Топыря щеки, по-медвежьи навалившись на стекло,
обтрепанный хомяк елозит лапами по грани,
разрезавшей пространство на жилье и то,
что за пределами жилья зерно роняет на бумагу,
его спасая от голодной смерти.
Ко всем нам с детства вживлена игла,
как камертон нависшего скандала –
его, должно быть, нам и не достало,
и поутру, уткнувшись лбом в окно,
приплюснутой ноздрей вдыхаем белый запах,
с руки дрожащей в банку капает пшено,
как пух в сердцах растерзанной подушки
на спины пешеходов и собак.
Карта
На моей стене – голубой квадрат,
загадочно заляпанный пятнами материков;
неведомый мне художник перемешал краски,
помахал кистью, а затем махнул рукой –
да будет так!
Знающие люди говорят, что моя комната
и все, что я вижу из ее окна, – находятся
в этом квадрате. В пяти сантиметрах от Москвы,
в тридцати от Магадана…
И тогда я понимаю, почему я не бывал в Чикаго:
мой шаг излишне широк – я шагаю даже за полюс,
а впрочем, грех жаловаться – я доволен:
комнатный «Полюс» выкачивает лед свой
из пластмассовой скважинки под сердцем Африки.
Я рад, что спасаю ее банановые пальмы.
Таким образом. От замерзания.
* * *
А иногда приходит ко мне Она,
и,
Когда приходит ко мне Она,
я
говорю ей приблизительно так:
Ты здесь. И вот я думаю,
а что, если взять снег
и выложить им кровать?
Наверное, будет Сахара,
и я не смогу любить тебя так,
как я хотел того минуту
или две назад.
Ведь слишком много сахара в постели,
и никто не принесет в нее кофе.
но зато я – Солнце в твоем шкафу,
рядом с бальными платьями
и умею молчать.
Как огромное облако грома
во свихнувшемся стакане.
* * *
Скупо капают слова с лапок Поэзии,
Прикорнувшей наспех под батареей
На полу среди битой посуды и окурков.
Вчера был праздник.
Гости ушли, а хозяин
Дрыхнет на диване, обнимает подушку.
В трубах тоскует вода.
Чистюля-Поэзия свернулась клубком.
Ей грустно почему-то.
Веселый радист, поющий во мне, для меня,
Морзянку птиц, режущих перьями холод.
Я знаю – это Хозяйка капризной погоды
Спустила псов на тропу войны.
Охота на птиц. Я в ней – охотник, манок,
Я – жертва манка,
Поющего чужой полет во мне, для меня.
Вечер
И стаканы неумело мажут мелом два лица.
Видно, бес попутал дело.
А во тьму заходят звери, словно дети на качели,
И, играя, осаждают два нелепых естества.
Хмурый лев сопит у двери.
Вечер за оконцем синий разложил скупые линии
От фонарного столба, тихой улицы, аптеки,
По привычке не приметив нас за контуром стекла.
Когда я был голубым драконом –
Уносил тебя к океанам,
Кипарисам, маису… Не помню,
Что росло в этом нашем Китае.
Но ты помнишь – я был коронован
Злым соседом, разбившим нам стекла,
Когда я запел песню Солнца,
Разливавшего день в гаоляне.
И, под светом его намокая,
Мы от тяжести на пол стекали.
Но соседу Китай неприятен
И тем более, если стихами.
Он сказал: «Ты – король идиотов!»
Он сказал: «Я простил бы незнанье
Языков и растений, цветущих
В этом вашем дурманном Шанхае.
Но…»* – сказал он и скучно заплакал,
И ушел, убелен сединою,
Одиночить себя в дом напротив,
И дразнить взгляд познанием ОЭ**.
А наутро купил он мне шторы –
Голубые с желтым драконом.
________
* «…» – не опечатка! Пауза на вздохе, на всхлипе, на взрыве чувств, перед действием. Имеет эмоциональную окраску.
** К Кэндзабуро Оэ никакого отношения не имеет. Термин введен хорошим уфимским поэтом Айдаром Хусаиновым. Что он означает не знает никто, Айдар в том числе. И в этом его прелесть. Термина, разумеется.
Гамлет
Так жаждется оцепенения у будки. Псиной у моста
В грязь, в оттепель так хочется проснуться
Словно бы в тепле и не был от рождения,
Что отдало меня тебе навек, о будка! Наш спаситель
Хоть и не хотел, но тянется душа тревогой волосатой
К полосатой робе.
Так нас утешь под Гомелью кобылой в ковыле,
Откобелись от пуза до лодыжки,
Спасенной мрачными водами Стикса взамен
Ненужной головы. Спасибо.
Хочется уснуть и видеть сны.
И в полусне с собою положить
Отары девичьих сердец, что блеяньем своим
Меня сведут подале и подоле, по воле
Нужд их наконец.
И так, сползая в полутьме к низам,
Хлебнуть, повеситься и видеть сны
Цепочкой выскользающих событий, и не взвыть – лизнуть
Дающую ладонь и с сухарем в зубах под гнутый серп Луны
Нырнуть, пусть рубит горячее. Уснуть… и видеть сны
В дрожащем зеркале глазницы одинокой унитаза.
Люби меня, растрепанная мать,
Всей глубиной усталого погоста.
Вышедшего из дома
на дорогу длинной улицы
крадучись, словно охотник,
вечер нагнал.
Просто подошел сзади и бросил
в огромный карман.
Сквозь протертое сукно скупо
сочится свет, но
путнику кажется, что это звезды
просто разговаривают с ним
азбукой Морзе,
от нечего делать, по пути домой.
Путник движется, минуя
унылые узоры ткани,
по шву, но под ногами
он ощущает сырость луж
на тротуаре,
уложенном между
густозаселенных зданий.
А Вечер идет на свидание с Ночью.
Он опаздывает. Она не будет ждать.
Его окружают друзья. Они разговаривают.
Их голоса заселяют карман
шорохом крон деревьев, посаженных
вдоль длинной дороги.
Она не пришла. Вечер
сердито перебирает в кармане
непонятный, загадочный хлам,
Удивляется и выбрасывает.
И это уже другой город,
длинная улица, деревья, тротуар.
Путник идет домой.
Незабываемая встреча кота
с ливерной колбасой
Печальный господин в белых перчатках,
Уронив усы, уставился в ливер.
Я бы сказал, что он – крепко задумавшись,
Когда бы не явное наличие придатка
В виде хвоста, чей презрительный выверт
Исключает его из разумного мира.
И белая перчатка перевернула ливер,
Брезгливо звякнула грязною миской,
До смерти напугав старого таракана,
Решившего вдруг, что власть изменилась…
Но в кухню шагнули разбитые шлепанцы,
Голос сверху пропел: «Заррраза!»,
И руки ткнули печального господина
Носом в столь отвратительный завтрак.
Осень: «К барьеру!»
На курсы кройки и шитья
Собрались тучи.
Они расселись чинно в ряд,
Зашторив кручи.
Вот спицы воткнуты в клубок –
Промокли дали,
Земля продрогла, поздний стог
Озяб в опале.
Портной пришел – он мне принес
Свои модели:
Ковер листвы, вуаль дождей,
Манто метели.
Укрывшись в плащ, стучал в окно
Притихшей спальни,
С листвы читал нам приговор –
Увы! Мы спали.
Так добудиться и не смог,
В безвластном гневе
Был утром брошен дождь в стекло,
И быть дуэли.
* * *
Ну, конечно же – я не прав.
И не надо искать сапоги:
У моей двери вредный нрав,
Я поэтому здесь один.
И не надо смотреть в глазок,
Чтоб увидеть соседский глаз:
Все одно там никто не живет,
Он повесился год назад.
И не надо искать причин:
У звонка его странный нрав,
Он поэтому был один,
А теперь даже нет звонка.
Ну, конечно же – я не прав,
Только за полотном окна
Мне мерещится пустота
На заброшенных пастбищах крыш.
* * *
Дождь поседел и рассыпался хлопьями –
Вновь не дождался, играючи, листьями.
По Млечной дороге бубенчики осени
Метели на лунные просеки ссыпали.
Они собираются белыми стаями,
И подвывая, и щелкая ветками,
Шаманят опавшими с осени снами,
Их в длинные косы, взлетая, вплетают.
А дождь, убегая, снежинки теряет,
И рассыпается, и засыпает.
Рыжебородый чужеземец, приехавший издалека,
Подарил тебе дивный гребень –
Олень, горделиво склонивший рога
Под водопад тяжелых кос моей богини.
И под вечер, распродав товар, он зашел к тебе
Посидеть, испить вина, рассказать о стране,
Выпавшей из лап Большой Медведицы
Аляпистым платком туземки-модницы
На спину многогорбого верблюда,
Под тяжестью который пал грядою гор.
Много покружила над потерей Медведица,
Пока платок не придавила крепость,
Брошенная сильной рукой народа,
Журчавшего железом в тигле низины.
В крепости люди вымостили площадь
По болоту из белого камня.
И на ней каждый вечер бьют поклоны Собаке,
Умеющей включать звезды.
И небо ссыпает свои бриллианты
На огромную пустошь золотого руна,
Лежащего перед конурой Черной Собаки,
Умеющей хранить молчание, когда
В городские ворота проникает Ночь.
И тогда золотой рожок Охотника объявляет
О начале игры, и прячущийся достает из тайника
Божественные крылья из перьев и воска.
А люди надевают доспехи, закрывают ворота,
Разжигают костры…
А утром в них догорают крылья.
И смелые люди расходятся по домам,
И пьют за победу над имевшим наглость
Резать крыльями звездное убранство.
А побежденный на честно заработанный золотой
Греется вином во славу Собаки,
Не дающей загнуться под забором от голода.
Так говорил чужеземец с бегающими глазами,
Не хмелеющий от вина.
Полдень. Грязь. Ноябрь.
Отставной бригадир промышляет разбоем,
Сын его в дряхлой телеге обозной
Чеканит ордена с шикарными усами
Милого папаши, вышагивающего изгоем
С бригадным глухим барабанщиком
По большим дорогам истории.
На обочинах скользко и полно усопших,
А в горизонтах глупо и бессмысленно
Ютятся золотые в карманах прохожих,
Лениво напрашиваясь на выстрел.
С лица мамаши, прикорнувшей на облучке,
Разлетаются к югу косяками морщинки.
«Да будь вы счастливы!» – кричит. При случае
грозит указательным крючком мужчинам,
Коими всегда исполнена дорога.
Пьющим пиво, помахивающим бутылкой
«Будь… счастливы» – свистит вежливо гаррота,
«Будьте покойны» – уточняет пуля.
И с каждой потерей нас становится больше,
И с каждым трупом понятнее вроде,
Какой момент истории хлещет из глотки
Юнца, распластанного в колее обозной.
Так клинопись сапог на белом мраморе дороги
Телеграфирует воронам паденье храма Хаммурапи
На кучи прелые навоза.
* * *
Так было чудно возвращение
Меди звуков в надменные губы.
Но я лишь шептал о растении,
Разметавшем бутоны любви по мне –
Прекрасные цветы неврастении,
И эта тень на стене и грубый
Голос города, гудящего в трубы.
И любовь лишь как средство общения
Двух ошметков луны.
* * *
Девочка раскладывает чашечки по скатерти
Под крышею дома, где живет гроза.
Игрушечные гости, конечно, не опаздывают:
Они пришли, уткнулись в блюдца, и ждут чая.
Но вот с балкона нашего дома свесилась туча,
И некто сильной рукой забарабанил в стекла:
Это к нам – это вновь наш гость серебристый,
Желанный дождь пришел плясать под окошко.
Но игрушечные гости – ноль внимания:
Они давно уже выпили чай понарошку,
Но игрушечные гости – фунт презрения:
Они как бродячие кошки промокли.
И с крыши стекают капли, скучая.
И вновь сползает хоровод
Последних тайных сумасшествий
С каймы ликующей на дно
Фарфоровое, где под спудом студня
По центру блюда милое лицо
Так жадно и уныло просит чуда.
Но чуда нет и славный сонм гостей
Упился и уснул, сочтя посуду.
И лишь свирель, немея, льет
Напев невнятный по окружью луга.
Увы! Художник не вписал амура
В мирок фарфоровых тенет.
Подсудно все, пастушья дева!
Нелепо так желать Париса,
Когда судьба, храпя, обвисла
С пятнистой скатерти стола.
* * *
О, этот кнут! сплетенный небрежно из голосов друзей
Таких разных, но вновь жаждущих словопролития.
И пастырь незнания выводит слова к молитве
Прежде, чем их бросят в наступление.
А пока на бастионах ночь, но сон не имеет смысла,
И полоумный комендант сгребает листья лопатой.
Он с помощью Высшей Математики знает
Миллионы вариантов пролития звука о камни,
Ибо некогда работал дворником.
Он помнит нечто, похожее на вторжение
Шуршащих слов на пустынные улицы.
Собачий сонет
Давай возьмем к примеру бультерьеров,
Акулии глаза которых пахнут смертью,
Как некогда капустой кислой пахли интернаты, –
Всяк выбирает себе путь дешевле, да прямее.
Нас настигает вдруг познание утраты,
Когда, как зуб в руках стальных дантиста,
Из ряда нашего вновь вырван вмиг сосед,
И чертит в небе вензеля ступнями.
Мы часто видим в этих знаках смысл тайный,
А нам бы просто разглядеть их почерк,
Не увлекаясь скорбными листами.
Так жертвы, плавая в обломках корабельных,
На дно уходят, лишь всплеснув руками,
И канут в пропасть бультерьерского желудка.
* * *
Когда я…
Распахнул двери рифмы настежь,
спустился лестницей
к финальной точке,
проложил дорогу по дождливому
полотну
где-то между Стрельцом и Лебедем.
Ожидал гостей,
которые
принесут на шляпах воды,
которые
приведут с собою друзей,
которые
отпразднуют мое исчезновение
и сядут пить чай.
14-е августа. Звездопад.***
Черный пес, урча, из темноты влажным пятном выступает,
Шорох листьев напрасен – не скрыть ему таинства утра:
Ночью слышались всхлипы простуженной вусмерть реки,
Избиваемой парою весел в руках Браконьера.
Чу! два упыря, гремя котелком, вниз по тропе прошуршали.
Встревоженный дятел листает секунды полета змеи.
Так много знамений вдруг выпало –
Цифры углей сквозь кострище,
Над пагодой желтой палатки скучно блуждают огни
Выцветших глаз шестикрылого грузного стража.
Это – дракон, задремавший над нашей поляной,
Серой тушей своей гасит жгучие стрелы Персея.
______
*** абсолютно реальные наблюдения автора, относящиеся к 14.08.90 г. и к району слияния р. Дубна и р. Волга. Знающие люди говорят, что это был метеорный дождь из созвездия Персея (Персеиды).
Продолжение следует…