Приз главнокомандующего ВМФ и отпуск
Передача корабля второму экипажу. Отпуск заслуженный. Но не для всех. Тактическая группа подводных лодок, состоящая из К-452 совместно с К-508, командир капитан 2 ранга П. М. Авдейчик, против тактической группы подводных лодок 670-го проекта Тихоокеанского флота. Экипажи представлены корабельными боевыми расчетами (КБР). Состязания в учебном центре в Обнинске на приз Главнокомандующего ВМФ. Командир тактической группы подводных лодок начальник штаба 11 дивизии капитан 1 ранга В. Ф. Бурлев на борту К-452. В результате нам, северянам, удалось отличиться и завоевать приз, что, безусловно, является высшим профессиональным признанием для каждого командира корабля.
Из Обнинска убыли в военный санаторий в Хосту. Жена была беременна вторым сыном. Наконец мы вместе провели осень на юге. С погодой повезло. Успели даже поплавать в море, как мы любим, облазить все закоулки Хосты и Сочи. Подпитались витаминами и вернулись на Север.
Через много лет с женой вспоминаем, как прибыли в санаторий и в приемном отделении нас с ходу попытались поселить в разных номерах. Меня — в большую общую комнату на крыше, жену мою — в большую женскую комнату, но уже под крышей. К тому же мне посоветовали принять участие в покраске скамеек — тогда после отбытия трудовой повинности можем рассчитывать с женой на отдельный номер. Но мы отказались разлучаться и оказались на ночь в изоляторе без окон.
Получается так: санаторий Северного флота, я, командир корабля 1 ранга того же флота, вернулся с боевой службы — и такое издевательство. В понедельник прибыли отдохнувшие руководители здравницы и дали команду своим обнаглевшим подчиненным выделить нам двухместный номер. В море, далеко от берега, было комфортнее — там все зависит от тебя самого и твоего экипажа. А «берег» традиционно не любит плавсостав.
Пока экипаж был в отпуске, на флоте подвели итоги боевой и политической подготовки за год. К-452 завоевала приз главкома ВМФ, стала первой на Северном флоте по нескольким видам боевой подготовки, лучшей на флотилии и дивизии. Несколько переходящих призов и знамен. Утверждена оценка «отлично» за боевую службу. Удостоились почетного права: членам экипажа, в соответствии с количеством первых мест по видам боевой подготовки, позволено приобрести легковые автомобили. В то время в городке, как и во всей стране, число личных автомобилей было невелико. У боцмана Л. Е. Савостина — красный «Запорожец», у старшины команды штурманских электриков мичмана П. Н. Хохлова — светло-коричневый «Москвич», такой же появился позже у мичмана А. А. Салагаева — только зеленого цвета, а старший помощник В. К. Цыбуля приобрел «Жигули». Самое ценное, что счастливые автовладельцы всегда выручали коллег при срочных личных и служебных поездках.
В период нашего отпуска в газете «Красная звезда» 23 сентября 1982 года вышла статья комдива «Модель и шаблон. Профессиональные качества офицера». Привожу фрагмент:
«В кабинете торпедной атаки на двух тренажерах действуют два корабельных экипажа — идет дуэльный бой. Оба командира находятся в равных условиях, а итог тренировки складывается в пользу корабельного боевого расчета (КБР), который возглавляет капитан 2 ранга Б. Зулькарнаев. И уже сейчас, опережая их будущую дуэль в море, можно сказать, что у Зулькарнаева на победу шансов гораздо больше.
Вся суть в том, что если для одного командира отработанные схемы ведения боя — модели, которые он легко приспосабливает к конкретной обстановке в зависимости от ее динамики, то другой эти схемы трансформирует с большим трудом, испытывает тягу к тому, чтобы использовать их в заученном виде, превращая их в шаблон.
Пожалуй, нет командира, который бы не понимал, что творчество — это ключ к успеху, а шаблон — предпосылка поражения. Давно отошли в прошлое времена ведения боя на глазок. Программирование, прогнозирование, моделирование — математический костяк живого творчества командира в современном бою».
Неожиданно, но, не скрою, приятно. Внутренняя напряженность не спадает, нельзя расслабляться. Трудно завоевать доверие нашего комдива, и надо постоянно его оправдывать достижениями в море. Вскоре почувствовал, что комдив верит в мою командирскую состоятельность. На следующую боевую службу я отправился самостоятельно.
Продолжение следует…