Поэт Айдар Хусаинов и школьники
Все новости
НАУКА
17 Июля , 10:00

Трансформация образов национальных героев. Часть шестая

Векторы мемориально-символического позиционирования на материале Башкортостана в межрегиональном контексте. Монография

Фото ИА «Башинформ» Памятники тархану Алдару батыру Исекееву
Памятники тархану Алдару батыру Исекееву Фото: Фото ИА «Башинформ»

Гражданское почитание тархана Алдара батыра Исекеева

Симптоматичен получивший краткий, но показательный резонанс на федеральном информационном уровне кейс мемориального комплекса (кенотафа) башкирского национального героя тархана Алдара батыра Исекеева, старшины Бурзянской волости, выдающегося государственного деятеля Российской Империи первой половины XVIII века, предводителя последнего удачного башкирского восстания 1705–1711 гг., установленного на территории Бурзянского района Республики Башкортостан .

Изначально объект был сооружен как кенотаф – символическая могила Алдар-батыра, так как место его захоронения неизвестно. На торжественном открытии комплекса выступили глава Бурзянского района Газиз Манапов, мюршид джамаата хакканитов Салават Кильдин, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан (в 1995–2005 гг.) Халяф Ишмуратов.

Источником для реакции на федеральном уровне послужил паблик «ВКонтакте» и ТГ-каналы «Русская Башкирия», «Многонационал», в том числе канал Егора Холмогорова. Председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений В. Зорин прокомментировал ситуацию «Клубу регионов», отметив, что установка памятников и памятных знаков находится в компетенции органов местного самоуправления, которые отвечают за то, что происходит на их территориях. Вместе с тем Зорин заметил, что история полна противоречивых личностей, которые оказывали разное влияние на сохранение народного единства и проявление сепаратистских настроений. Политолог Дмитрий Михайличенко в комментарии упомянутому «Клубу регионов» заявил, что башкортостанские власти пытаются использовать образ Алдара Исекеева для противопоставления культу Салавата Юлаева. Также он объяснил резкую реакцию русского национального движения тем, что «русский националистический дискурс ориентирован на полное отрицание всего нерусского и агрегирован на то, чтобы россияне агрегировали в себя все русское, а все нерусское растворилось».

Экспертиза объекта была поручена Институту стратегических исследований Республики Башкортостан в части согласования текста надписи на мемориальной доске, установленной на вышеназванной стеле. Дословный перевод третьего куплета:

 

«Башкиры мои! Завещание мое: Будьте едины!

Свобода не дается человеку как нечто готовое,

Нужно ее завоевывать как беркут!»

 

В действительности памятники Алдару батыру – явление в Башкортостане не новое: нам известно, как минимум, три памятника этому герою. Его именем названа главная улица в поселке Жуково Уфимского района. И ни разу акт гражданского почитания башкирского батыра не вызывал никакой негативной реакции со стороны общественности – за полным отсутствием реальных исторических либо этнополитологических к тому оснований. Однако в данном конкретном случае нами выявлены две деструктивные составляющие. Первая – это неадекватная реакция ресурса «Русская Башкирия» и далекого от местных реалий «военкора» Руслана Осташко. Вторая – провокационные аспекты вмешательства в гражданское почитание Алдара Исекеева неоосманитского джамаата Хакканийя. Дело в том, что кампания по установлению кенотафов и мемориальных комплексов конструируемым ими «башкирским аулия», которыми ими объявляются как выдуманные персонажи типа «башкирских сахабов», так и вполне реальные и почитаемые башкирским народом исторические деятели, запланирована и реализуется хакканитами давно. Причем зачастую с самыми скандальными результатами. Этот замысел реализуется планомерно, в единстве архитектурного стиля (достаточно сравнить кенотафы Алдару Исекееву и, к примеру, тем же «башкирским сахабам» на Нарыс-тау). Наиболее конфликтным являлся упомянутый мемориал на горе Нарыс-тау в Миякинском районе, где археологический комплекс, известный в народе как «могила Идукая» (легендарного героя башкирского эпоса «Идукай и Мурадым», башкирской версии ногайского эпоса «Эдиге», прототипом которого являлся основатель Ногайской орды Едигей), был объявлен хакканитами «могилой сахабов», там поставили кенотаф, организовали паломничество к нему. Кампания была весьма резонансной – для ее легитимации было организовано посещение новоявленного «места силы» лидером международного джамаата Хакканийя шейхом Мехметом Адилем Хаккани аль-Раббани и даже Верховным муфтием ЦДУМ Талгатом Таджутдином. Это вызвало яростную полемику со стороны всех просалафитских и ряда иных просуфийских джамаатов, а также критические суждения экспертного сообщества. Поэтому конфликт вокруг образа Алдара Исекеева далеко не первый в ходе указанной и явно долгосрочной кампании башкортостанского джамаата Хакканийя по установке сети подобных кенотафов «аулия», эти конфликты вполне системны и прогнозируемы.

Несмотря на явно несправедливый и вызывающий тон нападок на образ Алдара Исекеева военкора Осташко и русских националистов, следует признать их правоту в одном аспекте. «Удивляет полное отсутствие упоминаний о том, что Алдар вообще-то был русским воином и государственным деятелем, героем взятия Азова и дипломатом» [1]. «И, наконец, самое важное и показательное. На памятнике ничего не сказано про службу Алдара “Белому царю”. Есть про то, как он храбро боролся за свободу башкирского народа. И ещё там сказано, что он шахид на пути Аллаха» [2]. Перевод на русский язык, выполненный работниками Института стратегических исследований ГБНУ Академия наук Республики Башкортостан, свидетельствовал о наличии стилистических, пунктуационных и орфографических погрешностей в башкирском тексте на стеле. Заключение Института российской истории РАН № 2115.4-40 от 03.08.2022, может послужить основой для надписи, которую планируется разместить в рамках мемориального объекта, в качестве дополнения к стеле в честь башкирского национального героя тархана Алдара-батыра Исекеева. Рекомендации по кейсу кенотафа Алдара-батыра были просты. Сам текст, при всех своих отмеченных выше недостатках, не несет в себе нарушений, и при наличии в мемориальном объекте исчерпывающей исторической информации о героическом прошлом Алдара Исеекева, представленной с соблюдением указанных выше условий, полностью освобождается от любых дискуссионных коннотаций.

Соответственно, для купирования конфликта достаточно было добавить в композицию объективные сведения о подвигах Алдара батыра на службе Российской империи, в соответствии с уточненным статусом мемориального объекта как стелы. Повышение юридического статуса объекта обуславливает применение к нему закона о государственных языках РБ, соответственно, необходимость дублировать все тексты на стеле на башкирском и русском языках. Такая рекомендация обоснована также государственным значением воспитательной патриотической функции гражданского почитания Алдара Исекеева, и, наконец, туристическим аспектом проблемы, необходимостью сделать памятник максимально информационно доступным для всех граждан вне зависимости от степени владения любым из государственных языков РБ. Представление об этой выдающейся исторической личности, пользовавшейся репутацией непревзойденного бойца, сильного военачальника, народного лидера и удачливого дипломата, достаточно полно изложено в письме директора ИРИ РАН проф. Ю. А. Петрова от 23.08.2022, направленном в Федеральное агентство по делам национальностей России. В нем, в ответ на запрос ФАДН от 16.08.2022 г., историками ИРИ РАН сформировано заключение о деятельности лидера башкирских восстаний XVIII века Алдара Исекеева. Чтобы отдать дань уважения выдающемуся отечественному тюркологу, профессору В. В. Трепавлову, составившему данное Заключение, приведем практически полностью.

«Алдар Исекеев (Алдар-батыр Исянгильдин) может расцениваться как одна из наиболее ярких фигур в истории башкирского народа, а также в истории Российской империи первой половины XVIII века. ...Первыми эпизодами такого рода, заложившими основу для увековечения памяти о нем в башкирском фольклоре, были его действия во время второго Азовского похода Петра I 1696 г. Тогда по требованию турок перед началом осады Азова ее исход должен был решить богатырский поединок. С российской cтopоны поединщиком был назначен Алдар Исскеев, который одолел в cxватке черкесского воина, выставленного от османского войска. Через некоторое время возглавляемый им отряд башкирских конников в налете на турецкий лагерь добыл “языка”, который оказался ценным информатором. Чepeз несколько дней деморализованные турки сдали крепость царю Петру, который наградил Алдара золотой саблей. Башкирский тархан принял заметное участие в кампании по принятию в российское подданство Младшего жуза (территория современного Западного Казахстана) в 1730–1731 гг. Он встречал посланцев казахского хана Абулхаира, входил в состав российского посольства в Младший жуз и, будучи близким к кочевым партнерам по переговорам в культурном, языковом и религиозном отношениях, немало способствовал территориальному расширению империи в восточном направлении. Правительство и на этот раз высоко оценило его вклад. Указом императрицы Анны Иоанновны от 1733 г. Алдар был вновь награжден именным оружием, а его персональное почетное тарханское звание объявлялось наследственным – переходящим к его потомкам. Стойкая память о добровольном присоединении и царских пожалованиях приводила башкир к убеждению в одностороннем нарушении правительством своих давних обязательств. Такое пренебрежение привычными и узаконенными нормами болезненно воспринимались в массовом сознании. Вместе со злоупотреблениями чиновников оно вызвало всеобщее негодование башкир и череду их восстаний. В этих повстанческих движениях первых десятилетий XVIII века лидирующую роль играл Алдар Исекеев. Под напором массового протестного подъема власти были вынуждены отменить податные и прочие нововведения, наиболее болезненные для населения. В целом, Алдар Исекеев по праву занимает выдающееся место в исторической памяти башкир. Представляется оправданным сохранение памяти о нем, в том числе, в виде мемориальных сооружений. При этом текстуальное оформление таких мемориалов нуждается в исторической и филологической экспертизе – во избежание неоправданного акцентирования на одних сторонах биографий исторических деятелей и замалчивания других». Этнополитологический анализ показывает, что возникшие по поводу стелы дискуссии в СМИ утихли после разъяснений со стороны проф. В. В. Трепавлова.

_______________

[1] Мельников М. Шахид, которого не было: Во Всемирном банке придумали «освободителя Башкирии» // Царьград. 16 Августа 2022. URL.: https://tsargrad.tv/articles/shahid-kotorogo-ne-bylo-vo- vsemirnom-banke-pridumali-osvoboditelja-bashkirii_606039 Дата обращения: 25 ноября 2024 г.

[2] Осташко Р. Зачем Башкирии памятник борцу с имперской Россией? // Русская линия. 16.08.2022. URL.:https://ruskline.ru/news_rl/2022/08/16/zachem_bashkirii_pamyatnik_borcu_s_imperskoi_rossiei?y sclid=m822xtd1v257837779 Дата обращения: 25 ноября 2024 г.

 

Продолжение следует…

Автор: Азат БЕРДИН
Читайте нас: