Итоги конкурса "10 стихотворений месяца" за октябрь 2024 года
Все новости
ПИКСЕЛЬ
13 Апреля 2023, 18:34

Я великий Маг… Стоп, можно перебросить кубик?

В моём босоногом детстве был один мультсериал, об истории которого я абсолютно ничего не знал, но тонул в нём безмерно. Этим «фруктом» был «Подземелье драконов». Если при имени «Венджер» вы до сих пор впадаете в ярость, а при словах «лук, дубинка, плащ-невидимка и магия, непробиваемый щит, не разящий шест» всё ещё понимаете, что следующие двадцать минут вашей жизни будут наполнены приключениями и экшеном, то вы точно знаете, о чем был этот сериал. Но если всё же у вас не возникает «тиаматских»* флэшбеков, тогда расскажу кратко о сюжете.

Шестеро подростков одним погожим летним деньком пошли в парк аттракционов, где, недолго думая, выбрали «махину» с замечательным названием «Подземелье драконов». Но развлечение оказалось не простое, а золотое – шучу – волшебное: детишки оказались в мире «меча и магии», где тут же «агрят» на себя семиглавого дракона с его заклятым другом Венджером. Спастись героям помогает волшебное оружие, подаренное загадочным, но дружелюбным Хранителем подземелья. Теперь подростки вынуждены скитаться по волшебному миру в поисках приключений и пути домой, в свою унылую реальность (кто в своём уме не захочет остаться в мире, где есть колдовские шляпы?).
Будучи маленьким толкинистом, я даже не предполагал о важности предыстории данного сериала. Как можно понять из названия, мультфильм использует элементы знаменитой настольной игры «D&D», или гордое «Подземелья драконов». Как оказалось, влияние этой «ролёвки» настолько велико, что я не смог пройти мимо.
Для начала всё-таки разберёмся, что же это за игра и с чем, как говорится, «её едят», а делают это смачно и с удовольствием во многих странах уже много лет. «Dungeons and Dragons» – это чрезвычайно известная на западе ролевая система. К сожалению, в нашей стране она не получила такого широкого распространения. Но ее влияние на культуру переоценить невозможно, и каждый компьютерный игрок прямо или косвенно с нею сталкивается. Она послужила основой для сотни книг и десятка компьютерных игр. И еще тысячи игр делались под ее незримым влиянием. Читали «Темного эльфа» Сальваторе? Слышали про «Сагу о Копье» Маргарет Уэйс и Трэйси Хикмэн? Играли в «Baldur's Gate» или «Neverwinter Nights»? И все это многообразие – лишь свита короля, великой ролевой системы «D&D».
Что такое ролевая система и зачем она нужна? Это свод правил, описывающий взаимодействия персонажей в вымышленном мире. И требуется она для того, чтобы четверо-пятеро друзей смогли собраться и поучаствовать в эпическом фэнтези-приключении. Один из игроков становится ведущим, Хранителем подземелья. Он должен заранее подготовить сценарий приключения и хорошо продумать место, где оно будет происходить. Остальные игроки создают себе по одному персонажу, продумывая им биографию, внешний вид и задавая игровые характеристики. Когда с подготовкой будет покончено, ведущий начнет рассказывать историю, а игроки – описывать свои действия в ней. Мастер обрисовывает игрокам обстановку, говорит от имени персонажей в этом мире, рисует карты подземелий. Игроки же двигают фигурки героев, и говорят от их имени, пытаясь вжиться в шкуру своих персонажей.
Начало «D&D» было положено в далеком 1971 году, когда Гэри Гайгэкс создал первый прототип ролевой системы, «Chainmail», которая описывала характеристики фэнтезийных персонажей. В этом же году вышел первый сценарий приключения за авторством Дейва Арнезона. Так началась долгая история Подземелий и Драконов. Система выдержала множество редакций и не раз меняла правообладателей. Переписывались и переиздавались гигантские тиражи книг правил. Успех системы был оглушителен вначале, но она не сдала популярности и сейчас. Казалось бы, зачем все эти сложности с игральными костями и книгами правил, когда можно просто поиграть в компьютерную RPG?

Секрет успеха прост – это свобода действий, к которой компьютерные игры не могут подойти и на пушечный выстрел. Единственное и непреложное правило «D&D» – фантазия игрока. В подземельях нет ограничений: там ваш персонаж волен идти куда угодно и делать, что ему заблагорассудится. Да, у ведущего есть сценарий предполагаемого развития сюжета. Но вы, как игрок, всегда способны преподнести ведущему сюрприз! Подсуньте дракону отравленную принцессу вместо того, чтобы с ним драться! Найдите и убейте главного злодея за два акта до финала! В данном случае игра лишь предоставляет вероятность успеха выбранного игроком действия в то время, как последствие выбора оглашает ведущий.
Вот с этого и начались пути всех великих Манчкинов – искателей приключений, которые умеют вживаться в роль своего персонажа по системе Станиславского (берегитесь их!). Эти ребята любят создавать чрезвычайно крутых персонажей, хорошо знают правила и всегда трактуют их в свою пользу – этакие «адвокаты» от мира настольных игр. Манчкинам даже злые драконы нипочём – они всегда найдут выход.
Сегодня «D&D» является каноничной частью жанра фэнтези, о чём говорит количество вещей созданных, вдохновившись этой игрой: компьютерные развлечения (в частности серия «Герои меча и магии»), книги, кино и даже аниме.
По поводу последнего стоит говорить обособленно. «Подземелья» создали определённый свод правил, ввели во всеобщую мифологию фэнтези некоторые расы, такие, как слизни и злобоглазы – всё это не могло остаться без внимания. Клишированность, если так можно выразиться, стала знаменем игры, что позволило использовать правила «D&D» для сатиры, как, например, в настольной игре «Манчкин», так и в каждом третьем аниме. Стандарты «подземелий» стали основой для всех магических японских мультфильмов: ангелы не восприимчивы к физическому урону и чёрной магии, а скелеты наоборот не боятся любого воздействия. Магический мир, где персонаж может оказаться любым случайным игроком-человеком в современном сознании следует правилам, заданным «Подземельями». Если вы думаете, что такой мир далёк от нашего, то вы правы, но лишь отчасти, ведь там, так же, как и в нашей реальности, балом правят случай и удача, знаменем которых сегодня и всегда будет двадцатигранный кубик (есть и пятидесятигранный, но это для магистров игры).
В каком-то смысле законы «D&D» – это квинтэссенция закономерностей жанра фэнтези, её постулаты. Если повнимательнее их изучить, то можно понять, что это а-ля «законы физики» волшебного мира: они универсальны для любой вселенной, не важно – Средиземье ли это или Азерот. Несмотря на то, что «Подземелья» пережили множество редакций и кардинальных дополнений, каноны, которые они ввели, остаются верными для каждого любителя «меча и магии» и «искателя приключений» в любой из миллионов реальностей.
_____________
* От имени дракона Тиамат
Автор:Владислав БУРУХИН
Читайте нас: