Впрочем, всех истинных стихотворцев объединяет бесконечное, можно даже сказать, неистовое служение слову, духовный подвиг во имя поэзии, во имя единственно верных и филигранно отточенных формулировок и метафор, способных отразить и даже преломить время, запечатлеть мир в его многообразии, остановить мгновенья красоты, счастья и печали…
Этот подвиг самоотречения почти неподъёмен для любого человека – каково же его совершать тому, кто от рождения физически слабее и незащищённее своих здоровых собратьев по перу?!
Сегодня уже восемь лет, как не стало удивительного тольяттинского поэта Игоря Мельникова – человека, как это принято говорить, с ограниченными физическими возможностями, однако при этом наделённого поистине неограниченными способностями духовными.
Родился Игорь Глебович Мельников вместе со своим братом-близнецом Олегом в дружной и счастливой семье инженера Глеба Николаевича Мельникова и воспитателя детского сада Маргариты Алексеевны. Однако так случилось, что мальчик оказался болен детским церебральным параличом средней тяжести, что во многом определило дальнейшую судьбу и его самого, и его брата, да и всей семьи в целом. К счастью для Игоря, родители, как рассказывает его брат, с детства «приучили мальчика к постоянным физическим упражнениям. Каждый его день начинался с физзарядки, потом – душ с обливанием холодной водой. Вечером, после работы, всё повторялось. Он даже совершал пробежки 3–4 раза в неделю! Всё это позволяло ему поддерживать более или менее приличное самочувствие и вести достаточно активный образ жизни. Он практически не употреблял алкоголь и не курил. К тому же даже небольшая доза алкоголя, по словам Игоря, на несколько дней приглушала ту самую музыку в душе, из которой рождались стихи. И всё-таки, по большому счёту, он был счастливым человеком, умевшим всю жизнь удивляться окружающему миру, слышать его глубинную мелодию и выражать её строчками стихов».
Надо сказать, что братья были невероятно близки духовно на протяжении всей жизни до самой кончины Игоря. Практически Олег посвятил жизнь своему талантливому брату-близнецу, был его сподвижником и большим другом, во всём его поддерживая и помогая преодолевать все трудности и невзгоды, выпавшие на его долю с лихвой.
Олег рассказывает, что «у родителей имелась довольно большая домашняя библиотека, где было много поэтических книг, и стихи как-то сразу очаровали Игоря. В старших классах он стал посещать занятия литературного объединения «Лира». Позднее его стихи стали печатать в местной газете, собирались опубликовать и в областной, но наступили 90-е годы. В 1993 году была создана Тольяттинская писательская организация, и с 97-го Игорь стал её активным членом».
Что стоит за этими сухими фактами? Огромная внутренняя работа, которая потребовалась человеку с ослабленным здоровьем для того, чтобы жить как все обычные люди – ежедневно ездить на службу, упорно заниматься самообразованием, много читать и с сыновней нежностью и почтением относиться к тому миру, в котором рождён, ежедневно, год за годом отыскивая в себе звуки и смыслы и складывая их в чудесные, высокие, точные и буквально хрустальные по чистоте звучания поэтические строки. Ведь стихи, по признанию Олега Мельникова, «заполняли всё существование Игоря, составляли основной смысл его жизни. Впрочем, талант, который ему был дан, и не оставлял ему другого выбора».
Именно так. Поэтический дар сам выбирает того, кем начинает владеть безраздельно, не оставляя творцу ни единого шанса уйти в сторону от своего предназначения. Он властно и бескомпромиссно требует этого жертвоприношения в виде всей жизни поэта, сложенной к своему подножию.
Погружённость в себя, ограниченные контакты с социумом дали свои положительные плоды – Игорь научился слышать и улавливать самые тонкие струны своей души, отзывающейся на мир природы и ход времён нежными и горькими, глубокими и чистыми звуками.
Поэзия Игоря Мельникова, в целом не выходящая за рамки классического стихосложения, между тем совершенно уникальна, абсолютно самобытна и бесконечно прекрасна по звучанию, соразмерна и совершенна по форме. Лады её сплошь построены на консонансах, на благозвучии и утончённой интонационной гармонии. Воистину «музыка сфер»! Да и самому Игорю более всего были близки поэты, пишущие в жанре русской классической лирической поэзии. Он был уверен, что данное литературное направление вовсе не исчерпало себя, что здесь ещё возможно сказать своё слово, способное тронуть сердце современного читателя.
Душа Игоря – этот уникальный музыкальный инструмент любого лирического поэта – была лишена таких эмоций, как зависть и корысть, злопыхательство и мстительность... Опять-таки по воспоминаниям его брата, «Игорь был светлым и доброжелательным человеком, от него практически никто никогда не слышал грубого слова, тем более – матерного. Он не участвовал в конфликтах и интригах, на которые так богата творческая среда. К тому же он был человеком очень обязательным и всегда добросовестно выполнял свои обещания и обязанности».
Далеко не всякий здоровый человек, а тем более творческая личность, может похвастать таким набором добродетелей! Но какая сила духа, какая вера в себя, в жизнь и людей должны быть присущи человеку с физическим недугом, чтобы суметь не испытывать ни к кому никакого негатива, а жить светло и высоко, неся свой крест без ропота и гнева, не отягощая своими проблемами окружающих! Конечно, такая цельная натура, как Игорь Мельников, не могла не оставить свой след на земле, чтобы когда-нибудь преломиться в тысячах читателей всем спектром своей удивительной радуги-души.
В стихах Игоря почти нет сильных эмоций, нет интонационных взрывов, нет большой динамики – но тем не менее они нисколько не скучны, поскольку в них не найти и тени занудства, нравоучительности или ложного пафоса. Напротив, они всякий раз поражают воображение новизной образов и словно выстраивают читательскую душу заново – как музыка Моцарта или Баха, – даря ей все оттенки мира, открывая всю многомерную красоту жизни и уводя в бесконечные высоты духа. Мир природы и вещей соединяется у поэта в единое философское поле, в котором он творит свою действительность, свою собственную реальность. При этом поэзия Игоря Мельникова никогда не бывает схематична или мертва – нет, в ней всё есть жизнь, всё – игра света и бликов, всё – полнота и многозвучие мира, словно в цветке или снежинке, в капельке росы или морском камешке…
Увы, ДЦП – это достаточно серьёзное заболевание, и после сорока пяти лет здоровье Игоря стало быстро ухудшаться. Его друг, врач и поэт Борис Скотневский, потом говорил Олегу Глебовичу, что он вообще удивлялся, как долго Игорю удавалось поддерживать хорошее самочувствие, что в его практике такие случаи очень редки. Тем не менее последние годы его жизни дались особенно тяжело…
Игорь Мельников оставил своеобразное завещание – он просил близких о кремации с последующим развеиванием его праха в сокрытом от людских глаз месте. Что и было сделано как дань уважения к его памяти. Он очень хотел, чтобы его помнили живым. Борис Скотневский откликнулся на его уход горьким и в то же время светлым стихотворением:
Мерцай, наш мальчик милый,
Теперь ты с главным знаньем
При жизни Игоря Глебовича было выпущено три книги его стихов – «Лица огней» (1996), «Звездолёт для одуванчика» (2002) и «Забытый секрет мироздания» (2011). Недавно стараниями Олега Мельникова вышел уже посмертно прекрасно изданный небольшим тиражом в Москве, в Союзе российских писателей, сборник стихотворений «Аллеи небесного сада». В книгу вошли практически все самые значительные произведения тольяттинского поэта.
Отточенный, афористичный, самобытный, по-хорошему скупой поэтический язык, авторская метафора как неизменный художественный приём, богатейший лексикон и словарный запас, сложная и удивительная судьба, исключительный духовный мир и невероятная личная стойкость поэта делают стихи Игоря Мельникова настоящим явлением в современной литературе – безо всяких скидок! И очень хочется верить, что явление это будет в конечном итоге по-настоящему замечено и оценено и критиками, и читателями. И займёт своё истинное, заслуженное место в большой всемирной библиотеке её Величества Поэзии.
Валерия САЛТАНОВА, поэт, член Союза писателей России
Спасибо вам за чувство дали,
Склонялась в колеи трава.
Вы плыли медленно, как боги,
Я видел: машет на прощанье
Вам с ветки слабый лист сухой.
Рванулся молча в ваши дали
Скользнула холодком по коже
И был он мне в тот миг дороже,
Чем вы, открывшие мне даль.
Тихий дворик. Дорога сырая.
Были в луже скамейка и свет.
Да, я здесь проходил, вспоминая.
Здесь я понял, что времени нет.
Полуспущенный шарик воздушный,
Позабытый, лежит под кустом.
Летний вечер, спокойный и душный,
Стал осенним в пространстве пустом.
Падал снег. И ложился. И, тая,
В блеске луж сохранял синеву.
Эта истина слишком простая –
Что на свете я вечно живу:
Стариком на подсохшей скамейке,
И ребёнком, в игрушечной лейке
Только истина слишком простая
И скамейка сегодня пустая…
И, как небо, пустая вода…
Воробьи на подтаявшем льду
Скачут в отблесках ясного неба
Копошатся над корочкой хлеба.
Эта оттепель скоро пройдёт.
Только станет сегодня едва ли
Беспокойнее птичий полёт.
Не живут они завтрашним днём,
Но – счастливой минутой единой,
Ненадёжной весны воробьиной.
Я молодость помню. И ливень живой.
Мы были бессмертны, как боги!
Деревья от радости вниз головой
Росли у зеркальной дороги.
Дорога, сверкая, вела в синеву,
Тогда я не думал: зачем я живу?
Когда ни веры нет, ни знанья,
Когда в таинственной надежде
Сверкают звёзды – в этот час
Одно доверие, как прежде,
Приходит к нам, спасая нас.
Во времени есть переходы,
В которых прошедшие годы,
Как пух тополиный, легки.
Там ветер подкравшийся тайно
Там в мире тепла и сиянья
Забытый секрет мирозданья
Тревожит и манит сильней.
Он в музыке возле вокзала,
И в плеске волны у причала,
Там, вторя беспечным гитарам,
И можно бродить по бульварам
В предчувствии вечного дня.
Забыться… И слушать вполуха,
Как трётся о тополь кормой
Оставленный катер из пуха
И ждёт возвращенья домой.
Когда темнеет, и квартира
Звучит, как музыка, во мне.
Тревожно шепчет для меня:
Что мир наш только отзвук эха
Других, исчезнувших миров,
Дымок погаснувших костров.
Но в запахе листвы горящей,
В лучах рассеянных огней –
Обычный ветер пыльных крыш
О чём, о чём ты говоришь?..
А воздух!.. Он – как в ручьях вода!
Апрель! Проходят мои года,
Ты не откроешь мне свой секрет, –
Ты ничего не сказал в ответ,
Когда-то вдохнул я в свой первый раз
Твой воздух. Он так же тёк.
Быть может, коснувшись прикрытых глаз,
Последний мне дашь глоток.
Легко улыбаться сегодня мне,
От этих «зайчиков» на стене,
В старом зеркале на стене
Даже если, блестя в окне,
Лёгкий дождь шелестит едва.
Снег летит и почти темно,
Летний полдень – прозрачный сон –
В зазеркалье течёт в окно.
Там, в стране черепичных крыш.
Твой двойник, такой молодой.
В тёплых красках солнечного света
А внизу мелеет речка Лета –
Перейдёшь, колен не замочив.
На песке рассохлась от жары.
И, устав от собственного звона,
Там, за речкой, тот же лес и поле.
Над холмами – те же облака.
И стоят, забывшись поневоле,
Все, кто шли сюда издалека.
В камышах, где стихшее теченье,
Прямо в ноги тычется плотва.
Старых книг грозящие слова.
Чьё-то имя выкликает птица.
От костров рыбацких гонит дым
Ветер встречи с близким и родным.
Ветер гонит, волна за волной,
Поздний ливень, смывающий годы.
Старый парк, от озона хмельной,
Захотел небывалой свободы.
Корни вырвав из мокрой земли,
Закачались деревья, запели,
По дорогам куда-то пошли,
Под весёлые аплодисменты.
И сверкали его инструменты.
А под утро всё стихло опять.
Горизонт прояснился у края.
И асфальта блестящую гладь
Дальний плеск долетает до слуха.
Проплывают дворы и ограды.
Никому не приносит прохлады.
Стало видно, как движется время.
Как в мерцающий сон до рассвета.
Кроме времени, пуха и лета.
Ты тайну тайн своих открой
Мне в час заката, город мой.
Но не вступают в разговор
На спинах тротуарных плит.
Небесный путь и путь земной.
На столе неизвестной эпохи
В старом доме стоит патефон.
И пластинки крутящейся вздохи
Залетают на светлый балкон.
В них рождается музыка лета.
Сыплет снег. Протекает вода.
И пластинка старинная эта
Равномерное это вращенье!
Ненавязчивый вечный мотив!
Я не знаю его назначенья,
Но я слышу, что я ещё жив.
Солнце. С крыши высокого дома
Капли падают в лужи, звеня.
Эта музыка… Ты мне знакома…
Не кончайся, звучи для меня.