Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
14 Января 2021, 13:10

Поэзия академическая и функциональная

Поэзия поэзии рознь — одну читают или слушают маленькие кучки людей, в основном сами поэты, а на другую собираются полные концертные залы восторженных поклонников. В век интернета различие стало ясно как никогда — количество просмотров записей тех и других чтений можно сравнивать, не выходя из дома. И сравнение просто ошарашивает — это десятки и сотни против сотен тысяч и миллионов.

Первое — поэзия как искусство, стремящееся открыть что-то новое как в плане содержания, взгляда на мир, так и в плане стихотворной формы. Можно назвать это «серьёзной поэзией», по аналогии с музыкой или, избегая оценочного определения, «академической поэзией». Эта поэзия рассчитана на успех у критиков и коллег, но не у массового читателя. В частности, требуемая массовым читателем душевность в академической поэзии обычно избегается как дешёвое средство выразительности. Кто-нибудь может себе представить, что критик пишет: «В стихотворении с особой силой выражено чувство горечи потери в связи со смертью бабушки»? Я не могу… Вообще, спектр человеческих чувств довольно ограничен по сравнению с множеством идей, зрительных образов и стихотворных форм, поэтому в академической поэзии наметился уход от выражения чувств, поскольку главное — новизна и самобытность, а если в стихотворении есть определённое чувство, это как бы сразу помещает его в один «ящик» со многими другими.
Второе — это поэзия, служащая определённым целям, например, пробуждать чувства, смешить, воспитывать. Если иметь в виду концерты в больших залах, такую поэзию можно назвать эстрадной. Но лучше использовать более общее название «функциональная поэзия». Тогда к этой группе можно причислить, например, сходный поэтический продукт, записанный на телефон и выставленный на Инстаграм.
Функциональная поэзия затрагивает проблемы обычного массового человека, с которыми он сталкивается повседневно, частично по собственному идиотизму или из-за плохого воспитания. Это в первую очередь воспитательная поэзия, особенно полезная для юношества, и она распространена гораздо шире, чем юмор (которым обладают далеко не все). В такого рода поэзии молодые воспитывают друг друга, обмениваются опытом, причём главным образом опытом в том, что их на данном этапе наиболее интересует — в отношениях с партнёром. Львиная доля функциональной поэзии — об отношениях.
Хоть Эдуард Асадов и умер, но дело его живёт. В то время, как в среде любителей поэзии продолжаются споры о том, поэзия это или нет, стихи Асадова продолжают звучать в концертных залах, а теперь зазвучали и по интернету. Что ещё более важно — пишутся горы стихов в подобном ключе, и звучат повсюду, и находят своих слушателей. Популярность этого жанра многократно превышает популярность академической поэзии, которая преследует оригинальность и массам непонятна.
Функциональной поэзии не до шуток, и основной упор она делает на содержание, которое, как правило, несёт в себе конфликт, способный высекать эмоции из души слушателя. Основной конфликт в настоящее время — это неспособность партнёров жить вместе по причине психологической несовместимости или чего-то ещё, обычно не специфицированного. В стихотворении происходит разрыв, сопровождающийся чувством облегчения и новой свободы. По законам жанра, после этого любовь в какой-то степени ещё жива, притяжение есть, но с ним можно успешно бороться. Если это убрать, всё произошедшее будет казаться менее серьёзным и стихотворение станет несколько холодным и бездушным, не таким резонансным. В функциональной поэзии освещаются всевозможные варианты этого основного конфликта, также как и других аспектов отношений. Молодёжь из этих стихов может узнать, что вообще в жизни бывает и какие есть варианты разрешения ситуаций. Возможно, в каких-то случаях кто-то узнаёт себя и радуется, что не одинок.
Если у Асадова тематика советская (например, юноша должен быть смелым и готовым защитить девушку от хулиганов), то сейчас центр тяжести сместился в сторону проблем, характерных для общества потребления (например, чувство глубокой неудовлетворённости жизнью без всякой социальной подоплёки, что лечится антидепрессантами или, если хотите, функциональными стихами, в которых это проговаривается). Возросла доля поэтов-женщин и женской тематики, со сверхзадачей освободиться от угнетающей власти мужчины.
Кроме сильного смыслового посыла и эмоционального музыкального сопровождения, функциональные стихи требуют незаурядного актёрского мастерства. Очень важно, чтобы чтец имел приятную внешность и красивый, убедительный голос. Поскольку во многих случаях содержание на грани или за гранью банальности, далеко не все могут вжиться в образ и произнести слова с подлинным чувством. Каждое искусство требует своих талантов.
Таким образом, современная функциональная поэзия — это перформанс, состоящий, как минимум, из трёх компонент: стихотворного текста, голосовой читки и музыкального сопровождения. В противоположность этому, академическая поэзия — это в основном текст, читаемый глазами и слышимый внутренним слухом. Поэты, читающие свои стихи на выступлениях, очень часто не относятся к этому серьёзно, не подготовлены и бубнят по бумажке или, в последнее время, с телефона. Исполнение академической поэзии профессиональными чтецами или артистами — отдельный и несколько спорный жанр, поскольку во многих случаях чтецов обвиняют в переигрывании. Во всяком случае, лишь небольшая часть написанных стихов получает такое прочтение. С другой стороны, Эдуард Асадов зародил функциональную поэзию как чисто текстовую и добился огромной популярности своими книгами. Но сейчас, в век интернета и мультимедии, воздействие этих текстов усилилось многократно. При желании здесь можно усмотреть возвращение к практике Древней Греции, где поэзия и музыка ещё были вместе как один вид искусства.
Ещё один важный аспект функциональной поэзии связан с возможностью видеть лицо исполнителя на экране крупным планом. Красивые молодые девушки с большими красивыми глазами, неотрывно глядя в камеру читающие проникновенные строки под романтическую музыку, не могут не излучать эротику, независимо от смысла зачитываемых стихов. Это уже напоминает киберсекс, где доминирует невербальное, а от смысла можно постараться и отключиться, тем более, что ничего эротического обычно там нет. Таких поэтических видео с красивыми девушками очень много на Инстаграм, и я заметил, что количество просмотров увеличивается с размером лица на экране. Представьте себе, что в реале к Вам подходит на расстояние меньше метра очень красивая молодая женщина и, неотрывно глядя Вам в глаза, что-то долго и проникновенно говорит. Это практически невозможно-либо это интим в общественном месте, либо нарушение личного пространства. Да и не нужны Вы таким девушкам в реале! А в виртуале, по интернету, это ещё как возможно и вошло в норму, и Вы очень даже нужны со своими лайками и подписками. Кто-то эти видео не может смотреть, но массы на них буквально западают, что подтверждается внушительными цифрами.
Отклонений от мудрого тона у чтиц практически не наблюдается. Нет смятения, нет смены регистров, которые актёры часто показывают при чтении стихов. Откуда же такая однородность? Я ломал голову какое-то время, а потом некто на Инстаграм упомянул, что слушает Анну Егоян. Найдя Анну, я осознал, что она и есть основная в этом жанре и что все эти девушки подражают именно ей. Анна Егоян имеет миллион (!) подписчиков на Инстаграм и чуть меньше миллиона подписчиков на ютуп. Наиболее популярные из её видеозаписей собирают по несколько миллионов просмотров. У Анны есть менеджер, и она выступает с концертами. Читает в основном стихи других авторов (включая Эдуарда Асадова), но постепенно включает и свои собственные, написанные в том же стиле на те же темы. Насколько я понял, у Анны нет актёрского образования, она просто самородок по внешним данным, голосу и умению говорить убедительно. Всё, что написано выше про крупный план, имеет к ней непосредственное отношение. Но поражает одна вещь, бросающаяся в глаза намного сильнее, чем у её подражательниц — красивая молодая девушка и своей мимикой, и своими интонациями создаёт впечатление, что у неё за плечами вся жизнь, что она всё уже пережила и всё знает, что ей сто лет и что внутренне она, как Мать Тереза. Такой контраст между внешностью и внутренностью крайне необычен, и Анна в одном из интервью говорит, что когда она идёт на сцену, в голове что-то щелкает и она становится на время другим человеком. Видимо, девушка прямо родилась с Матерью Терезой внутри и может её включать, когда надо. Огромный талант, ничего не скажешь!
Чтобы избежать однобокости, следует упомянуть и успешных чтецов-мужчин в интернете. В отличие от женщин, они обычно не показывают себя крупным планом, а часто и вообще не показывают. Это не мальчики, но мужи, красотой не блещут. Упор делается на голос и на чувственную сопровождающую музыку. Тематика тоже несколько другая, более общечеловеческая, чем у женщин («Мы все умрём, и в мире ничего не изменится» и т.д.). Попадаются произведения классиков. Но проблемы отношений, как наиболее волнующие большинство, остаются в центре. Многие тексты настолько душещипательны, что диву даешься, как чтецы могут их прочесть, не расплакавшись или не рассмеявшись. Да что там! Уже одни фонограммы вышибают слезу. Если перформанс девушек можно ещё воспринимать как лёгкую форму эротики, то продукция мужчин — это уже просто патока, насыщающая за одну минуту. Но это я говорю как мужчина. С точки зрения женщин всё может быть как раз наоборот.
Многие тексты озвучиваемой функциональной поэзии приходят с сайта stihi.ru. Этот крупный поэтический сайт считается гнездом графоманов. И действительно, стихира представляет собой перевёрнутую пирамиду — чем хуже стихи, тем больше читаемость и тем больше одобрительных комментариев, тем выше рейтинг. Хороших поэтов с хорошими стихами там тоже хватает, но они теряются в общей массе, не поднимаясь наверх. В общем, стихира и другие сайты самопубликации — огромный культурный эксперимент, результаты которого заставляют чесать затылок. А дело в том, что на этих сайтах академическая поэзия смешана с поэзией функциональной и явно проигрывает последней в глазах массового читателя. Много на стихире текстов с явными дефектами стихосложения — с плохими рифмами, со сбоями или неоправданными сменами размера. Эти тексты имеют большой успех на сайте, но, тем не менее, на озвучку они не попадают, потому что явно плохие стихи невозможно прочесть голосом — фальшь сразу вылезет. Чтецы выбирают гладко написанные функциональные стихи, а банальность при этом не помеха, а преимущество.
Что же посоветовать академическим поэтам, для которых поэзия — искусство, а не средство просвещения молодёжи? Думаю, что главное здесь — осознать, что поэзия академическая и поэзия функциональная — разные жанры. Соревнование с функциональной поэзией бессмысленно и бесполезно. Те, кто идут впереди массы, никогда не наберут миллионы просмотров. Нужно довольствоваться малым. Вместе с тем, следует учиться обращаться с современными технологиями, не упускать возможностей, которые они предоставляют. Сейчас очень легко записать на видео собственное чтение стихов и поставить это на ютуп. Можно поработать над выразительностью чтения — это увлекательное занятие и помогает лучше понять собственные стихи. Этим я и занимаюсь в последнее время, открыл свой поэтический канал. Надеюсь, что он приобретёт известность, как говорится, «в узких кругах». С могучими каналами функциональной поэзии тягаться не пытаюсь.
Дмитрий Гаранин
Читайте нас: