«В букве и в письме была заложена великая воспитательная сила, приёмы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции» – скажет П. Лихтейн [1]. Неуловимая пульсация – свойство человеческого глаза, отвечает нажиму перьевой ручки, при этом письменный процесс в гармонии с физиологической спецификой человека. Пропись же безотрывная, входит в конфликт с ритмом зрительного анализатора, а организм при этом вынужден дополнительно и избыточно вовлекать в работу как глазные мышцы, так голову, мышцы верхнего плечевого пояса и других частей тела. Поэтому некрепкий организм школьника эти нагрузки воспринимает негативно. Замена перьевой ручки на шариковую в начальной школе стала механизмом, подавляющим развитие ребёнка, способствуя возникновению изометрических [2] нагрузок, негативно влияющих на психофизическое здоровье. Прославленный российский учёный В. Ф. Базарный [3] констатировал факт: использование шариковой ручки приводит не только к утомлению, но и к нарушению осанки. Сравнив почерк при применении шариковой ручки и пера, пришёл к выводу: «В процессе письма перьевой ручкой ребёнок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой усилию придан режим постоянной мышечной напряжённости, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики» [4].
Ещё в начале 1990-х годов ленинградские учёные проводили сравнительный анализ динамики уровня психомоторного напряжения в процессе овладения безотрывным письмом с постоянным усилием – шариковой ручкой, и импульсно-нажимным письмом – перьевой. По истечении 1 учебного года оказалось, письмо шариковой ручкой, несмотря на выработанный графический автоматизм, напрягает детские мышцы в большей степени: они склоняются над тетрадью при использовании шариковой ручки и сжимаются. От сильного сдавливания кончика ручки, пальцы одних детей вскоре немели, а у других напряжение вызывало приостановку дыхания, либо оно становилось поверхностным и прерывистым, с совершенно искажённым ритмом.
Академик Г. Н. Сердюковская [5] отмечает, что некоторые испытывали боль в области шеи, плеча и сердца, а 80% шестилеток жаловались на усталость. При письме шариковой ручкой у детей быстрее нарастали признаки утомления, в большей степени понижалась электрокожная проводимость [6]. У 37% выявились высокие показатели слабости. Учёные отметили, что 99,7% выпускников школ уже не имеют 100 % здоровье. Такое расшатывание детского организма берёт свой старт в самом начале овладевания навыками письма. Учёные обратили внимание: большее старание детей вызывало непомерное напряжение, моторная система начинала испытывать состояние сковывающего тонического спазма; чем больше они склонялись и ускорялось утомление, падала психомоторная способность. У детей же, овладевших навыками перьевого письма, которое ритмично сопровождалось усилием и расслаблением, напряжённо-тоническая динамика выражалась в меньшей степени, а электрокожная проводимость достоверно не менялась. На утомление жаловались меньше.
При использовании шариковой ручки, в течение учебного года, не отмечалось, что письмо перьевой ручкой вызывало рост чувства зрительно-ручной координации [7]. Не это ли доказательство того, как письмо пером, с его ритмом пластичных усилий и расслаблений, способствует росту ненамеренного автоматизма, а также развитию рандомных движений и действий, приводящих к меньшему повреждающему воздействию, развитию систем организма по параметрам остроты зрения, степени функциональных возможностей центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, состоянию осанки и т. д. Учёные отметили большой интерес и увлечённость детей навыками перьевого письма.
Методика успешно применялась к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы, результат – улучшение эмоционального фона. Испытание каллиграфией положительно сказалось на способности к логике, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; крепла память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у детей с болезнью Альцгеймера [8].
Современные медицинские исследования доказывают, что каллиграфия – подлинно лекарственное средство: регулярные занятия помогают понизить кровяное давление, уменьшается мускульное напряжение, замедляется пульс. Каллиграфическое письмо – процесс, влияющий на физическое и психическое здоровье, стимулирующий работу мозга и воображения, развивающий мышцы рук и восстанавливающий дыхание.
Потому-то современные учёные сравнивают упражнения в каллиграфии с гимнастикой цигун [9], которая «изменяет телосложение, двигает суставы»: положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, такое же правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером. Это не только служит упражнением нервов и тренировкой мышц рук, но и приводит в движение все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги, восстанавливает дыхание.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение [10]. Долголетнее изучение процесса письма привели профессора Генри Као [11] к смелому выводу: практически все болезни можно вылечить каллиграфией [12].
_____________
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Пауль Карлович Лухтейн (Люхтейн, 1909−2007, Эстония) – советский и эстонский художник, иллюстратор, каллиграф, профессор.
[2] Изометрические или статические – это нагрузки, при которой мышца (или мышцы) напрягается, но не сокращается – движения не сохраняют.
[3] Владимир Филиппович Базарный (0.05.1942 – 10.01.2022) – российский учёный, педагог, доктор медицинских наук; Почётный работник общего образования РФ. Разработчик нового направления в науке и образовании – здоровье развивающей педагогики. Автор собственной педагогической системы Базарного, в разной степени использующейся сегодня в большинстве регионов России. На государственном уровне развивающие здоровье технологии Базарного внедряются в Республике Азербайджан.
[4] В. Ф. Базарный. Методика и методология раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Часть III. М. 1995
[5] Галина Николаевна Сердюковская (1921 – 2004) – советский и российский медицинский функционер и учёный-гигиенист, доктор медицинских наук, профессор, академик АМН СССР (1980; член-корреспондент с 1975).
[6] Электрокожная проводимость (ЭАК), ранее называлась кожно-гальваническая реакция (КГР) – биоэлектрическая реакция, которая регистрируется с поверхности кожи.
[7] Развитие координации «глаз-рука» подразумевает установление синхронности движения глаз и рабочей руки, совершенствование моторной и зрительно-моторной координации.
[8] В силу возраста соискателя, теоретическое исследование научной работы основано на данных исследований В. Ф. Базарного, Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. М. 1995
[9] Цигун – это комплексы традиционных упражнений, возникших на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик.
[10] Юань Пу, Каллиграфия и здоровье.
[11] Као Генри Ш. Р. Гонконг. Каллиграф, доктор наук, почётный профессор психологии университета Гонконга, профессор психологии университета Сунь Ятсен (Гуанчжоу, Китай).
[12] Као ХШР. Китайский каллиграфический почерк (CCH): наука о здоровье и поведенческой терапии. Int. J Psychol. 2006;41(4): 282–286. Исследование: Китайский каллиграфический почерк (CCH): случай реабилитационного пробуждения пациента в коме после инсульта.
Окончание следует…