Все новости
МЕМУАРЫ
28 Апреля , 16:00

Последний романтик атомоходов второго поколения. Часть сорок третья

Приключения офицера-подводника

https://uust.ru/news/get/v-sterlitamakskom-filiale-proshla-vstrecha-s-kontr-admiralom/ Контр-адмирал Батергарай Салимович Зулькарнаев
Контр-адмирал Батергарай Салимович Зулькарнаевhttps://uust.ru/news/get/v-sterlitamakskom-filiale-proshla-vstrecha-s-kontr-admiralom/

Возвращение

Затем — благоприятный период для замполита: состязание между боевыми сменами по КВН, комсомольское и партийное собрания и другие мероприятия, которые не мешают переходу корабля в сторону родной базы.

Сегодня время, когда модно или даже необходимо, чтобы быть услышанным, критиковать Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) и особенно КПСС. Однако в тот период они, несомненно, помогали нам, подводникам, «выплывать» в сложных моментах подводного плавания. Примечательно: для завершающего периода плавания, когда материальная часть, какая бы она ни была надежная, все равно могла дать сбой. Было даже такое понятие: «железо устает», а подводник не имеет права. Все случайности или предпосылки к аварийным ситуациям можно избежать только повышенной ответственностью тех, кто несет ходовую вахту. Прием на партийном собрании мичмана или тем более матроса в кандидаты в члены партии оказывал сильное мобилизующее влияние, эмоциональный подъем, ощущение доверия со стороны всего экипажа. Конечно, все это в масштабе прочного корпуса.

Периодически в ночное время на своей вахте обхожу корабль с носа до кормы. Вахта, как правила, несется исправно, в отсеках порядок. Особенно любил бывать в кормовом отсеке. Попадаешь туда из турбинного, где шумно, несколько человек на вахте. Прямо горячий цех. А в кормовом отсеке спокойно и прохладно, своеобразная камерная обстановка. Резкое отличие от других боевых постов и отсеков. Там обычно несет вахту один моряк, чаще всего мичман А. М. Синичкин. Конструктивно корпус подводной лодки ближе к корме сужается, кормовой отсек имеет самый маленький объем — может, даже меньше реакторного. Непривычно, чаще всего в отсеке работающих крупных механизмов немного, в основном только линия вала вращается. Непосредственно за бортом море и глубина от 40 до 240 м и более. Конструктивно здесь только одна палуба и трюм, т. е. в любую сторону бездна. Минимум информации. Мне кажется, что здесь находиться вообще не очень комфортно. Вся активная жизнь корабля в походе сосредоточена в других отсеках. Общаемся с Синичкиным или старшиной 2 статьи Таласбековым. Как дела дома, чем занимался до службы, пишет ли девушка, как родители? Самые обыденные, банальные вопросы. Внимательно выслушиваю его ответы, которые в процессе общения становятся все яснее, доверительнее. Из Казахстана, с малых лет помогал отцу на пастбище. Окончил сельскохозяйственный техникум. Такое общение на глубине моря — командир корабля и матрос, которому не более 21 года, — имеет огромное моральное значение не только для вахтенного, но и для меня самого, несмотря на разницу в должности и годах. Подобные «встречи» за время похода случаются неоднократно. Чувствуешь: в прочном корпусе мы единый организм. С глубокой благодарностью к однополчанам вспоминаю такие моменты.

На корабле служил турбинистом, в том самом шумном отсеке, старшина 1 статьи Рафис Хайретдинов, мой земляк. Родился и вырос в поселке Раевка Альшеевского района, как и моя супруга. Ему и экипажу повезло, что Рафис прошел вместе с нами три боевые службы. На первой я был старшим помощником командира, а во время второй и третьей уже командиром корабля. По самым простым расчетам, за три года службы Рафис находился в подводном положении не менее года. Бывали разные сложные ситуации, из которых мы все вместе выходили достойно. Сегодня кажется, что все это из области фантастики. Вот настоящий пример для молодежи. Рафис Хайретдинов награжден медалью Министерства обороны РФ «За службу в подводных силах» и общественной наградой ВМФ — орденом «Во славу флота российского» II степени. После службы учился, работал в народном хозяйстве, вырастил детей, которые служат и работают во благо Отечества. В настоящее время продолжает трудиться, возглавляет Союз охотников и рыболовов Республики Башкортостан.

из архива автора  Всплываем
ВсплываемФото:из архива автора

С той боевой службы остались в памяти еще несколько моментов. При прохождении вдоль берегов Норвегии всплыли на перископную глубину по плану учений, в которых участвовали при свертывании. Обеспечивали испытание гидроакустического оборудования надводных кораблей. Бывают случаи, что при изменении глубины, особенно при всплытии на перископную глубину, иностранная подводная лодка, которая иногда осуществляет слежение за К-452, как правило, в кормовых курсовых углах, подскакивает в точку потери контакта, и нам удается ее обнаружить.

Доклад акустика:

— По пеленгу такому-то — одиночная цель. Предположительно, иностранная подводная лодка.

Ничего нового. Предпринимаем соответствующие данной ситуации действия. Вдруг Владимир Кириллович приглашает меня к перископу, голос спокойный и довольный:

— То-ова-арищ командир, посмотрите.

Ну, думаю, сейчас увижу выдвижные устройства чужой подводной лодки. Но вместо этого наблюдаю, справа на дистанции 10–20 кабельтовых и курсовом 120° следующего параллельным курсом шикарного кита, который периодически демонстрирует свой фонтан. Никакого испуга или дискомфорта с его стороны не проявляется. Видно, этому исполину тоже стало интересно, что за чудовище появилось в его владениях. Для корабельного боевого расчета утверждаю, что цель, предположительно, синий кит. Акустики приняли его за иностранную подводную лодку, поскольку в тот период часто при обнаружениях отмечали схожесть шумов лодок с шумами, которые издают морские обитатели.


Характерно, что именно в данном районе подводные лодки дивизии нередко обнаруживали иностранные подводные лодки, которые появлялись из 30-мильной рыболовной зоны Норвегии, куда нашим лодкам вход запрещен. Нередко некоторые командиры подводных лодок каждое обнаружение и свои маневры при этом в отчетах и докладах старались использовать как возможность повышения результативности своего боевого похода. Со стороны этот неуклюжий «маневр» выглядел наивно. Среди командиров кораблей вообще вызывал усмешку. Но иногда «проходил» за успех.

Волнителен день всплытия в надводное положение — практическое завершение боевой службы. Накануне все свободные от вахты лепили пельмени, все радостно возбуждены, в душе у каждого гордость за себя и весь экипаж: достойно выполнили боевую задачу. Как бы ни было хорошо в море, возвращаться домой еще лучше. И тут не обошлось без казусов. Кок-инструктор старший матрос Самвел Айвазян накануне готовил фарш для пельменей, а куски мяса проталкивал через мощную мясорубку не специальной деревянной палочкой — «чопиком», — а указательным пальцем правой руки. Вот и отхватило ему мощным ножом мясорубки подушечку пальца. Пельмени оказались необычайно вкусными!

Получаем приказание во изменение плана перехода всплывать в надводное положение далеко за пределами полигонов боевой подготовки.

 

Продолжение следует…

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ:
Автор:Б.С. ЗУЛЬКАРНАЕВ
Читайте нас: