Вот держу я подборку стихов Забировой Д. И. и думаю, что мне написать о её стихах? О чём это? И понимаю: могу написать, как это отзывается во мне.
Что за совершенное стихосложение — такая редкость в юном поколении поэтов. Потрясающая метафоричность тоже редкость в потоке нарративной поэзии двадцатилетних. И музыка внутри пульсирующим нервом, коротким битом, короткой строчкой — иногда из одного слова «оно». Система оформления текста, разбивание тоже совершенна.
Откуда, почему такая зрелость в девятнадцатилетней? Диана –совершенная богиня древнеримских весталок и «человек из свежих трещин», она укрывает душу паллиативным плащом из поэтических слов. Паллий — это плащ на латыни. Паллеативная помощь — это забота. Укрытие от боли. А вот в технике паллиатив совершенно другое — адаптация не очень пригодных существующих решений для решения новой задачи. И Диана берет традиционные техники стихосложения и адаптирует их для решения своих уникальных задач.
И вы даже не видите в этом ни грамма почвенничества, всё новое – новый век, новая раненая душа. Было у Лорки, у пламенного Гарсия Федерико, помните касыду о недосягаемой руке:
«Я прошу всего только руку,
если можно, раненую руку.»
А у Дианы Забировой есть стойкая лирическая героиня Кэтти, создающая «паблик ВКонтакте,
Чтобы писать: "никогда не сдавайтесь!!"»
И хотя стихотворение далеко от хэппи-энда, но катарсис у читателя случается. Читателю дают понимание и неотвратимости (жизнь к сожаленью не кино – перемонтаж не существует), и понимание неизмеримой ценности просто жизни, без трендов-брендов и успехов-достижений. Просто ценности вздоха и взгляда каждого живущего рядом. Настоящая литература берет чернила из сердцевины, из глубины автора. И тут строки не водой писаны, в память попадают, даже если слёзы высохли. Тут не надо заумных критериев, такая поэзия из сердца к сердцу. Прочтешь и стучишь автору – пожалуйста, не пропадай. Нам в этом мире современной литературы не хватает человека, способного так о нём рассказать, способного быть предельно чётким и внятным. Мир не видит себя сам, только отражается рефлексией талантливых творцов. Просто развелось много кривых зеркал, много токующих глухарей. Мир на перепутье, и смена вех – благо уже не равно материальный успех. И вот об этом сражении, что человек ведет с собой в глубине психики, и которое только ему по зубам и плечам, рассказывается в большинстве стихотворений юной поэтессы.
Галарина Ефремова
Дурная карусель
Стены квартиры
сужаются так,
Что становится
трудно дышать.
Дни недели
в дурной карусели
кружат,
Пытаются кожу
Содрать.
Как Данко отдал
Горячее сердце,
Так я отдаю
всю себя тишине.
В комнате,
Где
Так мало места,
Лежу в пустой
темноте.
Не помню,
Как плакать
И как смеяться.
Хочется взять
Утопиться в вине.
И главное –
Не влюбляться.
Никогда
Ни в кого
Не влюбляться.
Ты пришла
Ты пришла холодной декабрьской ночью.
В тебе мне привиделся солнечный мягкий свет.
От немой теплоты я полностью был обесточен.
Все, что смог – это тихо сказать: "Привет"
Не знаю, что за чудо могло случиться.
Золотце, ты откуда такая взялась?
Среди всех нулевых людей ты – единица,
И я так не хочу тебя сейчас отпускать.
Ты молчишь.
Я пишу тебе, милая, третий день.
Не подумай, во мне нет обид или злости.
Даже если сердце мое – для тебя большая мишень,
Просто знай, я все ещё жду тебя в гости.
ВСД
У ВСД есть врачебная расшифровка.
Вегето-сосудистая дистония.
Или – Внутренняя Самостоятельная Дрессировка.
Назначают лечение: ежедневная терапия.
"Попей воды, полежи, отдохни..."
Доктор-врач, от этого только расстройства.
Что волнует? Тревожность с людьми.
– А что вы делаете в момент беспокойства?
– На завтрак съедаю тарелку боли.
Вместо чая завариваю кислый воздух.
Ещё добавляю щепотку слёз вместо соли.
Повторяю себе под нос: "все пройдет" –
мой утренний лозунг.
Доктор пристально смотрит в горящий экран,
Теребит последние apple watch на руке.
Я продолжаю молитву, как богослов Феофан,
о (не)диагнозе – Вэ Эс Дэ.
Говорю:
"Ладони потеют зимой в минус тридцать.
Виски пульсируют – отбивают ритмично шаг.
Доктор, скажите, что с этим можно сделать?"
В ответ:
"Кислородное голодание. Попробуйте чаще дышать".
Сон Раджи
Раджа,
Девушка из стекла и пепла,
Проглатывает дым сигарет.
Игнорирует свет.
/Раджа, открой глаза.
Раджа, считаю: раз...два/
Раджа,
Человек из свежих трещин,
Молчит, что Шива
Ее покалечил.
/Раджа, открой глаза
Считаю теперь до ста/
Раджи внутри
Шаровая молния
Швыряет на клочки.
Сотни мелких
телесных осколков
По всей плоти –
красные заколки.
/Раджа, открой глаза.
Раджа, это всего лишь игра/
Знает Раджа,
Что пепел внутри – это сажа.
Ее качает с пяток на мыски́
В объятиях незримой тишины.
/Раджа, открой глаза.
Раджа, сегодня никакого куража.
Раджа Раджа Раджа Раджа.../
Раджа открывает глаза.
Этой ночью Раджа плохо спала.
* * *
Когда льются из глаз амазонки,
Когда слова выползают из кожи,
Прорываются через кость,
Все что остаётся – злость.
Если меня на куски разрезать,
Внутри – лишь ползучая плесень
И ещё /может быть/ дикий мёд.
Все говорили: заживёт, пройдёт.
/Под ключицей до сих пор что-то рвёт/
Здесь, где выкрашены ады,
Где все слова – бравады,
Я говорю на мертвом языке,
И каждый звук – в штыке.
Здесь, среди землетрясений,
Среди солнечных затмений
Цианидом стекает грусть,
И я сквозь боль смеюсь.
Говорю: все не так уж и плохо,
Будто уже не так одиноко.
А дно так близко, недалеко́.
Всё, как в немом кино.
Только ему нет конца.
Мне
Хочется
Начать всё
с чистого листа.
/но уже нельзя/
Оно
Оно
Начинается,
Заканчивается
На "о".
Когда все уходят,
Оно резко
Без лишних "но"
Приходит.
Когда рвется всё
Изнутри,
Здесь снова Оно,
Смотри.
Сидит рядом
С тобой.
Кричит матом.
Закрой
Уши руками.
Глаза
Резко сожми.
Рукавами
Вытри слёзы.
Не слушай.
Кричи:
"Одиночество,
Уходи"
Кэтти
Тридцать лет
Кэтти готовила сырники по утрам.
Ходила по воскресеньям в храм.
Сочиняла стихи своей маме,
Выбиралась на озеро с друзьями.
Рисовала картины на высотке в Чикаго.
Учила английский не потому, что надо.
Вязала маршаловые шарфы и шапки,
Курьеры носили букеты в охапке.
С тридцати трех
Кэтти активно общалась с врачами,
Боролась еженедельно с лучами.
Как-то вечером решила создать паблик ВКонтакте,
Чтобы писать: "никогда не сдавайтесь!!"
Кэтти лежала в местном паллиативе,
Готовилась к гормонотерапии.
Иногда жила в палате триста одиннадцать,
Думала, как это все выдержать.
Кэтти всегда вспоминала Бога.
Просила, чтобы на смерть – никакого намёка.
В тридцать восемь
Кэтти уже не вставала,
Но шутила, не раскисала.
По телефону, прощаясь с родными,
Говорила: "Ну разве мы заслужили?"
С тридцати трех
Кэтти болела раком.
Сегодня Кэтти не стало.
Что будет, если...
Если
Этот мир – аквариум,
Я в нем – на самом дне
Если
Эта жизнь – террариум,
То я – ахатина в песке.
Если
Сжатый воздух – котлован,
То я дышу, задрав рукав.
Если
Каждый – океан,
То я – забытый
батискаф.
Плыву,
Иду ко дну.
И если вдруг
Поддамся бризу,
Там кто-то
Постучит мне снизу?