Шаляпиномания и дарители
Все новости
МЕМУАРЫ
11 Марта , 16:45

Последний романтик атомоходов второго поколения. Часть десятая

Приключения офицера-подводника

https://ria.ru Подводная лодка проекта 671 ЕРШ
Подводная лодка проекта 671 ЕРШhttps://ria.ru

Наш командир Владимир Сергеевич Макаров служил еще на дизельных подводных лодках Тихоокеанского флота, потом на атомных подводных лодках первого поколения. Сейчас, на лодке 670-го проекта, он, как мне казалось, отдыхал и получал от службы удовольствие. Среднего роста, скуластый (сибиряк), с аккуратной бородкой (в то время это было непривычно), с улыбчивыми глазами. Раньше он мне казался даже чудаковатым. Живой, начитанный, интеллигентно-вежливый, влюбленный в авиацию. С детства мечтал стать летчиком.

Когда в море, в полигонах боевой подготовки, лодка находилась в надводном положении и прилетал норвежский противолодочный самолет «Орион», восторгу командира не было предела. Если Макаров устраивал кому-нибудь нагоняй, то выражения выбирал корректные – не дай Бог обидеть подчиненного. Виноватому становилось очень неудобно: лучше бы командир обошелся по-флотски грубо. В море всегда был в просоленном ватнике, ни разу я не видел его в канадке [18]. В звании капитана 2 ранга Макаров был старшим помощником у одного из самых опытных подводников в дивизии – капитана 1 ранга В. Д. Хайтарова на подводной лодке К-308. Школу подводного плавания он прошел колоссальную.

Я лично многим обязан Владимиру Сергеевичу. У него прошел хорошую школу самостоятельного командира боевой части. Почувствовал его доверие ко мне как к профессионалу. При нем поднялся на мостик подводной лодки как помощник командира, когда отсутствовал старший помощник. Впервые ощутил смесь восторга и страха, когда при выходе из губы Западная Лица подводная лодка, кажется, идет прямо на гранитные скалы. На некоторых курсах рядом по борту отвесная стена, а под килем 80–120 м – куда там норвежским фьордам. До сих пор за годы штурманской службы привык все воспринимать через перископ. На нашем проекте подводных лодок штурман, при «проходе узкости» находится в центральном посту. Имеешь характерные «свои» выступы на скалах, приметные только для твоего глаза. Плюс на случай плохой погоды (для Севера – обычное дело) радиолокационная станция и верный эхолот.

А на мостике совсем другая жизнь, другие условия. Злой ветер со снегом, который почему-то всегда дует в лицо. Макаров с мостика показывал «свои» командирские ориентиры, которыми пользуется при выходе из Лицы. Со временем я заметил и запомнил еле приметные выступы, которыми пользовался, будучи в центральном посту на перископе. Так, нарастив «макаровские» хитрости своими штурманскими, потихоньку начал обретать уверенность при нахождении на мостике.

Моторесурс подводной лодки К-25 был израсходован до предела. Уже и более «молодые» корпуса отправлены на средний ремонт. А план боевых служб на дивизии напряженный. Планка, которая задана на содержание перволинейных экипажей, высока. Тогда на каждую подводную лодку было по два экипажа, и оба плавающие. Про технические экипажи даже не слышали. Между первым и вторым экипажами обычно шло соревнование: какой из них совершит больше боевых служб. Все подводные лодки и экипажи спланированы на боевую службу и готовятся, как теперь принято говорить, по «дорожной карте», то есть временной линейке. К-25 обеспечивает «линейность» экипажей, которые вернулись из длительных отпусков, участвует в непредвиденных учениях, демонстрирует показательные ракетные стрельбы для членов ЦК КПСС, проводит исследовательское учение по вводу ГЭУ в сокращенные сроки, представляет содержание казармы и береговых объектов на учениях ВМФ. Бесконечный снег, гарнизонные и береговые вахты, дежурство по камбузу, где питаются тысячи подводников, и т. д. Лучше было бы хоть изредка отрываться от берега и находиться на боевой службе.

Будучи уже командиром подводной лодки, вместе с коллегами встречался с командиром подводной лодки времен Великой Отечественной войны. В неформальной обстановке спросил у ветерана, как у них шла жизнь на берегу и в море.

СЕВМАШ Подводная лодка проекта ЯСЕНЬ-М
Подводная лодка проекта ЯСЕНЬ-МФото:СЕВМАШ

Седой капитан 1 ранга, внимательно посмотрев на меня, ответил:

– На берегу – ремонт подводной лодки, в основном своими силами и почти круглосуточно, борьба со снегом, дежурства, караул, патрули, периодические залеты по пьянке, хилый береговой паек и т. д.

Потом добавил многое-многое, очень похожее на наше отношение к береговой жизни подводника и береговых служб к подплаву.

Продолжает:

– Но когда уж вышли в море, курс N и двое-трое суток идем в надводном положении, на мостике вахтенный офицер и два сигнальщика внимательно смотрят по горизонту, а остальной экипаж отсыпается и отъедается подводным пайком, приходит в себя после береговой жизни. На четвертые сутки в надводном положении полным ходом следуем в назначенный район несения боевой службы.

Пытаю его дальше:

– А как же боевое распоряжение? Там же весь маршрут расписан и текст скреплен красной печатью.

– Вот как раз те, которые ходили согласно боевому распоряжению, не могут с вами встречаться, потому что не вернулись.

Судьба у нас на К-25 была беспросветно «каботажная». Это значит, что за учебный год подводная лодка представляет свои курсовые задачи с другими экипажами, в том числе содержание и техническое состояние корабля, а самое главное, морские элементы, включая торпедные и ракетные стрельбы. От экипажа, чьи интересы К-25 представляет в очередной раз, присутствуют только корабельный боевой расчет (КБР) и уважаемый походный штаб соединения, иногда флотилии, флота и изредка кто-то из Главного штаба ВМФ.

Конечно, командование сознательно шло на такой режим использования корабля. Поскольку было уверено, что опытный командир-подводник Макаров и его испытанный и грамотный экипаж не подведут.

Нельзя не отметить, что Владимир Сергеевич был «идейным командиром корабля». Он вдалбливал в наши юные головы: командир – главная фигура на флоте. Какие бы оперативно-стратегические решения ни принимали в руководстве флота, в Минобороны и в Кремле, команду на использование ядерного или обычного оружия дает один человек – командир корабля. Он нажимает на кнопку «Пуск». Он, и только он единолично принимает решение на выполнение всех свойственных задач в самых удаленных районах Мирового океана и несет ответственность за корабль и его экипаж. Только его воля – гарантия успеха. Все это Макаров не уставал повторять. В целом служба подводника протекала сумбурно. Во главе угла стояли не план, не логика, а сиюминутные потребности – вынь да положи непременно сегодня! И попробуй не ответить «есть». Хотя нас учили, что при социализме плановая экономика, и вообще все, кроме рождения детей, было по плану. Но законы «холодной войны» были превыше всего. К примеру, в 1973 году мы почему-то досрочно убыли на К-429 на боевую службу в Средиземное море. Нам объясняли, что причиной является путч в Чили, а оказалось – идет война Судного дня. Видимо, у Генерального штаба или у замполитов было свое видение глобального противостояния.

 

–––––––––––

[18] Канадка – красивая, теплая, кожаная куртка с молниями даже на капюшоне, особенно с белым мехом, была у командиров в большой моде.

Продолжение следует…

Автор: Б.С. ЗУЛЬКАРНАЕВ
Читайте нас: