С выходом на просторы Северо-Восточной части Средиземного моря начинаем поиск сил 6-го флота США. В тот год обстановка относительно спокойная. По текущей информации, ранее одна авианосная ударная группа прошла в сторону Гибралтарского пролива, а другая с флагманом типа «Нимиц» только что вошла в Средиземное море.
Наша основная задача – обеспечение безопасного судоходства советских транспортов по маршруту Босфор – Тартус. Тогда никто не пытался чинить там препоны нашему судоходству, поэтому такого напряжения, как на предыдущей боевой службе, не было. Боевая служба может превратиться в «обычную» – были в назначенном районе, вели скрытно и старательно поиск, никого не обнаружили и успешно вернулись. Вроде результат минимальный, но и явных виноватых в безрезультативности нет. Поэтому внимание мое и всего корабельно-боевого расчета сосредоточено на той авианосной группе, которая движется в нашу сторону, на восток. Каждый день анализируем и уточняем всю текущую разведывательную информацию, возможные маршруты с учетом прежнего опыта нашей и других подводных лодок дивизии, вариантов захода авианосца на выходные дни в порты Италии или Греции. Наше время пребывания в районе поиска истекает, уже трое суток нет информации по АУГ – переживаем, что она проскочит вдоль африканского берега мимо нас.
Получаем указание по свертыванию. Опять нам везет: точка начала движения по свертыванию максимально приближена именно к африканскому берегу. По нашим расчетам, авианосная группа должна подойти к этому району (если, не дай Бог, уже не проскочила).
Подходим в точку начала свертывания. Рядом – страна фараонов. Трудно поверить, однако в полном соответствии с нашими низковероятными расчетами неожиданно обнаруживаем с западного направления групповую цель, которая стремительно со скоростью около 30 узлов следует курсом на восток. Мы ее выслеживали, буквально выстрадали. У акустиков нет сомнений, что это АУГ, встречу с которой давно лелеем. Вторая половина февраля. Море – 8–9 баллов и к тому же, как потом оказалось, густой туман. Понятно, почему АУГ не наблюдается всеми другими силами и средствами разведки на театре. Похоже, они ее просто потеряли. Вошла в туман и растворилась, как тот ежик. Тем более в море жестокий шторм. Уверенность в том, что это «наша» группа, практически стопроцентная, однако хочется исключить случайности. Всплываем на перископную глубину – удержать лодку на этой глубине невозможно, и волнением моря ее выбрасывает на поверхность. В перископе только густой туман, 1–2 обзора РЛС, и с нескрываемой радостью наблюдаем на экране РЛС классическую картину: образцовый ордер авианосно-ударной группы. На такой дистанции от цели размер отраженного сигнала не менее 10 мм, а центрального объекта – 15–18 мм. Передаем радио об обнаружении и с трудом «загоняем» подводную лодку на глубину. Дело сделано, выжат максимальный результат. Не зря ежедневно употребляем сухое вино и закусываем красной икрой на морских курортах Средиземного моря.
Далее в течение последующих трех суток на сеансе связи принимаем циркулярно свои же данные. Значит, К-452 – единственный источник информации из всех кораблей 5-й эскадры, единственная лодка, которой посчастливилось своевременно занять позицию и оказаться на пути супостата. Именно она успешно «закрыла» промахи всех других сил и средств разведки. Везучая все-таки наша подводная лодка.
Удовлетворенные результатом поиска и работы корабельного боевого расчета, продолжаем движение. Наш опытный штурман спокойно контролирует место подводной лодки всеми доступными методами. Как штурман по основной специальности, я прекрасно представляю себе, что в этом районе на навигационной карте линии положения от иностранных радионавигационных систем практически параллельны и не дают четкого местоположения корабля. На всякий случай предлагаю Игорю Николаевичу всплыть на перископную глубину и уточнить место подводной лодки.
Всплыли – на сеансе связи новой информации нет. Мало утешительного и в попытке определения места корабля. Предлагаю штурману использовать радиолокацию.
А радиолокационная станция (РЛС) у нас прекрасная, с очень интересными функциями и возможностями. «Мазнули» (использовали в активном режиме) в режиме «однообзор», конечно, фактически три обзора. Получили картину: западная оконечность острова Кипр, от которого подводная лодка, по нашим расчетам, должна быть в 90 милях, оставляет отметку на экране в 30 милях. Однако штурман уверен в месте корабля. Да и я тоже не сомневаюсь. Надо разобраться, понять, в чем дело. Лучше бы не всплывали… В то же время помню, что совсем недавно однокашник Ворошнина капитан 1 ранга Ю. Васильев на подводной лодке 675-го проекта безуспешно «толкал» с юга на север греческий остров Крит. Но боги не позволили даже советскому атомоходу с ядерными ракетами и торпедами побеспокоить мифологического Минотавра. Зато сам командир в итоге пострадал от командующего флотом. Нечего тягаться с богами.
А в это время штурман:
– Вы мне не верите, товарищ командир. Счислимое место корабля надежное. А еще ведь я, в свое время, вас учил.
Пытаюсь ему втолковать, что доверяю и безмерно уважаю. Однако, как штурман, привык верить своим глазам и полученной от РЛС информации. Отстал от него до следующего всплытия на уточнение места и ведение разведки.
Неожиданно в центральном посту со стороны штурманской рубки слышны торжественно-радостные крики и визги Игоря Николаевича. Первая мысль – заснул на вахте и увидел во сне, что участвует в ритуальных танцах индейцев вокруг костра. Заскакиваю в штурманскую рубку, пока его не принесли в жертву. Игорь сидит, весь обложившись огромными атласами навигационно-географических руководств, и с видом победителя смотрит на меня:
– Вот, вот, я же говорил! Написано, что именно в этом районе в определенное время наблюдается радиолокационная рефракция. Вот и получилось у нас 30 миль.
Теперь все понятно, объективное объяснение найдено. А Игорь действительно молодец. Эти руководства мы получаем в Гидрографии флота, загружаем их в самый дальний угол выдвижного ящика автопрокладчика и никогда ими не пользуемся. Но если подумать: сколько времени, сил и средств, судеб моряков-гидрографов, иногда даже их жизней положено за многие столетия существования военного флота, на создание этих атласов. И так по всем морям и океанам земного шара. Действительно, Советский Союз – великая морская держава. Удивительно, что позднее при посещении Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны России в музее показали и рассказали: наши навигационные карты намного информативнее, чем даже карты, которыми пользуется Королевский флот Великобритании.
Форсирование Гибралтарского пролива в обратном направлении. Всплываем на перископную глубину для уточнения своего места, теперь уже ближе к испанскому берегу. Быстро осматриваю горизонт и неожиданно справа на траверзе на дистанции 3–5 кабельтовых наблюдаю большую яхту под парусами, которая тоже следует на запад. Под напором свежего попутного ветра она накренилась на правый борт, на палубе на вантах суетятся несколько человек в шортах и майках. Акустики яхту не наблюдают – похоже, идет только под парусами; в тот момент мне даже показалось, что слышу, как скрипит такелаж под напором ветра. Ощущение не очень комфортное, потому что высоки были шансы при всплытии под перископ успешно с ней столкнуться. Правда, осознал это немного позже, когда погрузились и дали большой ход.
Продолжение следует…