В Уфе стартовал всемирный конкурс «10 стихотворений месяца. Январь - 2025»
Все новости
МЕМУАРЫ
24 Декабря 2024, 16:45

«Мой путь, моя судьба...» Часть пятнадцатая

Воспоминания

Алик БИКЧУРИН
Алик БИКЧУРИН

В каждой балетной труппе должны быть две равноценные балерины противоположных амплуа: лирико-драматического и героического плана, для исполнения таких партий, как Никия и Гамзатти, Жизель и Мирта, Мария и Зарема. С появлением в труппе Венеры Галимовой Башкирский театр оперы и балета на два десятилетия приобрел балерину, способную убедительно и правдиво воплотить в хореографическом спектакле глубокие литературные женские образы А. Пушкина, В. Шекспира, Т. Готье.

Жизель Галимовой вовсе не была сельской девушкой-простушкой — она тесно общалась с подружками, вовлекая их в игры и танцы, знакомила с появившимся кавалером — Альбертом. Обнаружив обман возлюбленного, она в отчаянии искала помощи и сочувствия у подруг и трагически гибла.

Вслед за Зайтунгуль, сказочной героиней первого национального балета «Журавлиная песнь», Галимова создала современный образ социально бесправной башкирской женщины Галимы в балете X. Заимова «Черноликие». Венера тщательно изучила первооснову спектакля — повесть Мажита Гафури, а также музыкальный материал, глубоко вникла в замыслы композитора и автора хореографии.

Драматургическим стержнем образа Галимы стала цитата татарского поэта Габдуллы Тукая:

«Словно листья желты твои щеки,

Ты стоишь на углу у столба.

Погляжу и сжимается сердце, –

Как жестока такая судьба.

Псом приблудным, подстреленной птицей

На прохожих ты смотришь с тоской.

Губы шепчут беззвучно проклятья…

Подлый бай! Но который? Какой?

Все они таковы. И, наверно,

Даже ангелу вырвут крыло,

Если жертва готовится аду.

Твоего я обидчика видел:

Как всегда развлекается, пьет,

Что ему до тебя, до того, что

На позор твой глазеет народ!»

Обладая драматическим дарованием, Галимова создала духовно цельный образ, признанный удачным даже недоброжелателями — образ башкирской женщины, отстаивающей свою свободу и право любить. Каждый спектакль посещал автор музыки, Халик Займов. Он молча и изумленно смотрел на исполнительницу и, расчувствовавшись, обычно тихо исчезал из зала. Мы были юны, и зритель, воспринимая достоверность создаваемых образов, искренне сочувствовал нашим героям.

После тринадцати лет работы в театре, в юбилейный год 50-летия образования Башкирской АССР и в связи с этой торжественной датой, нам с Венерой присвоили почетные звания заслуженных артистов БАССР. Супруга моя, кроме того, избиралась депутатом районного Совета и одна из всего театрального коллектива была награждена юбилейной медалью к 100-летию В. И. Ленина.

За два десятка лет мы объездили с гастролями многие города Советского Союза. В памяти остались поездки, связанные со значительными событиями. Находясь в Курске, услыхали весть — в космос полетела первая женщина, Валентина Терешкова. В Керчи застало нас трагическое сообщение о гибели советских космонавтов. При подъезде ранним утром на поезде к Волгограду запомнилось фантастическое зрелище — парящая среди облаков гигантская фигура Матери-Родины. Не забыть и Астрахань, с ее сохранившимся историческим Кремлем — город, богатый каспийской рыбой, полный нестерпимой жарой и духотой. Нам постоянно приходилось спать в гостиницах на полу, на мокрых простынях.

В Иваново была громадная сценическая площадка. В балете «Лебединое озеро» с нами выступала самая красивая пара Кировского театра Инна Зубковская и Святослав Кузнецов. Идеальное исполнение партий Одетты-Одиллии не вполне понравилось Зайтуне Насретдиновой из-за отсутствия фуэте в третьей картине, на балу. После спектакля Кузнецов одобрил мое выступление в раз де пчлз в первом акте балета. В Иваново мы с Венерой выступали в балете «Ромео и Джульетта». К сожалению, это выступление оказалось последним. С уходом из театра главного дирижера И. Альтермана спектакль был снят с репертуара.

Длительными гастролями театр отметился в Севастополе. Там мы ознакомились с панорамой Малахова кургана, демонстрирующей стойкость русских солдат в неравном бою с неприятелем. Ездили на развалины древнего Херсонеса Таврического. Побывали с концертами в правительственном санатории «Форос», на базе подводных лодок в Балаклаве.

В Севастополе произошло печальное событие. В воскресенье утренний спектакль «Буратино» задерживался. Пришла печальная весть: в гостинице скоропостижно скончался Нариман Гилязетдинович Сабитов. Музыкальное искусство Башкирской республики, Театр оперы и балета потеряли талантливого композитора, творческого лидера, энергичного руководителя. Ушел из жизни молодой, жизнерадостный, общительный товарищ, с которым можно было беседовать на любые темы. Он, глядя на нас с женой, с притворным удивлением говорил: «Как два настолько противоположных характера могли создать семью? Ты, наверное, молился на луну». Сабитов поддержал мое желание получить высшее образование, дал характеристику и поручился за мою кандидатуру при вступлении в ряды КПСС. Светлая ему память…

Увлечение шахматной игрой никогда не покидало меня. Я выигрывал турниры, проводимые театральным обществом, и моей скромной персоной даже заинтересовался руководитель шахматной федерации Башкирии — Вадим Беркутов. Но попытка более глубокого погружения в мир шахмат окончилась неудачей. Занятия отнимали много времени, а его с моей работой и так вечно не хватало. Зато в театре появился достойный соперник, также страстно любивший древнюю игру, — солист-вокалист оперной труппы Олег Николаевич Полянский. Коллеги подтрунивали: «Олег, хоть ты и лучший игрок среди вокалистов, но Бикчурина тебе не одолеть». Нередко он стоял за кулисами театра с доской и недоигранной партией, ожидая окончания спектакля, в котором был занят я.

Как-то летом, в Доме актеров в Ялте Олег в очередной раз заявился с шахматами. Моя супруга выхватила доску и выкинула ее в море. Позже одинокие шахматные фигурки прибой одну за другой выбрасывал на берег. Полянский хорошо владел искусством фотографии. Его часто можно было видеть, обвешанного аппаратами, с треножником в руках, спешащего запечатлеть значимые городские события. Он рано ушел из жизни, но по его фотографиям можно проследить значимую часть истории БГТОиБ.

Смена поколений в театре — процесс сложный. Артисты балета, выходящие на пенсию по выслуге лет в довольно молодом возрасте, не всегда адаптируются в новой жизни. Те из них, кто неадекватно оценивает свои способности, рано останавливается в своем профессиональном росте, а также те, кто излишне амбициозен, но при этом не имеет достаточных деловых и профессиональных качеств, часто оказываются в трудных жизненных ситуациях.

С годами все чаще посещали мысли: чем заниматься после окончания творческой деятельности? Интересуясь предметом «Государство и право», я решил поступить на юридический факультет филиала Свердловского института. Со мной вместе поступал Батыргалеев — наш театральный администратор, но он по конкурсу не прошел.

Театром тогда руководил Камиль Абдрахманович Валеев — по первому образованию горный инженер, певец, солист филармонии. Возникающие в театре неурядицы он объяснял так: «Поймите, невозможно устранить недостатки в работе так же, как нельзя остановить раскрученный маховик колеса». В результате деятельности Валеева коллектив постепенно сползал в творческий и финансовый кризис. Сам он, используя служебное положение, надеялся принимать участие в оперных спектаклях

В последние годы нашей работы в театре были осуществлены постановки балетов «Кармен-сюита», в которой удачно показались Фердаус Нафикова и Альберт Валеев; «Испанские миниатюры» балетмейстера Херардо Виана Гомеса де Фонсеа, в котором талантливо выступили Роза Изгина, Фарида Мустаева, Юлай Ушанов. Репетитором Кировского театра Борисом Михайловичем Брускиным был поставлен балет П. И. Чайковского «Спящая красавица».

Готовясь к окончанию творческой работы в театре, мы с Венерой постепенно освобождались от «закрепленных» за нами спектаклей, отказались от ведущих партий в «Спящей красавице», ограничившись выступлением в раз бе (Геих Принцессы Флорины и Голубой птицы. На мой взгляд, мужская вариация этого шедевра классического наследия одна из сложнейших как в техническом плане, так и по дыханию).

Артисту балета размер пенсии устанавливался в половину оклада, но не более 120 руб. И получать пенсию артист мог только если прекращал выступать на сцене. Строго ограничивалась трудовая деятельность и размер жалованья с таким расчетом, чтобы пенсия и дополнительный заработок не превышали в сумме оклада, получаемого в театре.

Я обратился к директору театра с предложением организовать в летний период концертную бригаду в составе артистов балета с привлечением некоторых коллег из Башгосфилармонии. В этом случае все «снимались» с окладов и переходили на оплату по установленным концертным ставкам. При этом театр экономил фонд заработной платы и получал суммы от сборов концертной бригады.

Тарифная ставка у нас с Венерой была небольшая, но мы не стремились к ее повышению, так как артисты с высокой тарифной ставкой были ограничены в концертной деятельности. Трудовые договоры ограничивали наши выступления на концертах четырьмя номерами: «Седьмой вальс Шопена», «Испанский танец Панадерос» и два танца в постановке Хашима Мустаева «Каз канатым» («Белая птица») и «Дружба», при этом мы получали полуторную оплату тарифной ставки.

Так за три года до нашего выхода на пенсию образовалась устойчивая концертная бригада, которая объездила большую часть Башкирии и дала свыше двухсот концертов. В составе коллектива были артисты-вокалисты театра Заки Махмутова, Флюра Нугуманова, Загира Шагизиганова, Талгат Сагитов, Райса Ахмадеева, с привлечением артистов Башгосфилармонии Ильфака Смакова, конферансье Кара Сейфи, баяниста Марата Шамигулова. Администратором нашей концертной бригады был артист хора Ахмадеев.

 

Продолжение следует…

Автор:Алик БИКЧУРИН
Читайте нас: