Полёт «Бурана»
Все новости
НАУКА 3.0
17 Декабря 2021, 15:00

К тайнам подземелий царя Плутона. Часть первая

Хорошо было ученым древности! Точных ответов с них никто не требовал – да, пожалуй, в те времена она и не особенно была нужна, эта точность.

Например, индийские мудрецы так определяли понятие «вечность». «Видишь за рекой Ганг эту гору? Представь, что она состоит их чистого алмаза. Раз в тысячу лет на ее вершину прилетает ворон и точит свой клюв. Так вот, когда будет им источена вся гора, это и будет только одной секундой вечности».

Давайте пройдемся неспешно по материалам «каменных документов» вглубь веков. Заглянем в прошлое Земли и человечества, хранимое в пыльце давно исчезнувших растений, в останках птиц и рыб, оставивших окаменевшие отпечатки своих тел в толще горных пород, в рисунках древних людей, обнаруженных в пещерах в разных частях света. Попробуем, как сумеем, более-менее точно дать ответ на вопрос: когда и где было засвидетельствовано появление прародителя человека? Какие свидетельства его жизни и творчества хранит бесконечный мрак пещер? Вспомним легенды, небылицы и факты, связанные с властителем подземного мира, именуемым греками царем Плутоном…

…Конец XIX и начало XX веков ознаменовались любопытными находками. Первую из них сделал голландец Дюбуа, который в 1891–1893 годах обнаружил на острове Ява костные останки древнего человека. Другая находка была сделана в 1927 году ученым Дэвидсоном Блэком в пещере, расположенной в 50 километрах от Пекина, – он нашел останки предка человека, названного синантропом. Эти находки, несмотря на дискуссии ученых-палеонтологов, стали несомненным доказательством общности человека и обезьяны, позволили утверждать, что в последние один-два миллиона лет на Земле обитало несколько человеческих рас, связанных постепенными эволюционными переходами. По всей вероятности, первым нашим предком можно называть питекантропа, который оставил о себе память в виде грубых изделий из костей животных. Синантроп обладал большим мозгом, его орудия были более тщательно обработаны, а в некоторых участках захоронений была обнаружена зола – значит, прачеловек того времени уже пользовался огнем и умел его поддерживать, хотя еще не научился его добывать.

В пещерах, открытых в более позднее время в местечке Неандерталь в Германии, а затем в пещерах Франции, Италии, Африки и Индонезии, были найдены останки людей, получивших название неандертальцев. В 1925 году в Крыму, в пещере Киик-Коба, удалось найти его полный скелет. Неандертальцы уже обладали целым рядом признаков более высокой эволюции по сравнению с ранее жившими питекантропами и синантропами.

Шли века, и эволюция делала свое дело: в борьбе с природой формировалось мужество древнего человека, рождались воля к победе и стремление к жизни. Но главное – развивался разум человека.

Человека всегда влекли пещеры. Причин тому было немало. Пещеры давали древним людям кров и защиту от животных. В них спасались не только от непогоды и стихийных бедствий, но и в период междоусобных войн. Поэтому к пещерам древние люди относились благоговейно, порою совершая в них ритуальные обряды, создавая о них легенды и мифы.

Хотя первые научные исследования пещер проводились еще триста лет назад, наука о них сформировалась только в конце XIX века. Называется она спелеология, то есть пещероведение («спелейон» по-гречески – «пещера»). Эта наука тесно связана со многими другими: геологией и гидрогеологией, археологией и биологией, не говоря уже о географии. Но спелеологией заинтересовались не только ученые, но и спортсмены – спелеологи. Именно они, обладая техникой альпинизма, скалолазания, подводных погружений и многими другими необходимыми профессиональными навыками, стали открывать и изучать полости пещер, недоступные неподготовленным людям. Так что спелеология – ключ ко многим тайнам, скрытым от человеческого взора под землей.

Пещеры порою играют самую неожиданную роль в хозяйственной жизни человека. Они могут использоваться как уникальные хранилища продуктов питания, быть убежищем на случай катастроф. А еще – бесценными кладовыми полезных ископаемых, вплоть до урановых руд. В Южной Африке древние пещеры, некогда заполненные водой, оказались как бы естественными обогатительными фабриками: осевшая в них глина была буквально перемешана с алмазами. Значительную часть добываемой в мире нефти извлекают из закарстованных горизонтов – из залитых нефтью пещер. Во многих из них под большим давлением находятся залежи газа. Известно, что главными и постоянными обитателями пещер являются летучие мыши. Их помет добывается в пещерах Америки и Кубы и реализуется как прекрасное удобрение.

Но кроме всего прочего пещеры – это еще и удивительные естественные биологические лаборатории. Ученые изучают в них животных, ушедших под землю от солнца, сохранивших в себе черты древней, уже исчезнувшей на поверхности жизни. И наконец, пещеры – это необъятный археологический заповедник, в котором хранится огромное количество памятников древней культуры. Наверное, поэтому пещеры для нас – это музеи подземного царя Плутона, стерегущего свои тайны и открывающего их только посвященным людям.

Я не отношу себя к спелеологам, хотя некоторые пещеры не только впервые найдены и описаны мною, но и названы моим именем. Я географ, ученик геолога, профессора, доктора геолого-минералогических наук Георгия Вахрушева и геоморфолога Ивана Кудряшова. Одна из курсовых моих работ по геоморфологии называлась «Неизвестные пещеры Башкирии». В ней я дал описание ряда найденных мною пещер: Атышской, Сифонной и Заповедной (в которой обнаружены черепа пещерных медведей), пещеры имени Валерия Насонова, найденной мной в горе Рудной на Воробьиных горах, а также ряда других пещер, обнаруженных в пещерном логу на отроге хребта Каратау.

Согласно реестру пещер, составленному спелеогеоморфологом Юрием Соколовым, на территории Башкортостана учтено более 1000 пещер. Но среди них особенно выделяется пещера Шульган-Таш (или Капова пещера), получившая мировую известность после того, как в 1959 году научным сотрудником Башкирского государственного заповедника А. Рюминым в ней были обнаружены наскальные рисунки людей времен палеолита…

 

КАК СОЗДАВАЛАСЬ «ЖЕМЧУЖИНА УРАЛА»

В начале лета 1972 года в Башкирский областной совет по туризму и экскурсиям поступило письмо от известного кинорежиссера и оператора, народного артиста РСФСР, основателя телевизионного «Клуба кинопутешествий» Владимира Адольфовича Шнейдерова. В своем письме он сообщал, что на следующее лето намерен приехать к нам в республику для съемки документального кинофильма о всемирно известной пещере Шульган-Таш (Каповой) и красотах реки Белой. Просил подыскать ему грамотного туриста, который бы знал Белую и пещеру, владел навыками фотографии и имел представления о требованиях, предъявляемых к производству документального кино. Выбор пал на меня. К тому времени я экстерном окончил географический факультет БашГУ, выполнил норматив мастера спорта СССР по туризму, а мой кинофильм «Башкирия – страна яшм» стал дипломантом Всесоюзного конкурса любительских кинофильмов, проводимого Министерством народного образования СССР в рамках Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина – СССР». Этот кинофильм поделил первое место с кинофильмом, снятым киностудией Ленинградского дома пионеров и школьников.

К тому же еще в 1964 году, когда я работал старшим инструктором на уфимской турбазе «Здоровье», я принимал непосредственное участие в подготовке археологической экспедиции по исследованию пещеры Шульган-Таш. Возглавлял ту экспедицию Отто Николаевич Бадер – профессор, доктор исторических наук, человек с мировым авторитетом в области археологии. Именно он должен был возглавить научную работу предстоящей в 1973 году новой археологической экспедиции.

Моя кандидатура, представленная Областным советом по туризму и экскурсиям, была одобрена Шнейдоровым, и меня включили в состав съемочной группы. Я был несказанно рад – мне воочию предстояло познакомиться с творческой работой великого мастера документального кино!

Все шло как по маслу. Была куплена полупрофессиональная кинокамера «Красногорск-3», кинопленка «Орвохром», что в то время было сделать чрезвычайно трудно. Стали готовиться и мои помощники – туристы старших классов школы. Наступал 1973 год – год томительного ожидания киносъемки.

Последняя предновогодняя телепередача «Клуба путешественников» завершалась добрыми пожеланиями счастья, здоровья и творческих успехов, переданных всем слушателям «Клуба» Владимиром Шнейдеровым, – эти пожелания мы с ребятами приняли и в свой адрес. Но, увы, через несколько дней, в самом начале января 1973 года, Шнейдерова не стало. Ушел из жизни великий человек, великий кинодраматург-путешественник, оставивший о себе светлую память своими творениями – документальными кинолентами, рассказывающими о многочисленных, порою почти неизвестных уголках нашей Родины и земного шара.

В связи с кончиной Шнейдерова сценарий будущего кинофильма был переигран и урезан. Рассказ о реке Белой и ее красотах вошел в него лишь эпизодически. В результате переписки с киностудией «Центрнаучфильма» выяснилось, что основное внимание предстоящей киносъемки будет уделено непосредственно наскальным рисункам пещеры Шульган-Таш, истории их открытия, формированию полостей пещеры и натечных образований, уничтожаемых «варварами от туризма». Надобность в моих услугах как проводника по реке Белой отпала. Новым режиссером фильма был назначен А. Соколов, работник Свердловской киностудии документальных фильмов, обеспечивать подготовительные работы и безопасность экспедиции взялись спелеологи Свердловска.

Несмотря на это, мы с ребятами с нетерпением стали ждать июня (когда должны были начаться съемки) в надежде хоть краем глаза увидеть в свете юпитеров манящую полость пещеры с рисунками первобытных людей. Время шло…

…В туристскую «Мекку», село Старосубханкулово, обычно называемое Бурзян, мы прилетели на самолете и сразу попали на праздник сабантуй, народный праздник плуга.

Сабантуйная поляна жила своей кипучей жизнью: ржали кони, вырывая из рук наездников узду, слышались ободряющие, старающиеся перекричать друг друга голоса болельщиков национальной борьбы куреш. Болельщики что есть сил подбадривали схватившихся на поясах борцов, а те, чувствуя поддержку жителей своего аула, старались изловчиться, оторвать соперника от постеленного под ноги ковра и бросить его наземь.

У башкир сабантуй – это не просто праздник окончания посевных работ. Его значение значительно шире, на нем встречаются родственники, друзья в самом широком понимании этого слова. Здесь состязаются в удали, силе, сноровке, юморе – то в тазу, доверху залитом кислым молоком, погружая в него лицо, вылавливают брошенную монету солидные люди, то валятся с хохоту зрители, наблюдающие за бегом в мешках…

На бурзянских сабантуях меня, как и всех присутствующих, поражала ловкость одного участника, который ежегодно добывал главный приз в лазании по шесту. Обычно мужчина терпеливо ждал своего часа, с усмешкой поглядывая на молодых джигитов или сорванцов-мальчишек, пытавшихся добраться до заветного приза (призом могла быть пара хороших сапог или иной не менее ценный предмет), – а потом сам подходил к гибкому и гладкому 12-метровому шесту. Скидывал верхнюю одежду и обувь, оставаясь в одних спортивных брюках, а потом, ухватившись за нижнюю часть шеста, легко перевертывался вниз головой – и вот так, вверх ногами (!), поднимался до самой макушки шеста, брал закрепленный приз и так же вниз головой спускался на землю. На это представление (иначе и не скажешь) стекался народ со всей сабантуйной поляны.

Но представление представлением, а дело – делом. Здесь же, на сабантуе, мы встретились с профессором Отто Николаевичем Бадером. Он сообщил, что съемки фильма под названием «Жемчужина Урала» уже начались. Руководит съемкой режиссер Соколов, а сам Бадер здесь, в Бурзяне, по делу: надо решить с местным начальством ряд неотложных вопросов, связанных с экспедицией.

– Ну и где тут найдешь начальство? – глядя на людской «водоворот», развел он руками.

Я собрал своих ребят, попросил разыскать районное начальство. Ребята разбежались в разные стороны – и вскоре вернулись, а следом показались люди из районной администрации. Мы же с Бадером распрощались, пообещав через два дня приплыть к пещере и, при необходимости, помочь его экспедиции по мере возможностей.

Слово – не воробей. Это сейчас у туристов прекрасный выбор плавсредств: катамараны, надувные плоты-понтоны… А в те годы туристы-водники в основном сплавлялись на деревянных плотах или плотах из автомобильных камер. У нас был именно такой «камерный» плот. Чтобы проплыть на нем 50 км за два дня, приходилось пораньше вставать и допоздна упираться шестами в осклизлые придонные камни реки Белой. Как бы то ни было, поздним вечером второго дня мы причалили к левобережной отмели, что находится несколько ниже устья реки Шульган, напротив входа в пещеру Космонавтов.

 

Окончание следует...

Автор:Вадим МАРУШИН
Читайте нас: