В Уфе открылась выставка «Учитель и ученик»
Все новости
МЕМУАРЫ
4 Сентября 2023, 16:00

Салават. Исповедь. Часть двадцать третья

kulturarb.ru Салават Ахмадиевич Низамутдинов - Башкирский композитор, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, председатель Союза композиторов РБ, член Союза композиторов СССР.
Салават Ахмадиевич Низамутдинов - Башкирский композитор, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, председатель Союза композиторов РБ, член Союза композиторов СССР. Фото: kulturarb.ru

В 2009 году был запланирован Съезд СК Башкортостана и отчетно-перевыборное собрание. Моя задача сводилась к тому, чтобы показать мощь и силу нашего Союза. По количеству членов СК мы занимали четвертое место в России, и нужно было это высветить и подчеркнуть. Нам была выделена материальная помощь от Президента Рахимова, и мы начали подготовку. Наметили несколько концертов, в том числе и концерт юных композиторов (мне хотелось проследить, как развиваются таланты во времени). Не каждый композитор может работать с детьми, а у нас есть такие люди, кто помогает раскрыться талантам ребенка – у Ильдара Хисамутдинова Богом данный дар работать и с детьми, и со взрослыми. Также мне очень нравится деятельность моего однокурсника Сергея Иванова – он один из лучших теоретиков-педагогов и мастер по работе с юными музыкантами.

В результате все концерты, за исключением песенного в Филармонии, собирали аншлаговые залы, и я был очень рад этому. Очень хорошо прошли два балета – «Прометей» Рустема Сабитова и «Аркаим» Лейлы Исмагиловой. Мне же было очень трудно в то время совмещать работу над оперой, оркестровку, которую нужно было закончить к декабрю, и организацию концертов. И в этой суете я упустил, что собрание Съезда тоже нужно было готовить. Казенин в это время не смог приехать и предложил перенести собрание на другое время, потому что он сам не может быть в Уфе. Но мы решили оставить все, как есть, и к нам приехали Ширвани Чалаев и Марк Левянт.

https://unioncomposers.ru/ Ширвани Рамазанович Чалаев - советский и российский композитор. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства РФ. Автор 7 опер, 2 балетов, 2 симфоний, 21 концерта, многочисленных произведений камерной, симфонической и вокальной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.
Самарская филармония Марк Григорьевич Левянт - композитор, председатель Самарского Союза композиторов, Народный артист Российской Федерации, лауреат Почётной премии Российского авторского общества «За вклад в развитие науки, культуры и искусства» и лауреат престижной премии Союза композиторов России.
Ширвани Рамазанович Чалаев - советский и российский композитор. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства РФ. Автор 7 опер, 2 балетов, 2 симфоний, 21 концерта, многочисленных произведений камерной, симфонической и вокальной музыки, музыки к кино и театральным постановкам. https://unioncomposers.ru/

Меня многие встречали, говорили, что все в порядке, ходили со мной. Единственный искренний человек, который не скрывал, что против моей кандидатуры на новый период, это музыковед Лиля Касимовна Кудоярова. А за моей спиной сгущались тучи. Я сам же рыл себе яму, и в неё же и попал.

Состоялись выборы, по которым мой письменный отчет не обсуждали, а занялись моими просчетами. В ход пошли и бухгалтерские дела, и неправильное ведение документации, и использование служебной машины…На меня опрокинулся сразу ушат негатива, организовали против меня прессу, и выставили неожиданно для меня кандидатуру Раита Гайсина. Наконец, мне позвонил Рафаил Касимов и сказал, что тоже выдвигается. Таким образом, партия была разыграна умело. Случилось то, что случилось. Я переживал, конечно, сильно. Меня остановили на полном скаку, в преддверии новых планов, которым уже не удалось осуществиться. Это было неожиданно и неприятно. Вспоминая Рустема Сабитова, мы никогда друг другу не наносили ударов в спину.

Как это не покажется странным, но меня «спасла» работа над «Наки».

https://unioncomposers.ru/ Лиля Касимовна Кудоярова - музыковед, педагог, исследователь музыки, муз.‑обществ. деятель. Заслуженный деятель искусств РБ (2017). Член Союза композиторов (1990).
Лиля Касимовна Кудоярова - музыковед, педагог, исследователь музыки, муз.‑обществ. деятель. Заслуженный деятель искусств РБ (2017). Член Союза композиторов (1990). https://unioncomposers.ru/

Глава 21. Салават – педагог

После 90-х я думал, что все в жизни уже узнал и теперь меня уже ничем не удивишь. Я перешел в то состояние, когда нужно только развивать то, что умеешь. Но оказалось, что это не так. Мне предстояло познать новую грань своего характера и начать новый вид деятельности.

После окончания института у меня было тайное желание попробовать себя в роли педагога. И как ни странно, с течением времени эта мечта не пропала. Те люди, с которыми я учился, работали в институте искусств педагогами, но меня судьба как-то не выводила на это поприще. Нет-нет, я задавал вопрос Рашиту Зиганову, который был заведующим кафедрой, нет ли возможности мне поработать со студентами? Но тут же возникал другой вопрос – а как именно я буду с ними работать? Это же связано с нотным материалом, который я просто не вижу…

Как-то раз, придя домой на Ленина 162, на лестничной площадке я наткнулся на девушку. Оказалось, она ждала меня:

– Салават Ахмадеевич, я к вам.

Это была Гульнара Мухтаруллина. Она училась на четвертом курсе фортепианного факультета, и у неё появилось желание поступить на композицию. Она пришла, чтобы я послушал ее и взял в класс. Гульнара была готова перейти с четвёртого курса на второй, лишь бы только иметь возможность заниматься творчеством. Больше того, она уже поговорила на эту тему в деканате, и ей сказали, что если я соглашусь, то меня устроят по совместительству в институт. Она показала мне фортепианные прелюдии и песни. Мне показалось это очень сырым, яркой индивидуальности я не увидел, но меня подкупило желание учиться и хороший уровень владения инструментом. Я подумал, что на слух смогу корректировать её развитие и взялся заниматься.

https://prawdom.ru/ Здание по адресу г. Уфа, ул. Ленина, д. 162, где жил композитор Салават Ахмадиевич Низамутдинов
Здание по адресу г. Уфа, ул. Ленина, д. 162, где жил композитор Салават Ахмадиевич Низамутдинов https://prawdom.ru/

Гульнара оказалась очень старательной и восприимчивой девушкой, не лишённой таланта. Жаль только, что композиторским ремеслом занялась несколько позже, чем нужно. И по характеру, как сформировавшаяся личность, она не дотягивала по одной причине – она во всем сомневалась. А композитор, коль уж взялся переводить нотный материал на бумагу, должен быть уверен в том, что делает. Ведь подумать только – за всю историю человечества никому, кроме тебя, эта мелодия не пришла в голову! А если начать при этом думать: «Будут ли играть?», «Услышат ли то, что я хотела передать?», «Понравится ли слушателям моя музыка?»… К ее сомнениям в собственных силах прибавлялись и проблемы психологического свойства – в детстве она пережила серьёзное потрясение, и была очень неуравновешенным человеком, часто замыкалась, находилась в депрессии.

Тем не менее, мы начали заниматься. Сначала работали над прелюдиями для фортепиано, затем пошли романсы на русском и башкирском языках, квартеты, квинтеты, сонаты – то, что полагается по программе. Затем мы написали симфоническую поэму и даже приступили к опере, кстати, неплохо задуманной. Меня радовало то, что у Гульнары ощущался рост как композитора, так и личности. И это придавало и мне уверенности в моих педагогических способностях – у меня было желание заниматься, мы слушали много музыки, осваивали компьютер. Другие педагоги, в частности, Салават Сальманов, Азамат Хасаншин, по поручению заведующей кафедрой композиции Лейлы Исмагиловой помогали Гульнаре оформить правильно партитуры, клавиры и т.д.

Обучение Гульнары, самой дорогой и первой моей ученицы, мне приятно вспоминать. Мы занимались по методике Евгения Николаевича Земцова. Ему достаточно было мне сказать слово, намёк, и я понимал свою задачу. Гульнара была такая же. Мы понимали друг друга.

Закончили мы хорошо, на пятёрку. Жаль, что потом она пропала из поля зрения. Причины понятны – композитору найти работу и устроить творческий процесс крайне сложно. Но человек она очень талантливый.

А после Гульнары ко мне в класс пришли новые ребята. Артур Мингажев и Дарья Жарикова. Артур по сравнению с Гульнарой был много слабее, к тому же крайне неорганизован. Он пришел после эстрадного отделения училища искусств и просто не представлял, куда влез, и что здесь нужно работать. Сколько бы я с ним ни бился, он так и не научился трудиться по-настоящему. Какие-то удачные вещи у него были (квинтет для медных духовых инструментов, хоры, романсы), но он так нерегулярно занимался, что я попросил перевести его к другому педагогу. Когда на пятом курсе он представил дипломный концерт, я очень мало услышал нового, помимо того, что мы с ним написали.

Салават Ахмадиевич Низамутдинов
Салават Ахмадиевич Низамутдинов

Еще одна моя ученица, Даша Жарикова… Это и моя радость, и горе. Она была очень хрупкая, слабая здоровьем, и мне ее просто дали на кафедре, без предварительного прослушивания. И началось наше знакомство. Послушав ее сочинения, я не был в восторге, но что-то интересное в этой девочке чувствовалось. Она была раньше лауреатом композиторских детских и юношеских конкурсов, хотя в наше время цена у конкурсов была совершенно другая. У нас раньше были лауреатами только Раджап Шайхутдинов, за ним же в Клингентале получил награду Владимир Суханов. В 70-80 годы на конкурсе Листа лауреатом стал пианист Вадим Монастырский. Вот это были победы! На международном же конкурсе первым был я.

А дальше страна открылась, и конкурсы посыпались, как грибы. Я не говорю, что это просто – стать лауреатом, но цена у конкурсов очень разная. Они сейчас обесцениваются пропорционально их количеству.

Даша, закончившая училище искусств, выросла в интеллигентной семье, где поощрялись её занятия композицией. Девочка получила хорошее образование, знала литературу, английский язык. Но идеи превалировали над воплощением. Забегая вперёд, скажу, что она стала позже работать у меня секретарём и получила прекрасную школу, работая над «Наки».

Первый год мы позанимались, и как-то все потихоньку начало складываться. Я пригляделся, пустил в свободное плавание, потом увеличивал нагрузки, и она справлялась. На втором курсе начал усиливать вопрос дисциплины и почувствовал сопротивление, которое дома, вероятно, выливалось в слёзы. Мне стала звонить мама и задавать резкие вопросы. Её не устраивало то, что мы иногда занимаемся у меня дома, но это было продиктовано только удобством – иногда у меня не было машины, и мне легче было работать дома.

Тем не менее, работа продвигалась. Мы написали романсы (к чести Даши, на башкирском языке), обработки для хора на украинские и русские народные темы, квинтет, квартет, работали в разных жанрах. Но всё равно, Даша не выполняла то, что я просил. В ней говорило её эго, и оно не давало слушать меня. Она стремилась сделать больше, и по-своему, но композиторское ремесло не давалось. Ведь секрет в том, чтобы научиться передавать с помощью нот именно свои мысли. А Даша чувствовала много, а выразить не могла. Может, она слишком распылялась, может, её немножко испортили конкурсы и жажда быстрого успеха, может, некстати в годы учебы вмешалась личная жизнь с двумя замужествами, а может, я сам виноват в том, что не требовал с самого начала выполнять мои рекомендации. Кстати, когда на пятом курсе она мне показала свои стихи, я ей сказал, что нужно было ей идти в литературный институт с таким поэтическим даром.

К выпускному дипломному концерту Даша достаточно написала музыки: и фортепианные пьесы, и романсы. Мы решили добавить к этому списку форму покрупнее, и задумали концерт для альта с оркестром, поскольку у Даши был приятель-альтист и проблема с исполнителем уже решалась сама собой. Для нас было важно освоить принципы классического письма. Даша взялась за дело с энтузиазмом, многое делала сама, консультировалась с исполнителем. Форма была традиционной, но в музыкальном материале включались национальные элементы. Концерт мы хотели в будущем включить в репертуар наших альтистов, поскольку он получался интересным и ярким.

Но получилось так, что приятель Даши уехал из Уфы, и мы обратились к прекрасному музыканту Владиславу Самойлову, с которым мы всегда понимали друг друга. Он с удовольствием согласился нам помочь, несмотря на то, что всегда отчаянно много работал и как руководитель своего коллектива, и как педагог ССМК, и как художественный руководитель по академическому искусству Башгосфилармонии. Для нас это было честью, что такой музыкант с нами сотрудничает. Он дал много ценных советов по оркестровой партитуре, и как человек ответственный и профессиональный, принял деятельное участие в работе. Концерт для альта, в целом, вышел интересным, хотя в третьей части ещё можно было поработать и довести до нужного уровня.

В 2010 году мы заканчивали Академию искусств с тремя выпускниками на кафедре композиции, и среди них Даша. На экзамен она вынесла фортепианные пьесы, квинтет для духовых, хоры и Концерт для альта с оркестром. Во время подготовки к экзамену, у нас была договорённость с капеллой об исполнении хоров Даши. И я предложил ей к четырём хорам добавить пятый для равновесия формы, поскольку там явно не хватало финальной части. Она согласилась, мы начали работать, всё подчистили, и вышли на экзамен.

Концерт выпускников удался. Прекрасно отработали все трое композиторов – и Фаниль Ибрагимов, и Надя Иванова, и Даша Жарикова. Всех комиссия похвалила, поставили пятёрки, и председатель Госкомиссии дала прекрасный отзыв о нашей работе.

Салават Ахмадиевич Низамутдинов
Салават Ахмадиевич Низамутдинов

Некоторое время спустя, в середине июня вручили дипломы, ребята отгуляли и отметили это событие, а на следующий день после выпускного, когда мы с Дашей работали у меня в студии, мне позвонила наш ректор Амина Ибрагимовна Шафикова: «Ваша студентка Дарья Жарикова переписала хор у другого композитора. Передо мной ноты её хора и ноты из Интернета. Я проверяю, и всё сходится».

Я даже не могу передать чувства, которые испытал в тот момент. Меня бросало то в жар, то в холод, и мне казалось, что сердце сейчас остановится. Диалог наш закончился быстро:

– Вы меня слышите?

– Слышу. Что нам делать?

– Зайдите ко мне.

– Хорошо. Мы сейчас придём.

Я повернулся к Даше и спросил: «Зачем ты это сделала?» Она сразу сникла, и стала объяснять, что на экзамен должна была прийти мама и бабушка, и она хотела удивить и обрадовать их.

Что я мог сказать? Для меня подобные вещи за гранью понимания, это даже не обсуждается. Казалось бы, мне так трудно писать музыку, но никогда в голову не приходило украсть у кого-то. А у неё же и голова на плечах есть, и глаза…Попросила бы меня, я бы ей написал и подарил. А так взять чужое сочинение и выдать за свое…

Началось расследование. Мы пришли к ректору, и разговор состоялся нелицеприятный. В голове столько мыслей пронеслось! Как оказалось, после того, как прошёл экзамен в институте, Амине Ибрагимовне позвонил руководитель хоровой капеллы Ильдар Ишбердин, который когда-то учился в Петербурге, и оказался лично знаком с композитором, чей хор переписала Даша. Я только одного так и не смог понять – почему он не предупредил меня раньше, зная меня лично и слушая на репетициях, что поёт его хор? Я бы успел предотвратить этот позор и не стал выносить на экзамен плагиат.

Жуткий был скандал. И как-то всё сразу на меня свалилось – и в Союзу композиторов говорили, что я плохо работал на своём послу и неправильно распределял средства и оформлял документы. Начались попытки отобрать у меня ставку секретаря, который нужен мне, как воздух. На трёх собраниях в 2010 году решили-таки ликвидировать ставку секретаря незрячего композитора. Причём, члены Правления СК знают, что для меня это самое больное место, но подписали. Это всё равно, что добить лежачего.

И третьим ударом стала Даша... Это был первый год, когда я официально начал работать в Академии, но случай вопиющий, и ректор совершенно правильно предложила мне уволиться по собственному желанию. Даше аннулировали диплом. А я получил на свою седую голову такой позор!

Самое обидное и смешное, что пострадал я один. Я же не могу знать всю музыку, которая пишется огромным количеством композиторов в разных городах и странах, и проверять все сочинения моих студентов на предмет фальсификации. Но мы же прошли с Дашей все предэкзаменационные прослушивания, и никто на кафедре не заметил подлога, не почувствовал разницу между произведениями Даши и того питерского автора. Госэкзамен тоже прошёл успешно. Но, конечно, вся вина на мне. Я должен был заметить.

К каким же результатам я пришёл, заканчивая первое десятилетие нового века?

Я остался без работы. Правда, моё увольнение никаким образом не повлияло на моё отношение к Амине Ибрагимовне. Я и раньше знал её как прекрасную пианистку и сотрудника Правительства, когда она курировала работу творческих организаций, в том числе и Союза композиторов. В свои молодые годы она не только показала себя человеком большой души, высококлассным музыкантом, но и личностью, наделённой практическим и жизненным опытом. Тонкая душевная организация совмещается в ней с дисциплиной и чётким мышлением. Она всегда находила общий язык с музыкантами, вникала, переживала и принимала мудрые решения.

В моём случае она правильно предложила мне уволиться, но потом пригласила как совместителя на факультет башкирской музыки. Может, кто-то её и осудил за этот шаг, но она не побоялась пересудов. Она знает институт изнутри, знает, какие у него проблемы. Она сможет поднять его на новый качественный уровень. Ведь в какой-то момент наша Академия потеряла своё высокое значение по воспитанию классических музыкантов. На некоторых кафедрах стали производить работников художественной самодеятельности и культпросвета. Но сейчас, думаю, Амина Ибрагимовна поднимет на должный уровень качество высшего образования в нашем вузе.

Салават Ахмадиевич Низамутдинов
Салават Ахмадиевич Низамутдинов

А что же я смог сохранить в эти годы испытаний?

Осталась голова на плечах, в которой ещё живут идеи и мелодии. Остался имидж композитора, который исполняется и востребован. Осталось имя – Салават Низаметдинов. И если я и упал в глазах коллег, но в своих глазах я не потерял главного – веры в себя.

Авторы: Салават НИЗАМУТДИНОВЛитературная запись Виктории Симоновой
Читайте нас: