Путь до Белого волка, или Подарок для мамы
Все новости
ЛИТЕРАТУРА
13 Ноября , 11:00

Русские космические поэты и небожители. Часть третья

9

 Двадцатый век – это прежде всего небывалые доселе свершения в области науки и техники. Мировой прогресс, сделавший качественный скачок (ракетостроение, корабли и самолёты) уже при советском строе и в самом СССР. Советская Россия, наша родина в 20-м веке, идёт в освоении космоса впереди планеты всей, опережает запад по главным показателям в стратегически и космически важных проектах (осуществляемых на воде, в воздухе). СССР успешно и победоносно соревнуется с Европой и Америкой. О лёгкой промышленности и изящной культуре европейской цивилизации Лондона, Парижа, Америки – не будем пока говорить. Они опережали СССР по многим показателям. Но это и понятно, основные силы русских были сосредоточены после разрухи во Второй Мировой войне на главных экономических и стратегических проблемах в стране. Над ними в СССР работает русский технический гений. И вот уже следует парадным маршем по площадям показательный, результативный подъём тяжёлой советской промышленности, гремят сменяющие друг друга пятилетки, раскатываются по всей стране ударные и продуктивные соцсоревнования. И всё это – на фоне духоподъёмного демократического движения и необходимого для дальнейшего движения вперёд всей страной «перегибов» в политике партии и развенчания культа личности вождя («кремлёвского горца», по слову Мандельштама). Оттепель на многострадальную родину наконец снизошла (молитвами партии и вождей), воцарилась в человеческих лицах и настроениях советских людей 60-х годов, и ярко и молодо-зелено ликует на просторах страны, на стогнах и в городах, в деревнях и сёлах. Отныне широко демонстрируется Хрущёвым (с его демонстративно-народным до простонародного включительно стилем общений и выступлений), а потом и Брежневым: обращение власти лицом к своему советскому народу и по-свойски простодушно, конкретно, так сказать.

 

Проявляется государственная забота о нуждах советских людей. Утверждается дальнейшая дружба народов пятнадцати Республик СССР. Громыхают великие стройки по всей стране, радостно возводятся новые города, Днепрогэс, Бам, Комсомольск на Амуре и трассы. Многочисленные комсомольские стройки проходят по всей нашей стране. Неслыханный энтузиазм, подкреплённый недавней, ещё свежей в памяти народа победой над мировыми захватчиками фашистами и великой надеждой на обещанное руководством светлое будущее в стране побеждающего коммунизма отныне стоит и пока ещё держится просто небывалый. Работает вовсю социальный лифт, народы съезжаются в столицу Москву, это огромный прилив свежих сил, распределяемых планомерно. Проходят общесоюзные выставки Достижений Народного Хозяйства, стремительно развивается кораблестроение, самолёто-ракетостроение, запускаются орбитальные спутники, неустанно, неусыпно вещает обо всём этом советское радио, подключается телевидение, и под конец века – интернет. Человеком открыт, собран и выделен на отдельный, небиологический носитель, весь, имеющийся в запасе, от века выработанный человечеством Искусственный Интеллект. Вот вкратце прогрессивные и просветительские достижения 20-го века.  В мире и в России – советской и времён Перестройки.

 

10

Но вместе с тем, благодаря именно той же новой официальной советской социалистической идеологии в стране (требующей жёсткой партийности и учреждающей, насаждающей нового человека, новое отношение к природе и к обществу) 20-й век в послереволюционном СССР – был ко всему вышесказанному (ко всем свершениям) – был он и грандиозным падением с высоты бывшей духовной культуры многих столетий в России. Культуры, включавшей и сохраняющей прежде всё духовное наследие панславян и русичей, культуру, сложно существующую ещё при Рюриковичах и при Романовых, и православную русскую культуру России. России не только и не столько орды, сколько Новгорода, Новгородского Вече, Киевской Руси, России Петра и достославного царствования Екатерины, успешно контактирующей с культурной Европой. И как следствие – Россию русской поэзии, процветающей при Екатерине и в наследии её эпохи (доставшемся Пушкину и пушкинской поэтической Традиции, Россию подлинно русской поэзии, науки и ремёсел той процветающей в духовном отношении поры. Культуры широкой, деятельной во всех направлениях, учреждающей новые роли и приближающей выдающихся русских поэтов в царствование Екатерины к государственной деятельности (достаточно вспомнить Державина, Жуковского, Тютчева).

Только всё это и создавало величайший по своим поэтическим потенциям, бесконечных буквально творческих возможностей, гибкий, крайне живой и чуткий ко всему на свете, в любых своих видах, больших и малых, великий наш и могучий русский язык. – наше действительное, наиреальнейшее достояние. Язык, под который подвёл литературные и народные основы А. Пушкин. Язык, который до сих пор великолепно существует и в народе, и в Русской Душе вообще, Душе, приобщённой ко многим и народностям, населяющим Россию. Язык, порождаемый сегодня своими выдающимися поэтами-языкотворцами.

Тот самый язык, который боготворим временем. А в России – и самой Вечностью.

 

Итак, резюмирую, подвожу сказанному итог. Никакой просветительский или технический рационализм 20-го столетия и весь технический прогресс взятый вместе и в СССР, не способны были заменить сложной, цветущей, языковой и духовной, глубоко эстетической и интимно-человеческой, духовно-эйдетической художественной культуры, сложившейся в течении многих столетий на наших Сверхвесях, в их различных вековечных и потаённых местах, в селениях великой России. В её городах, в средостении и по окраинам, причудливо и живо обрамляющим её.

И вот этого подлинного и таинственно свободного искусства, великой исторической и Вечной России, конечно, не затмят неизбежные в истории потрясения, не миновавшие и дореволюционную Россию и сегодня культурно восстанавливающуюся, несмотря, опять же ни на что. Даже на войны в мире, сопутствующие сегодня этому восстановительному процессу России, её подлинной поэзии и сложной, цветущей её культуре и русскому искусству вообще. Музыка, живопись, балет, как и кока-кола – никуда не делись, они есть и будут.

Они соседствуют и с крайне материалистическим миросозерцанием, претендующим на тотальность мировоззрения. Упростить Культуру нельзя, можно спилить дерево, лишить его ветвей. Но кто срубит Древо Жизни, который, сидящий на нём способен на это? Кто разрушит саму Жизнь или Душу мира?

 

Нельзя свести к одной крайне социальной идеологии или моде, к одному материальному прогрессу, к одной земной власти очень неоднозначные и прежде всего глубинные и духовные уровни существования народа или народов, даже одного человека, не говоря человечества в целом? Такая попытка была проделана в СССР. В стране так называемого научного атеизма и на базе якобы диалектического материализма. Отнюдь. Даже такая узколобая и прямолинейная идеологическая экзегеза, вредительская, несмотря на некий её конструктивизм, существовала относительно недолга, ибо была крайне аффицированной (держалась на аффектации власти), но отнюдь не объективной реальностью, не глубинной и духовной. И с истинной верой разделаться такая власть не смогла. 

 

11

 

Ещё короче. На фоне истинного технического прогресса (действительных высочайших достижений в науке и технической цивилизации вообще, в СССР и в мире) – тоже, кстати подготовленных веками именно христианской культуры, освобождённой духом (божьим и человеческим) от залипания на одной лишь материальной жизни рода. И, следовательно, жизни, подготовленной тем самым для научных технических открытий и свершений (тот же полёт в космос), – на всём этом фоне происходит и произошло (и об этом следует сказать прямо и непреклонно) невиданное же со времён высокого Средневековья и Возрождения духовно-культурное падение, некая утрата великой, метафизической, духовной и сверхчеловеческой Традиции. И от этой сухости и пересоленной воды в общественных источниках СССР как бы трещины легли на великую картину жизни, на её скукоженную поверхность. И вплоть до университетских даже гуманитарных дисциплин распространилась разлагающая их кожу и тело Культуры в целом умело-демагогически идеологизированная ложь. Так, кем-то незамеченная (но не подлинными поэтами русского андеграунда, АП*), а кем-то с выгодой для себя подхваченная (карьерный рост и пр.) прошла эта трещина по фарфору русской культуры и по всей социальной жизни в 20-м веке. Повторяю, не все советские комсомольцы даже ощутили её вред вполне. Но это была отчасти и временная плата за технический прогресс в мире (эта упрощённая, рационализированная культура или просто технократическая цивилизация). Прогресс, необходимый человечеству для его физического выживания на планете. Расплата за технократию и голый прогрессизм, за плоский просветительский рационализм – это потеря традиционно духовной культуры, метафизики и органической мистики, известных ещё древним. Это упрощение и антропологии, и социальной жизни. Временные, неизбежные. Подмена скороспелой советской коллективистской (не народной, но массовой) культуркой культуры мощной, подспудно растущей и способной к дальнейшему развитие – многообразной и глубокой, сложной и цветущей (по выражению русского философа К. Леонтьева) – истинно великой русской культуры.

 

АП* – Аполлоновы Пчелы, см. часть первую  → здесь

Орфография и синтаксис авторские

Автор: Алексей КРИВОШЕЕВ
Читайте нас: