Все новости
МЕМУАРЫ
26 Июня 2023, 15:00

Валиулла-бабай из Зильдярова. Часть первая

ru.freepik.com
Фото:ru.freepik.com
  1. Про образование

 

Деду Вали было уже за 80. Подросли 19 внуков и уже начинали матереть… Самый образованный из них, инженер-строитель, успешно делающий карьеру на государственной службе в Уфе, как-то спросил деда (по-татарски – картатай):

– Картатай! Вот у тебя куча внуков и внучек, а высшее образование получили единицы. Почему? Нам же всем родители внушали, что мы должны поступить в институты и стать инженерами, учителями, врачами…

Дед задумчиво огляделся вокруг и заговорил:

– Видишь березки у ручья? Все растут в одном месте, в одинаковых условиях. А какие разные! Одна высокая и прямая, с густой кроной. Другая скривилась и согнулась. Третья вообще засыхает… Так и люди! Не могут все подняться до уровня высшего образования и стать инженерами да начальниками. Не каждому дано. Да и не обязательно! Простой рабочий люд тоже нужен, еще как! Есть мужики и бабы с золотыми руками. На них вся наша жизнь держится. Писать-читать, слава Аллаху, все умеют. И считают неплохо. Особенно маленькую зарплату! И мизерную пенсию!

 2. Плановое хозяйство

Началась перестройка: Горбачев, отказ от планового хозяйствования в государственных масштабах, сотворение рыночной экономики…

Дед спросил у своего самого продвинутого внука:

– Как ты думаешь, вообще планировать в народном хозяйстве надо?

Внук отвечает:

– Да нет! Теперь все делается по законам рынка! Есть спрос – делают, выпускают, производят, сколько рынок может реализовать.

Дед призадумался. Заговорил:

– Видел, я новую ограду вокруг огорода поставил? Ну, чтобы скотина не забредала и картошку не топтала. Старая уже совсем плохо держалась… Сгнила за все наши годы-то. Так вот, прежде чем менять свою ограду, я измерил все и подсчитал, сколько погонных метров жердей надо заготовить, сколько дубовых столбиков надо поставить и сколько мужиков надо позвать на помощь. Да и заплатить им хоть сколько-то. Муж соседки Бану рукастый, но пьет без тормозов. Сосед Заки слабовато плотницким инструментом орудует, а Галиулла вроде готов потрудиться. И раньше помогал. Ну, это план или не план?

Внук уверенно отвечает:

– План!

– А если это план, и он нужен в маленьком хозяйстве старика Вали, то как же жить без плана в целом государстве? КАК?

В молодости Вали-картатай был еще председателем первого колхоза в своей деревне Зильдярово…

 

ru.freepik.com
Фото:ru.freepik.com

3. Веселящая влага

Пора сенокоса. Дед, еще довольно крепкий, хотя ему за 70, стоит на навесе сарая и принимает вилами сено, которое снизу вилами же подает сосед Хоснулла. Он его называет по-татарски «сакалдаш», т. е. парень, с которым они одновременно обрастали юной бородой (по-татарски «сакал»)… Ну, и по жизни шли рядом. Вскоре наверху образуется приличный стог, и старики решают передохнуть. Да и время уже обеденное. Суп-лапша и самовар для чая готовы. Хлеб, молоко, катык, сметана и мед свои. Бабушка Шамсиямал стелет на лавку клетчатую, красную с белым, домотканую скатерть и подает обед. Дед Вали сразу ставит вопрос ребром:

– Шамсиямал, а чайничек?

Бабушка без возражений подносит большой «чайничек», приспособленный для бражки, и посиделки продолжаются. Брагу ставили на меду, потому что дед всю жизнь занимался пчелами, держал пасеку. Аппетит у тружеников отменный – и бражка, и закуска идут споро, как и полагается. Дед намекает, и бабушка подает еще чайничек. Дед посмеивается:

– Хоснулла, а как тебе бражка? Ви-и-и-жу, нравится! Пьешь и пьешь! Веселее стало?

Хоснулла:

– Да что-то захмелеть сегодня хочется…

– А Шамсиямал эту брагу только вчера поставила, ха-ха-ха! Сла-а-адкая еще, почти водичка!

Бражка должна дойти до зрелости через брожение в течение какого-то времени! И дед заливается озорным своим смехом.

Хоснулла выпивает-закусывает, но между тем время от времени заинтересованно поглядывает на зеленую фетровую шляпу Валиуллы, которую нашему деду подарила дочь Фания. Шляпа лежит на полке у входной двери. Вскоре Хоснуллу посещает некая идея и, расслабившись, он дружелюбно ее озвучивает:

– Вали, а шляпу зеленую ты кому завещаешь?

Дед даже не напрягается, только хитро усмехается:

– Да хоть тебе! Нравится, что ли, так?

– Хороша шляпа! Только ты на бумаге напиши, что мне ее завещаешь! Твоя Шамсиямал так просто твою шляпу никому не отдаст! А бумага это документ!

Дед хохочет:

– А костюм мой серый хочешь? С районного универмага? Мы с тобой одного размера вроде…

И так далее. Медовуха делает свое благое дело, и задушевная беседа стариков-«сакалдаш» продолжается почти до захода солнца. По улице уже бредет с пастбища сытое деревенское стадо…

Медовухой дед угощал всех, кого хотел – просто прохожих, если ему нужна была компания – поговорить за жизнь. Заскучав, дед Валиулла выходил за ворота, садился на лавку и ждал. Первый же прохожий с удовольствием составлял ему компанию. Дед уходил за печку, вставлял в бочонок с медовой бражкой розоватый шланг, чуть-чуть подсасывал, и в банку лилась, надо полагать, целебная веселящая влага. Начинались посиделки, на которых дед неизменно блистал красноречием, приправленным здоровым крестьянским юмором. Жизнерадостный был человек!

 

4.Со стороны фасада

Брат Марат рассказывает: «Приезжаю как-то к деду в Зильдярово. Ему уже изрядно за 80 было. Смотрю, а он новый забор поставил со стороны улицы. Из хороших струганых досок, и скамейку у ворот новую пристроил. Покрашено все. Ворота тоже обновил. Столбы дубовые! Ай да дед! Говорю ему:

– Картатай, ну зачем ты это все затеял? И старая ограда вроде нормально стояла, крепкая еще была. И деньги немалые! И силы нужны!

Дед отвечает:

– Да-а-а, уходить же скоро… Будут выносить, люди соберутся. Будут слова всякие говорить, вспоминать. И кто-то скажет, что Вали-бабай собирался, готовился достойно уйти в мир иной! Даже ограду обновил на прощание!».

Известно также, что Вали-картатай приобрел две приличные мраморные плиты и заказал мастеру сделать на них соответствующие надписи: даты рождения и кончины бабушки Шамсиямал, покинувшей этот мир раньше мужа, и даты собственной жизни (еще без даты ухода).

И покоятся они рядом на кладбище в деревне Зильдярово, а Марат поставил им общий памятник, очень достойный. Поклонимся их светлым ликам…

Продолжение следует...

Автор:Зайтуна ГАЙСИНА
Читайте нас: