Серия «Assassin’s cread» от «Ubisoft» можно назвать настоящей вехой в мире компьютерных игр. За 11 лет сделать 11 игр (и еще двухмерную бродилку и несколько мобильных игр) и продать все с прибылью – объективно сильное достижение. Если хотите, «Assassin’s Creed» – это аналог киновселенной «Marvel» в игровой индустрии (у них действительно много общего).
Итак, чем же прославилась эта игра? Прежде всего своей историей: испокон веков общество ассасинов – профессиональных убийц, скрывающиеся в тени, основное оружие которых – скрытый клинок с тыльной стороны ладони – противостоит могущественному и алчному ордену тамплиеров. Сие оружие служит для незаметного убийства: воин использует скрытность и разные приспособления «Аля-ниндзя», чтобы оставаться незримым для ненужных глаз, что стало основой всей игры – настоящий «Стелс».
Война между двумя сторонами продлилась не год и не два, а целые века: от Эллады и времён египетских фараонов до наших дней. Противостояние убийц тамплиерам стало не просто локальным конфликтом где-то на задворках мира, но по-настоящему глобальным событием, повлиявшим на ключевые моменты мировой истории (по версии игр, разумеется). Ассасины стали участниками самых знаменательных событий, таких, как «Бостонское чаепитие», гражданская война ещё молодых Соединённых Штатов Америки, «Крестовые походы» и даже русская Октябрьская революция. Как не сложно догадаться, тамплиеры тоже принимали непосредственное участие в этих исторических страницах, став второй стороной конфликта: рыцари ордена, ведомые целью захватить власть и удержать её, любыми способами посягают на самые священные догмы общества – свобода, равенство и даже вера.
Первая часть «Assassin’s cread» вышла в 2007 году: тогда-то игрокам выпала первая возможность вооружиться скрытым клинком и стать знаменитым Альтаиром – ассасином времён крестовых походов и предком главного героя игры Дезмонда. Как не странно, но основная линия всех игр происходит именно в нашем времени: бармен Дезмонд – потомок многих поколений убийц, но даже не подозревал об этом. Его находят Тамплиеры, обладатели одной из самых крупных компаний мира «Абстерго»: они создали машину «Анимус», которая, проникая в ДНК человека, может восстановить жизнь его предков. Так рыцари ордена, воспользовавшись телесной памятью главного героя, пытаются разузнать, где находятся древние и могущественные артефакты именуемые «Части Эдема», которые стали целью множества поисков злобных тамплиеров.
На протяжении почти всех игр игрок должен был играть за носителя ДНК, уклоняясь и избегая угрозы в реальном времени, иногда погружаясь в «Анимус», переносясь тем самым на множество веков назад в тело одного из знаменитых ассасинов. После он выясняет, как он боролся с орденом. Финальной для Дезмонда частью стала третья игра серии: герой умирает, не оставив после себя никакого намёка на продолжение. С этого момента всякая надобность привязки игры к реальному времени отпала: было бы логичней на постоянной основе быть ассасином, не отвлекаясь на побочную линию. Но, возможно, отдавая дань традициям, «Ubisoft» из игры в игру переносит эту уже ненужную «фишечку» (надо полагать, что и новая «Valhalla» будет этим грешна).
Признаться, серия стала деградировать после знаменательной третьей части: в геймплей было добавлено много интересного, но тем не менее не совсем уместного, например, возможность управлять кораблями и участвовать в морских баталиях (что в дальнейшем станет костяком игрового процесса следующей, четвёртой, части «Assassin's Creed: Black Flag»). Да и сюжет стал подводить.
Быть серии закрытой еще до 2010-х годов, если бы не коммерческий успех второй части, повествующей о «Эпохе Ренессанса», и если бы не одна гениальная идея ее создателей. Идея была в том, чтобы поместить ордена ассасинов и тамплиеров в любое историческое время, подстроить под его реалии, совместить с историческими событиями и вставить в сюжет известных людей того времени. Заодно нужно показать как простой парень / простая девушка «ВНЕЗАПНО» узнает про ассасинов и присоединится к ним.
Идея неплохая сама по себе. Но только если на этот скелет нарастить интересный сюжет и приятный геймплей. Сначала это получалось, но к выходу «Unity» и «Syndicate» разработчики потеряли берега и решили так: «А давайте просто засунем ассасинов в [рандомный исторический период] и расслабимся». С таким грохотом провалить шанс изобразить Великую французскую революцию с десятками великих людей того времени – это талант. Конечно, попытки привнести в серию что-то новое иногда были хороши, но чаще получалось «Unity».
Сегодня серия переживает робкое возрождение: «Origins» и «Odyssey» решились показать древнее противостояние в немного другом ключе, при этом сохранить все «фишки» игры – привязку к «интересной» эпохе, опору на «стелс» и, конечно, противостояние главному врагу ассасинов.
Чем примечательны последние две игры и так же будет новая в плане истории? Как известно из ранних источников, противостояние двух орденов настолько древнее, что даже самих названий «Тамплиеры» и «Ассасины» ещё не существовало. Если «Origins» ещё худо-бедно отсылает нас к ордену, то вот «Odyssey» напрочь отказывается от классической трактовки: здесь показано противостояние двух сторон, которые, возможно, со временем станут предтечей знакомых нам врагов. Тизер «Valhalla» уже говорит нам, что такая же мысль стала основой и для этой части: два враждующих лагеря.
Но вот чего новая игра не осознаёт, так это классического понимания серии: когда игрок покупает «Assassin’s cread», он осознаёт, что сейчас его ожидает «стел», миссии в режиме «невидимки», убийства скрытым клинком и «паркур» по историческим памятникам архитектуры. «Valhalla» – это игра о викингах, которые в основном идут напролом (у них войско, могут себе позволить), что мало вяжется с самим названием серии. Зачем так было сделано – не ясно.
Но совершенно ясно, что «Valhalla» – это не тот же самый «Assassin’s cread», который был раньше, и даже больше: данная игра фактически никак не привязана к серии, если судить по тизеру и тому, что дала нам предыдущая часть «Odyssey». Судить о том, в каком состоянии находится сегодня линия игр, сложно, чтобы сказать об этом более уверенно, придётся подождать официального геймплея игры. Но пока надежды на полноценное возрождение серии почти нет.