Все новости
ZА ОТЧИЗНУ!
27 Декабря 2023, 16:30

Как мошенники обкрадывают участников СВО

Интенсив «Финансовая культура в медиа», предназначенный для работников СМИ и пресс-служб республики, состоялся в Уфе.

Федеральные и региональные эксперты рассказали о самых острых проблемах финансовой журналистики и о том, как правильно освещать в СМИ актуальные темы. Однако многие выступления были бы полезны не только для журналистов, но и для рядовых читателей.

Сегодня о том, как мошенники обкрадывают участников и ветеранов СВО, рассказывает заместитель директора фонда «За права заемщиков», куратор проекта по борьбе с мошенниками Алла Храпунова.

Число жертв аферистов, как и их методов, постоянно растет. Сегодня в капкан мошенников попадают не только молодые или пожилые доверчивые люди. Частыми героями новостей о краже денег становятся участники и ветераны специальной военной операции.

В полицию поступает все больше обращений от людей, которых злоумышленники лишили накоплений, спекулируя на теме СВО. Они убеждают неравнодушных граждан жертвовать на нужды участников спецоперации, но деньги, как правило, оседают в карманах мошенников.

изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Фото:изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0

Теперь обманщики переместили прицел непосредственно на военных, вернувшихся из зон боевых действий. Они получили немалые выплаты и награды, а значит, очень заинтересовали желающих поживиться за чужой счет.

Житель Ханты-Мансийского автономного округа получил государственную выплату в 900 тысяч рублей за ранение. Позвонив мужчине по телефону, мошенник представился работником службы безопасности банка и уговорил установить «специальную» программу. Боец заподозрил неладное и связался с горячей линией учреждения. Там его заверили, что средства находятся в целостности и сохранности. Однако во время визита в банк молодой человек обнаружил, что вся сумма уже выведена со счета. К сожалению, судебное разбирательство не принесло положительных результатов, и вернуть деньги уже было невозможно.

Военнослужащий из Алтайского края тоже доверился псевдосотруднику службы безопасности банка и потерял не только личные сбережения, но и выплаты за ранение – всего 4,5 миллиона рублей. 27-летний боец скачал «тестовое приложение» и программу для удаленного доступа гаджетом. Далее по инструкции мужчина перевел требуемую сумму на указанный счет для проверки, а через неделю все тот же «банковский работник» помог ему оформить кредит. В результате цепочки хитрых манипуляций молодой человек остался ни с чем.

Контрактник из Ростовской области получил 2,8 миллиона рублей за тяжелое ранение. Еще в госпитале во время реабилитации молодому человеку позвонили и убедили в необходимости срочного перевода денег, чтобы обезопасить их от мошенников. На эмоциях парень сделал так, как его попросили. Однако этой суммой преступники не удовлетворились и обманом вынудили бойца взять в кредит еще 650 тысяч рублей «для страховки основной суммы». Мать парня уверена, что во время лечения сын находился под действием обезболивающих препаратов, не пришел в себя после травмы и не мог критически оценивать происходящее. Чтобы предотвратить подобные ситуации, она считает нужным проводить с бойцами беседы, которые помогут сохранить заработанные средства.

Мошенники сняли со счета деньги военнослужащего из Хабаровска. Банковскую карту с 1 280 тысячами рублей на счету мужчина оставил дома супруге с ребенком и вернулся в зону СВО. Вскоре его жене стали поступать звонки и сообщения с угрозами. А после со счета пропали все деньги. В ходе следствия стало понятно, что средства были переведены на три разных счета в российских банках, затем деньги «уплыли» на иностранные электронные биржи. Интересен тот факт, что никто из супругов не делился ни с кем личными данными и не терял свои гаджеты. Каким образом мошенникам удалось обхитрить владельцев денег, неизвестно. Расследование продолжается.

В Пермском крае аферисты обманом похитили деньги у пожилых родителей погибшего бойца. Фейковые работники банка позвонили матери и предупредили, что якобы кто-то пытается воспользоваться их деньгами – страховым возмещением и единовременным пособием по факту гибели сына – для оформления крупного кредита. Чтобы обезопасить средства, ей предложили перевести их на «страховые счета». Женщина обналичила деньги и сразу положила их на указанные расчетные счета. Затем под предлогом возврата средств ее вынудили взять крупный кредит. Эмоции помешали объективно оценить происходящее, и родители Артема собственноручно передали 12,5 миллионов рублей в руки мошенникам. Сейчас отец и мать погибшего участника СВО уверены, что здесь не обошлось без преступной утечки информации: звонок злоумышленников поступил им сразу после перевода денег на счет. Ведется следствие.

изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Фото:изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0

К сожалению, у мошенников нет ничего святого, и они пользуются нестабильным эмоциональным состоянием убитых горем родителей, потерявших детей, и ребят, раненных в ходе СВО. Полагаем, что сопровождение таких категорий граждан должно быть особым. Надеемся, что эту функцию реализует Фонд «Защитники Отечества». Сложно сказать, как мошенники мгновенно узнают и реагируют на факт поступления денег на счета — с этой проблемой работают все государственные органы, эксперты и профессиональное сообщество. В условиях цифровизации, развития технологий, одновременно с облегчением клиентского пути расширяются и возможности обмана граждан, отношение которых к финансовой гигиене все еще требует улучшения.

Наши специалисты напоминают, как отличить мошенников:

  • вам поступает звонок, сообщение в мессенджер или письмо на почту с целью эмоционального воздействия;
  • вас пугают возможной потерей средств;
  • просят сообщить персональные данные;
  • настаивают на быстром принятии решений.

Если мошенникам удалось убедить вас сотрудничать с ними, то:

  • срочно отмените транзакцию, воспользовавшись личным кабинетом или приложением банка;
  • свяжитесь с банком по горячей линии, набрав номер вручную, и настаивайте на консультации сотрудника службы безопасности;
  • далее по порядку следуйте алгоритму действий;
  • подайте заявление в полицию в ближайшем отделении или на сайте МВД вашего региона в разделе «Обращения», после чего получите талон.

Если ваш банк не помог в разрешении ситуации, идите выше — обращайтесь в Центральный Банк Российской Федерации. И помните: при добровольной передаче платежных данных посторонним лицам банк не несет ответственности за произошедшее.

Автор:Алла ХРАПУНОВА
Читайте нас: