Все новости
МЕМУАРЫ
8 Августа 2023, 13:30

Чтобы описать жизнь, кажется, не хватит и самой жизни. Часть первая

из архива автора  Тамара Казакова. 1970 г.
Тамара Казакова. 1970 г.Фото:из архива автора

Нет, был бы он невыносимо страшен,

Удел земной, не будь всегда при нас:

Ни детства дней, ни молодости нашей,

Ни жизни всей в ее последний час.

А. Твардовский

АНКЕТА

ФИО: Казакова Тамара Александровна.

Родилась: 9 августа 1946 года.

Знак зодиака: Лев.

Семейное положение: замужем, двое детей (сыновья).

Образование: окончила Салаватский филиал Уфимского нефтяного института по специальности инженер-химик-технолог.

Работа:

октябрь 1963 г. — пробоотборщица 1 разряда Центральной лаборатории (ЦЛ) комбината;

апрель 1964 г. — лаборант 2 разряда; октябрь 1964 г. — лаборант 4 разряда;

июль 1974 г. — инженер-химик отдела приготовления газовых смесей;

ноябрь 1980 г. — начальник отдела приготовления газовых смесей

и автоматизации лабораторного контроля;

сентябрь 1997 г. — начальник Центральной лаборатории;

июль 1998 г. — начальник Центральной исследовательской лаборатории

с опытными установками;

декабрь 2003 г. — уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.

РОДИНА МОЯ ‑ БАШКОРТОСТАН

Родилась я в городе Мелеузе в семье рабочего и служащей. Вообще-то, семья жила в деревне Нордовке, но врачей там не было, и маму направили рожать в город Мелеуз.

Вскоре семья переехала в город Стерлитамак, где я начала учиться в первом классе школы № 18. Снимали комнатку в частном доме. Помню, что в доме было довольно холодно — хозяева экономили дрова.

По дому я ходила в валеночках. Однажды утром встала с кровати, чтобы умыться, сую ногу в один, потом в другой, а нога в валенок не лезет. Оказалось, что там мышь. Вот визгу-то было!

Очень отчетливо помню вкус пельменей. Отец рубил мясо тяпкой в деревянном корытце и добавлял зимой в фарш чистого снежку для сочности. Вкус их воспроизвести в настоящее время не получается — все не то.

В 1954 году всей семьей уехали в город Салават. Отец работал шофером, мама — медицинской сестрой в кожно-венерологическом диспансере, а я продолжила учебу в школе № 6.

С первого взгляда и первого урока я полюбила Анфису Ивановну Квашнину, которую считаю своей первой учительницей, потому что стерлитамакская не оставила в моей памяти ни образа, ни имени. Анфиса Ивановна была скромной и простой, вообще никогда не повышала голос. Знания давала глубокие: пока самый слабый ученик не усвоит тему, дальше не двигались. Классные часы проходили не в разносах и назиданиях, как это было в параллельных классах. В моем классе все были послушными, учились ровно, поведением своим не огорчали, потому и ругать нас было не за что.

Зачатки этикета, культуры — это все наша учительница. В городе Салавате в то время не было не только кафе и ресторанов, но и столовой, а мы уже знали, как управляться ножом и вилкой. Не было кинозалов и театров, а мы учились правильно проходить между рядами на свое место, мальчики снимали при входе в помещение головной убор и пропускали девочек вперед. Посещали ветеранов Великой Отечественной войны, помогали им по дому, бегали в магазин за продуктами, развлекали стихами и песнями. Ни одно школьное мероприятие не обходилось без нашего «А»-класса. Мы пели в хоре и поодиночке, представляли вниманию публики веселые сценки, декламировали, показывали акробатические этюды. Душой и двигателем наших творческих успехов была Анфиса Ивановна. Мне казалось, что она и домой-то не уходила, жила работой, школой и учениками. Она была замужем за очень порядочным человеком, но своих детей у них не было.

Запомнилась первая школьная новогодняя елка с хороводом, где я была снежинкой. Мама мне сшила платье из марли, которое я никак не хотела снимать. Постоянными моими партнерами в школьных танцах были Толик Шабанов (впоследствии он стал профессиональным танцором) и Сережа Кочкуров (он окончил мединститут и работал зам. главного врача в диспансере).

Следует отметить, что я быстро научилась читать, писать, считать, у меня хорошая память. Учительница была довольна. С ее легкой руки я училась на «отлично», была активисткой, старостой класса, училась в музыкальной школе, занималась в балетном кружке при Доме пионеров.

Сплоченность и дружбу наш класс не потерял и после окончания школы. Но Анфиса Ивановна уехала по месту работы мужа в город Благовещенск (я с ней переписывалась), разъехались в другие города одноклассники, многих уже нет в живых.

Как-то раз во время прогулки с моим маленьким сыном я встретила Анфису Ивановну. Она меня сразу узнала. Мы долго говорили, вспомнили всех, и она сказала при расставании: «Вы были добрыми. Сейчас дети не такие».

Директором школы был Е.А. Голощапов — непревзойденный авторитет всего учительского коллектива и учеников. Красавец-мужчина со спортивной фигурой, а его жену, Иду Васильевну, которая преподавала историю и была очень симпатичной женщиной, почему-то все ненавидели.

Особое яркое воспоминание оставила учитель химии. Покорил внешний вид учителя. Дородная, громкоголосая Софья Ивановна Ибрагимова завораживала звучными названиями химических элементов, запоминающимися опытами. Класс не сдерживался от «ахов» восхищения, когда при смешивании трех прозрачных жидкостей (кислота, щелочь, фенолфталеин) на наших глазах получался раствор малинового цвета. Формулы, молекулярные массы, валентности элементов все заучивали наизусть до изнеможения. Софья Ивановна не успокаивалась, пока всему классу не наставит двоек. Что интересно, отвращение к науке это не вызывало, и в результате любовь к химии была привита безоговорочно и навсегда. Эти впечатления послужили толчком к выбору моей профессии.

из архива автора  Тамара Казакова на защите диплома. Салаватский филиал УфНИ. 13 июня 1969 г.
Тамара Казакова на защите диплома. Салаватский филиал УфНИ. 13 июня 1969 г.Фото:из архива автора

Салаватский нефтехимический комбинат уже завоевывал авторитет промышленного предприятия с большим будущим, флагмана нефтехимии, и вопрос о том, куда поступить, решился легко. Я бредила химией и уехала в Москву учиться в институте нефтяной и газовой промышленности им. И.М. Губкина. Но...

Я была единственным ребенком, обожаемой дочкой. Расставание с родителями и друзьями вынести не смогла. Домой звонила каждый день и, услышав голос мамы, начинала плакать без остановки, а мама рыдала на другом конце провода. Жила я у своей родной тети — моей крестной — на всем готовом и со всеми удобствами, но все мне было немило. Папа эту «картину маслом» наблюдал ровно два месяца, а потом приехал и забрал в деканате мои документы, чему там были очень удивлены, ведь я блестяще училась. Так с ноября 1963 года я стала студенткой вечернего отделения Салаватского филиала УфНИ. Жить и учиться в Москве было, безусловно, интересно, но я страдала от поездок в метро, где меня постоянно укачивало, я очень сожалела о разлуке с родителями, родной Башкирией и любимым городом Салаватом.

Я проститься летела

С седым ковылем.

Я напиться хотела Башкирским дождем...

Ты, земля, не отвергни,

Если уйду.

От Шиханов и вербы Уйти — на беду!

Утолит звуков жажду Соловьиная трель.

Я войду в тебя дважды,

Река Агидель!

Я приеду, встречай:

Я твой вечный кунак!

Приготовь сливки в чай,

Учпочмак и чак-чак.

Подари мне башлык,

Что согреет в мороз.

Растолкуй мне язык Салаватских берез...

Ты, Земля, не забудь:

Ты свята для меня!

Посади меня в путь

На степного коня.

Перед дальней дорогой

Налей мне кумыс.

Ну, давай, конь мой, трогай!

Салават, hay Ьулыгыз!

(О.В. Голубенко)

Школьные знания были свежи, поэтому учеба в вузе давалась легко. Среди мужчин-аппаратчиков под сорок лет, начальников цехов и установок я была «зеленой» девчонкой. Записи лекций переписывали по очереди жены сокурсников, так как у меня понятный почерк. Я, конечно же, помогала ребятам с контрольными и лабораторными работами, курсовыми, ведь все были женаты, с детьми, а после ночной смены не очень хочется учиться, а хочется попросту выспаться.

В ноябре 1963 года, благодаря связям и по настоятельной просьбе моей мамы, меня приняли на работу в Центральную лабораторию салаватского нефтехимического комбината. Это не только мечта, это еще и престиж, и начало профессии, и большие надежды на позитивные перемены.

Тут пригодились мои однокурсники: разные процессы, различные аппараты, запорную арматуру, приборы КиП, специальные, специфические термины изучала по экскурсиям непосредственно в цеха, где работали и однокурсники. Относились ко мне серьезно, одобряли, что интересуюсь производством.

Институт я окончила в 1969 году. Началась увлекательная работа по внедрению поточных (непрерывного действия) приборов качества и газового анализа в цехах. В тесном контакте с работниками КиП в аналитический контроль были внедрены pH-метры, рефрактометры, хроматографы множества модификаций, масс-спектрометры, газосигнализаторы довзрывоопасных концентраций горючих газов.

Мне по жизни везло с учителями. В период работы в лаборатории таковыми считаю В.А. Ких-Мисюк, К.Н. Кичигину, М.С. Галактионов, Т.С. Рогожину, Г.И. Субботину, З.П. Таращук. Постоянный творческий поиск, чувство ответственности, профессионализм — черты, характеризующие этих специалистов. На трудовом пути они прививали мне пунктуальность, осознанный подход к выполнению анализов, умение проявлять инициативу в преодолении возникающих препятствий. Полученные знания и опыт помогали проводить отработку методов контроля качества сырья, продукции, катализаторов, обследование цехов для выяснения причин брака, проводить работу по углубленному изучению состава серосодержащих соединений в сырье, принимать участие в пуске новых производств полиэтилена, бутиловых спиртов, химических продуктов специального назначения. За время работы я была активным рационализатором, в результате чего стала автором 64 внедренных предложений.

Продолжение следует...

(В новой авторской редакции от 09.08.2023)

Автор:Тамара КАЗАКОВА
Читайте нас: