Анализ моральных проблем в башкирской литературе был дан К.А. Ахметьяновым. Проанализировав основные произведения периода прошлого века, литературовед обосновал новую категорию на стыке этики и эстетики. Назвав ее категорией искренности, автор подразумевает в ней «верность истине и верность самому себе» [Ахметьянов.1982: 59]. Ученый рассуждает, что искренность – это такой феномен сознания человека, в котором выражена его открытость, бесхитростность, чистота помыслов. Связанная, прежде всего с эмоциональным миром личности, искренность относится к области психологии морали.
Литературовед Г.Н. Гареева в своей диссертации «Особенности развития башкирской прозы второй половины XX века» отмечает, что в 90-е годы ХХ века новым содержанием наполнился башкирский роман. «Данное идейно-художественное направление в башкирской прозе, связанное с актуальными проблемами времени, с изображением положительной или пагубной для окружающего мира деятельности современников, в 90-е гг. наполнялось освещением громких политических событий, получивших широкий общественно-социальный резонанс, с явно выраженным критическим пафосом, в принципах сурового реализма. Если в предыдущие периоды частичный отказ от соцреализма и от его главных принципов отражения действительности проявлялся лишь в отдельных произведениях и в творчестве отдельных писателей, то в последние десятилетия XX в. в башкирской прозе – в романах Д. Булякова «Жизнь одна», «Взорванный ад», в повести Х. Тапакова «Выборы» – наблюдается полный отказ от приукрашивания жизни, идеализации героев, ведется интенсивный поиск смысла жизни, критериев добра и зла, поднимаются вопросы норм социального и нравственного поведения, духовных ценностей, тем самым проявляются черты неореализма, поднимающего назревшие острые социальные и этические проблемы, связанные с положением дел в обществе и государстве в целом. В них вопросы отношения человека к земле, природе поднимаются до уровня общечеловеческих проблем.
Таким образом, на фоне смены общественно-экономических формаций в 90-х гг. в психологии отдельной личности и целого народа произошли большие изменения, изменились взгляды на мир, на общество, на свое место в жизни, что привело к изменению пафоса, пересмотру концепций в литературе. Наполнились новым содержанием принципы художественного отображения действительности, метод соцреализма уступил место неореализму (суровому реализму, «реализму без берегов»). Писатели стали чаще обращаться к публицистике, активнее использовать популярный в 60-х гг. жанр общественно-публицистического романа. Р. Султангареев, Д. Буляков, Н. Мусин в своих романах философски обобщали смысл бытия, мироустройства, чувство патриотизма, гражданские устремления, духовные потребности героев изображались в тесном переплетении с философскими обобщениями, психологическому анализу подвергалось мощное воздействие на героя духа эпохи» [Гареева, 2010: 16–17].
В современной башкирской литературе и искусстве традиционно много внимания уделено вопросам морали, поискам добра и отрицанию зла. В ряду писателей, обративших внимание на духовно-нравственное состояние современников в переломный этап развития общества, стал видный прозаик Динис Буляков. Его философский роман «Жизнь дается однажды» [Буляков, 1996] дал панораму общественной жизни Башкортостана в постперестроечный период, когда республику сотрясали волнения, вызванные экологическими катастрофами и политическими выборами. Находясь в гуще этих событий, автор сумел вскрыть причины духовного кризиса современников и указать верный путь для молодого поколения. Д. Булякова особенно сильно как общественного деятеля волновало злоупотребление отдельными журналистами свободой слова для достижения политических целей на выборах, «черный пиар» и «война компроматов».
Главным героем произведения Диниса Булякова «Жизнь дается однажды» является врач, профессор Аринбасаров. Он борется за жизни и здоровье людей не только как талантливый ученый-микрохирург, но и общественный деятель. Аринбасаров как и эпический герой Урал-батыр бросает вызов смерти, противостоит силам зла, воплощением которых является главврач больницы Казнабаев. Аринбасаров ради спасения жизни людей, ради качественного улучшения системы здравоохранения и решения экологических проблем идет на борьбу с «силами зла», выдвигает свою кандидатуру на выборах в парламент. Ему противостоит карьерист Казнабаев, озабоченный лишь своим благополучием. Для достижения своих целей Казнабаев готов и на подлог, на клевету и доходит до серьезного преступления, пытаясь устранить физически своего конкурента.
Для Аринбасарова предвыборная кампания была лишь возможностью привлечь внимание общественности к проблемам здравоохранения, к готовящемуся тайному ядерному подземному взрыву для строительства мусоросборочного саркофага. К власти он не стремится и уступает свое место в финале популярному писателю. Арслан Аринбасаров пришел к пониманию роли нравственной силы в судьбе каждого человека: «…мне кажется, что вокруг нас точно существует еще не понятая, да и не постижимая разумом сила. Нами правят не только наши человеческие законы, но и законы бытия, мирозданья… Они существуют независимо от нас, хотим мы того или нет – все мы часть Вселенной. У каждой планеты есть своя ось, своя орбита, так и жизненный путь каждого человека определен ему с рождения. Стоит только чуть-чуть уклониться от него, и ты пропал, твоя жизнь превратится в хаос. Та святая сила, что движет мирами, никого из людей не направляет по ложному пути, не посылает грабить и убивать себе подобных. В конце концов, справедливость торжествует, и подонки всегда будут призваны к ответу перед лицом судьбы. Сколько раз я в этом убеждался» [Буляков, 1996: 52].
Автор произведения, который сам работал многие годы в печати и на телевидение, возглавлял Союз журналистов и Союз писателей РБ, очень серьезно относился к нарушениям этических норм журналистами. В его произведении дан отрицательный портрет такой журналистки – Марьям. Она любовница Казнабаева и готова на все ради него. Именно с ее помощью Казнабаев начинает информационную войну с Аринбасаровым. Так в газете появляется статья о гибели на операционном столе известной артистки. Виновником этого назван профессор Аринбасаров, хотя он в безнадежной ситуации сделал все, чтобы спасти человеческую жизнь. Динис Буляков отстаивает честь журналистской профессии, осуждает негативные проявления: «Сенсация! Газеты сейчас стали разнузданными, на какие ухищрения, на какую низость не идут, дабы привлечь к себе внимание, увеличить тираж. В погоне за дешевой популярностью многие корреспонденты не гнушаются публиковать вымыслы, ищут жареные факты, скандальные материалы, все для того, чтобы выдвинуться в ряд первых журналистов. А ведь главное – проникать в души современников, через их мысли, чувства, мечты и проблемы давать оценку происходящим сейчас переменам. Все равно каждый рано или поздно будет держать ответ перед собственной совестью, а то и перед законом. Но сколько человеческих судеб искалечено газетными борзописцами?» [Буляков, 1996: 70].
Тема духовности и духовного начала в человеке всегда находилась в центре философии. Гегель различал понятия Дух Божий и «дух человека». По мнению Гегеля судьба человека определяется следующими составляющими: тело, душа и дух. Душа – это поток психических состояний человека, а дух проявляется в душе. Дух – это сущность человеческой души, которая способна познать через дух божественность своей природы [Гегель, 1977: 273–275].
По мысли Юнга: «…жизнь и дух представляют собой две силы или необходимости, между которыми находится человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета» [Юнг, 1996: 292].
Проблема духа была в центре внимания Н.А. Бердяева, который считал, что дух есть «порыв в этом отяжелевшем мире, динамика, творчество, полет» [Бердяев, 1994: 379].
И.А. Ильин отмечал противопоставление в человеке силы духа и силы инстинкта. Дух человека представляет собой личную и разумную энергию, личность с духовным достоинством видит в каждом другом человеке такую же свободную и ответственную личность как он сам [Ильин, 1993: 31].
Роман «Жизнь дается однажды» Диниса Булякова стал его духовным завещанием. Как отмечал в послесловии к изданному на русском языке переводу известный публицист Газим Шафиков, в произведении: «Многие десятки страниц каждая сюжетная линия живет и движется как бы самостоятельно, словно не пересекающиеся между собой параллели. Но ближе к концу эти параллели начинают вдруг стремительно сближаться и скрещиваться, словно в короткое время переменив закон Эвклида на закон Лобачевского. И в этом сказывается зрелое мастерство Диниса Булякова» [Буляков, 1996: 155–156]. И, безусловно, писатель создавал свое произведение в русле нравственного сознания башкир, в национальном этическом поле.
Д.Ж. Валеев как и многие исследователи видел генетические истоки философской мысли Башкортостана прежде всего в монументальных эпических произведениях как «Урал-батыр» и др. [Валеев, 1989: 44].
У персонажей произведения Д. Булякова есть немало параллелей относительно выбора своего пути с героями эпоса. Урал-батыр не позволяет убить белую лебедь (деву Хумай) своему брату Шульгену. У Д. Булякова Ильгужа помешал Тулубаю ударить лопатой девушку Гульшан. Именно с этого поступка, с этого момента пути двух студентов расходятся. Один идет по пути добра и справедливости, другой встает на опасный и губительный путь. У Д. Булякова как и в эпосе есть силы добра и силы зла. Лагерь добра и справедливости возглавляет Аринбасаров, а плохие люди, преступники собираются вокруг Казнабаева. Эти силы сталкиваются, как и Урал-батыр против сил зла – драконов во главе с Шульгеном. Таким образом, писатель в своем творчестве неосознанно следует принципам народной морали. Добро должно победить. Аринбасаров в финале пытается спасти раненную Камарию, которая была в банде, собиравшейся убить его самого и всех его близких. Но из-за Казнабаева, который пытался замести следы, это не удается сделать. «Трагичная судьба этой девушки не выходила из головы Арслана Рахматулловича. Если ты когда-то ступил на скользкий и неверный путь, то в этой жизни все равно придется держать за это ответ. Нельзя прожить счастливо, кого-то обманывая, издеваясь и притесняя других. Таковы неписаные законы жизни. Жизнь дается однажды, но так часто обрывается в расцвете сил» [Буляков, 1996: 152].
Аринбасаров одерживает прежде всего нравственную победу над Казнабаевым. В этом философском произведении, ставшем яркой иллюстрацией происходивших общественно-политических преобразований, современники оценили торжество нравственной силы и духовной личности. В творчестве писателя нашли отражение многие традиционные черты народной нравственности, представления о морали, о духовности, которые поразительно схожи с результатами размышлений выдающихся философов.