Ярким же примером использования навыков каллиграфии может послужить эксперимент крупнейшей японской компании, занимающейся выпуском бытовой и профессиональной электроники. В 80-х годах, переходя к нанотехнологиям, компания на протяжении 10 лет проводила эксперимент в разных странах, цель которого была – поиск методик для подготовки специалистов будущего разных направлений. Собранные данные потрясли организаторов: заявленным требованиям максимально отвечали соискатели, обладавшие навыками каллиграфии.
В результате компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Эксперимент послужил примером для многих крупных фирм Японии, которые теперь приглашают в обеденный перерыв сенсеев [1], и те по полчаса в день занимаются каллиграфией с сотрудниками. Руководители компаний находят это занятие полезным, как для здоровья, так и для развития творческого потенциала специалистов. Вряд ли найдётся тот, кто будет оспаривать пальму первенства у японцев в работоспособности и креативности в области инновационных разработок, само собой разумеется, заслуга каллиграфии здесь лишь отчасти.
Каллиграфия укрепляет волевые качества, которые японцы называют «корнем характера», поэтому более 15% населения государства каллиграфией занимаются с 3 лет. Японская каллиграфия включена в состав практик одной из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма – дзен [2]. На Востоке, в Японии и Китае, каллиграфия сегодня преподаётся в школе наравне с рисованием, а среди самураев она сравнивалась с пятым видом боевого искусства. Таким отношением жители этих стран показывают бережливость к собственной истории, традициям, духовному и физическому здоровью нации.
Проведённый в рамках научной работы школьника эксперимент показал, что каллиграфическая правильность почерка достигается при условии, что каждая буква выписывается точно, ровно и аккуратно, это даёт возможность увидеть текст в верном каллиграфическом варианте, чёткости и устойчивости почерка. Опрос среди школьников и учителей ознакомил со следующими цифрами: 54% респондентов не удовлетворены личным почерком; 63% респондентов уверены, что учителя не довольны их почерком; 71% участников опроса не понимают собственное написанное; 89% респондентов отдают предпочтение работе с печатным текстом; 43% участников считают, что уроки чистописания нужно ввести в школьное расписание; 92% учителей почерком учеников не довольны; 84% педагогов не снижают оценку за плохой почерк, учителя русского языка и литературы 16% снижают оценку при контрольном списывании за плохой почерк; 69% педагогов убеждены, что уроки чистописания необходимо вернуть в школьное расписание.
Если ставить вопрос о целесообразности и обоснованности введения каллиграфических навыков с малых лет и овладение им, не это ли прямое доказательство наличия лекарства от наболевшего и актуального. Поскольку почерк – показатель не только наших внешне проявляемых характеристик индивидуальности, но и внутренних, основанных, как на проработанной мысли, так и на проявлении скопившихся несогласий характера, поведенческой линии, темперамента, наклонностей, различных качеств, вкусов, стремлений, показатель здоровья, состояния духа и многого другого. А если перефразировать известное высказывание, можно получить весьма актуальное – «Покажи мне свой почерк, и я расскажу о тебе».
«Даже в этом мелком и убористом почерке, каким писал Прохор Сазоныч, чувствовалась твёрдая рука настоящего дельца, каким он и был в действительности» [3], так Д. Н. Мамин-Сибиряк описывал одного из своих литературных героев, но это живой пример того, как наше письмо обличается миром, раскрывается наше внутреннее содержание, эксклюзивность, наличие культуры или её отсутствие. Учитель же, проявляя большое внимание к детям в период обучения письму, тем самым участвует в формировании навыка и развития его личностных качеств. И появляется первый показатель – графический, который не только знакомит с умеющим живописать буквы, слоги, слова и предложения, но и с уровнями сформированности его отдельных черт и качеств.
Теперь же, в эпоху развития цифровых технологий, когда великий соблазн Интернета увлекает разум школьника, предоставляя свободный доступ в свою кладезь всевозможных знаний, развлечений и игр, лишая тем самым мотивации учиться красиво и аккуратно писать, каллиграфия предстаёт утомительным вайбом [4].
Тем не менее, находятся люди, которые не дают ей умереть окончательно и пытаются возродить сначала, как вид искусства, а затем, как необходимую основу образования, причём важную не только для детей, но и для взрослых. По словам доктора биологических наук и кандидата медицинских наук Валерия Слёзина, выявление физиологических закономерностей, связанных с изучением и освоением каллиграфии, – уникальное направление, где можно прийти к неожиданным и серьёзным результатам. Здоровый красивый почерк школьника свидетельствует о его здоровом эмоциональном состоянии, а сегодняшние каракули в школьных тетрадях должны заставить задуматься тех, от кого зависит формирование почерка. Работу над качеством начертания букв и чёткостью почерка нужно проводить системно, на протяжении всего периода обучения.
Аккуратность ведения тетради, соблюдение правил чистописания – маяк для всех учителей. А воспринимая каллиграфию не только, как микс науки и искусства, но и не утратившего эпохальности для образовательного учреждения процесса, стоит призадуматься о способности его положительно сказаться на здоровье школьника, и отразиться на его будущем.
Быть может, стоит пересмотреть своё отношение к формированию подхода к гигантскому потенциалу каллиграфии, как источнику необходимого условия успешного обучения в современной школе, не забывая о серьёзности применения её другими странами?
– Работая над данным проектом, хотелось не просто привлечь внимание школьников и учителей к проблеме письма, а показать, что заниматься каллиграфией важно. Каллиграфия – это мастерство, не потерявшее своей значимости для всего общества в целом. Сохраняя наследие предков, мы защищаем собственное здоровье и обеспечиваем будущее развитие страны… – закончил своё выступление школьник.
Тема важная и нужная, какова же оценка жюри? – «Сертификат участника». Пальма первенства осталась за мультипликацией, играми и ребусами.
– Значит, это никому не важно… – вздохнул маленький лектор.
Стоит ли говорить о масштабном, глобальном, когда объективность тонет в лоббировании интересов определённой школы? Действительно, кому нужна каллиграфия…
Кази-Ахмад – «Трактат о каллиграфах и художниках»
Отрывок
О, ты, который хочешь стать мастером в письме,
Стать людям приятным и другом,
устроить край письма своим местопребыванием.
Чтоб весь мир знал тебя,
тебе следует оставить покой и сон,
и это надо сделать со времени молодости;
голову о бумагу как колом тереть,
день и ночь от этой работы не отдыхать,
отказаться от своих желаний,
отвернуться от страсти стяжательства и алчности,
бороться также с плотскими страстями,
рубить шею плохим страстям,
дабы ты знал, что такое малая священная война,
что такое обращение к великой.
То, что считаешь невозможным для себя,
этим никого не должен ты оскорбить.
Берегись, я сказал тебе, не обижай душу,
так как от обижающего душу истина отвращается.
Сделай своим постоянным занятием довольство и послушание,
не будь ни одного часа нечистым,
всегда признавай необходимым отстранение
от лжи, вожделения и клеветы.
Удаляйся от зависти и завистливых людей,
так как от зависти происходит для тела сто несчастий.
Не имей в обычае козней и плутовства,
не избирай нехороших свойств.
Всякий, кто от плутовства, козней и лицемерия
очистился, стал мастером в письме.
__________________
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Сенсей (яп. 先生 сэнсэй, букв. «рождённый раньше», «прежде рождённый», «старший») – японское вежливое обращение к учителю, врачу, писателю, начальнику или другому значительному лицу или значительно старшему по возрасту человеку. В Китае – сяньшэн – официальное вежливое обращение «господин».
[2] В широком смысле дзэн – это школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии, имеющая свою национальную специфику и пришедшая из Китая в конце XII века.
[3] Д. Н. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо, 1884.
[4] Вайб (от англ. vibe «вибрация») – настроение или атмосфера, может создать человек, место или ситуация.