От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть вторая
Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
1 Ноября 2023, 13:42

Выход из матрицы

Мы можем участвовать в божественном видении

/поэтическая максима/

 

Реальность существует лишь постольку, поскольку Божество её созерцает

/метафизический факт/

 

1

Реальность единая и различная в себе самой.

Искусство, стихи, художественную прозу иногда называют "второй реальностью".

Пусть так.

Но, по сути, второй реальностью (снимаю кавычки) является та, которую как бы считают первой относительно реальности искусства ("второй реальности").

Однако в предшествующей искусству реальности уже можно выделить (и выделили до меня) две реальности (а не одну). Природу, сотворённую и природу творящую. Что, очевидно, не одно и то же.

Таким образом, стихи или музыка суть реальность уже третья, а не вторая. И только восходя к первой (не формализованной) реальности, творящей неустанно и постоянно бытие вообще (из ничего), поэзия и создаёт обогащенную, не формальную, не изолированную ни от чего, третью реальность.

Её можно бы назвать в пределе духовной, нематериальной, вечной, преображённой реальностью.

Той реальностью, которую не совсем точно иногда именуют "второй реальностью".

(Вторая реальность суть реальность сотворённая, включающая науку и технику (всю техническую цивилизацию), и она не изолируется (без ущерба для себя) от двух других реальностей).

 

2

Созерцание, искусство и прагматика.

Созерцание (полноценное) – это, конечно, венец причастия, внутреннего сродства всему, что созерцается. Иначе созерцание (в полноте) не даётся. Созерцание (подлинное) противоположно равнодушному умозрению, расчёту, своекорыстному выгадыванию, извлечению из наблюдения одной пользы.

Созерцание есть видение, оно божественно. Но созерцание и личностно, поскольку Бог (божественное) есть дух и личностный Абсолют.

Поэтому созерцание прямодушно, правдиво, активно и чурается формализма (корысти) фальши и лжи, столь же реактивного, сколько и равнодушного ("умозрительного", рассудочного только) к чему-либо, кроме корысти (пользы, что только естественно).

Созерцание в силу своей креативности уже есть активность и практика (духовная). Таково созерцание в Искусстве, которое многие века для родоплеменного (безличного) сознания человека ничем не отличалось от ремесла или мастерства в любом виде материальной практической деятельности, не выходя при этом за рамки общего понятия, обозначаемого одним словом techne.

Искусство – не техника.

Созерцание, видение – не праздное равнодушное любопытство, не полезная (научная и прикладная) деятельность, не ремесло.

Даже современной физике известен этот феномен наблюдателя, когда субъект и объект наблюдения неразличимы.

Как тут извлечь корысть для себя из другого, не обманув при этом самого себя? Как сделаться господином над другим, не превратившись во внутреннего раба самого себя?

Созерцание не есть извлечение пользы из другого, но суть поэзия или чистая гармония отношений. (Божественная реальность духа, охватывающего все три.)

«Это другость моя во мне радуется» (М. Бахтин).

Автор:Алексей КРИВОШЕЕВ
Читайте нас: