И брызжет он на всех слюной –
Смотреть противно аж!
Бывает – курит целый день
И нервничает прям,
При этом пишет дребедень –
Ну просто стыд и срам!
Или уляжется в кровать,
В «Стихи» упрётся «ру»,
И ну давай критиковать
Собратьев по перу:
У одного полно фигни,
Другой вообще «блондин» –
Вокруг лишь бездари одни,
А гений – он один!
Увы, я с ним давно знаком,
Так вышло по судьбе…
Я это написал о ком?!
Представьте, о… себе!
Гость
Пришёл однажды вечером
Ко мне нежданный гость
В пальто каком-то френчевом,
В руке держал он трость.
Свою он гладил бороду,
И взгляд его был сер,
И я спросил: – «По поводу
Какому здесь Вы, сэр?»
«Да виноват я, в общем, сам –
Сказал он, сняв пальто, –
Был к чёрту послан обществом,
Простите, если что!»
Я посмотрелся в зеркало
Во весь свой средний рост,
Смотрю – не исковеркало:
Рога, копыта, хвост…
День филолога
Не зря я стал филологом –
Поэтом от сохи,
Чтоб мочь под ночи пологом
Я сочинять стихи!
Пример беру я вот с кого,
Стихи свои пиша –
С Овечкина и с Бродского –
Мои все кореша.
Беру пример с Матюшкина –
Не Пушкин, ну и что?!
С Курилова, с Кукушкина
И с Агнии Барто!
В сортире ли, в кафе ль одном,
Когда приспичит вдруг,
Зачитываюсь Фельдманом –
Он пишет без потуг!
Черновиками хрумкая,
Как Александр Блок,
Беру пример я с Фрумкера –
(Читал его разок!)…
Поэтов разных юзаю,
Ну что сказать про них?!
К примеру, дружит с музою
Поэт Илья Плохих…
А кто не дружит с лирою,
Тех вижу за межу –
Я их экстраполирую,
И с ними не дружу!
Беру пример я с Бокова –
Всех трёх прочёл я книг,
Полёта он глубокого
В поэзии достиг!
А так же Пастернака я
Перекопал до дна…
Поэзия не всякая
Филологу годна!
Иосифу Гальперину
Лет сорок отбросим
Рожденья на дне –
Тебе двадцать восемь,
Четырнадцать мне.
Ты прыгаешь лосем,
Ты прёшь напролом,
Тебе – двадцать восемь,
Ты машешь крылом!
О, как ты несносен,
Что дыбится шерсть –
Тебе двадцать восемь,
А мне – двадцать шесть.
Хоть стукнуться оземь,
По признакам всем –
Тебе двадцать восемь,
А мне – тридцать семь!
Забавная осень,
Иосиф, смотри –
Тебе двадцать восемь,
А мне сорок три.
Мы пашем и косим –
Стихи и лоза –
Тебе двадцать восемь,
А мне уже за...
Задамся вопросом
Логичным вполне –
Тебе двадцать восемь,
А сколько же мне?!
Скажу я, Иосиф,
Уже без острот –
Тебе двадцать восемь,
В отличии от...
Не плачь по волосьям,
И друга почти –
Тебе двадцать восемь.
Как раньше почти...
От злости, Иосиф,
Хоть весь побелей –
В твои двадцать восемь
Какой юбилей?!
Вегетарианская
Моя жена красивая и злая,
Похожая на горную козу,
И сам похож на горного козла я,
Поскольку ем капусту и кинзу.
Легка походка и пряма осанка,
Ей мяса вкус изведать не дано,
Моя супруга – вегетарианка,
И это длится с ней уже давно.
Ведь для меня соблазнов в жизни масса...
Жену себе я выбрал, да не ту!
Лишь для кота я покупаю мясо,
И очень я завидую коту!
Я ем траву для внутренней очистки,
Вы скажете: в своём ли ты уме?! –
Я по ночам крадусь к кошачьей миске
И доедаю «вискас» и «гурме»...
Когда чаинки плавают на донце,
Я их из чашки отправляю в рот,
Жена ж берёт энергию от солнца,
И без еды давно уже живёт.
Не знаю я, куда мы с ней «приедем»,
И как я с нею буду жить теперь?
Я всю посуду раздарил соседям,
А холодильник выставил за дверь.
Желанья все до минимума сузив,
Я по рекомендации врачей
Купил на юг путёвку "ол ин клюзив"
Поесть на море солнечных лучей.
Теперь с женой мы свет едим на ужин,
И между нами нет былой вражды...
Я вас спрошу – вам унитаз не нужен? –
А то стоит у нас он без нужды!
БАСНИ БЕЗ МОРАЛИ
Муравей и грыжа
Очень рыжий Муравей
От жены сбежал своей,
Надоело Муравью
Всю обслуживать семью.
С полвосьмого до шести
Дом чинить и тлю пасти,
Тёщу с тестем ублажать,
Муравьишек содержать,
И давать жене рожать…
Он сказал ей – что я рыжий
Дом чинить без пассатижей?!
Не хочу страдать я грыжей!
И ушёл с одною лыжей…
Что за лажа, что за бред –
Басня есть – морали нет!
Лосиха и Соловей
Согласилась Соловью
Дать Лосиха… интервью,
Соловей аппаратуру
Разложил уже свою.
Говорит, мол, про культуру
Глубже тему разовью:
Как Вы смотрите на то, что
Прямо здесь Вас айлавью?
Говорит Лосиха тихо –
Я, конечно, не трусиха,
Но боюсь я мужа-психа…
Тут как раз выходит Лось.
Интервью и сорвалось…
Как они потом орали!
Эта басня без морали…
Козёл и Овца
Пригласил Козёл Овцу
В ресторан –
погрызть мацу,
А Овца у молодца
Заказала холодца,
Потому что в холодце
Больше витаминов «Ц»,
Больше витаминов «Ы» –
То, что нужно для Овцы…
И Овца, хоть не со зла,
Но обидела Козла.
Он Овцу назвал «Овцой»
И швырнул в неё мацой.
Соблюдал Козёл кашрут –
Холодец козлы не жрут!
Эта басня про Овцу
Приближается к концу…
Даже Моника Левински
Не вела себя по-свински!
Утки и скелет
Поохотиться на уток
Муж уехал на денёк,
А к жене на пару суток
Вдруг – подруги муженёк.
День проходит – муж как тут,
А они его не ждут…
И жена, с постели встав,
Запихнула гостя в шкаф…
Год прошёл, за ним – другой,
Гость из шкафа – ни ногой.
Так и умер в нём нагой…
Через много-много лет
Обнаружили скелет.
Сохранился он в шкафу –
Так бы всем нам – тьфу-тьфу-тьфу!
Просто школьный экспонат…
И никто не виноват!
В этой басне про скелет
Вообще морали нет!
Бобры и Глухарь
Бобры решили втихаря
«Нагнуть» трудягу Глухаря
За то, что он для этих рыл
Весной поляну не накрыл.
А повод был: как физ. лицо
Жена снесла ему яйцо,
Да не одно, а целых пять –
Бобрам такое не понять.
Ведь если так пойдёт оно –
На горизонте ООО!
А это значит, что Глухарь
Их замечать не будет харь!
Он скупит весь в округе лес,
И их оставит леса без…
Так думал каждый из бобров,
И все бобры свалились в ров –
(Об этом снял кино Бодров)…
А это дело, как и встарь
Лежит под меткою «Глухарь».
Пожалуй, здесь махну рукой –
Ну нет морали никакой!
Жираф и Яйцо
Однажды форточник-Жираф
Повыше голову задрав,
В окне на третьем этаже
Яйцо увидел Фаберже...
Его он длинным языком
Отправил в рот – и в горле ком
Образовался от Яйца.
Такого он не ждал конца!
Он воровать не будет впредь.
Хотел Жираф Яйцо спереть?!
А вышло так, что спёрло
Яйцо Жирафу горло!
У этой басни нет морали –
Мораль у басни своровали...
Коза и Виолончель
Коза – да ну её в качель –
Приобрела Виолончель.
Виолончель была мечтой
Козы с поры далёкой той,
Когда на ложках двух Пастух
Играл Шаинского на слух...
Звучит приятней при свече ль
Иль в темноте Виолончель
Коза не знала, хоть зарежь! –
Воодрузив рогов промеж
Виолончель, за деньги те ж
Коза могла купить манеж
Для семерых своих козлят:
Они Козу, козлы, козлят!
Когда втащила в дом Коза
Виолончель – все были "за"!
Однако, слуха у Козы
Не оказалось, чтоб азы
Играть на инструменте том...
Виолончель сожгли потом.
Спрошу вас, смехом обуян,
Так на фига Козе баян?!
Марал и мораль
Марал женился на Маралке –
Тут речи нет об аморалке...
Он был примерный семьянин,
Он пред женою семенил,
Не уходил Марал в загул,
Жену копытом не лягнул,
Он приносил домой блага,
Носил ветвистые рога,
В изменах не был уличён...
К тому ж успешным был врачом –
Короче, басня ни о чём!
В ней нет морали, ведь Марал
Себя ничем не замарал!
Подготовил Алексей Кривошеев