Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
3 Октября 2022, 14:29

Мифология и кризис современного массового сознания

Александр ИЛИКАЕВ – современный уфимский прозаик, учёный-гуманитарий, исследователь славянских мифов (две его книги с мифами вышли в издательстве ЭКСМО, Москва). Сегодня он представляет нашему сайту подготовленный им любопытный материал. Это – фольклор, устное народное творчество, песни народа мари. Публикация вызовет не только профессиональный литературный интерес, но будет понятна или близка самому широкому кругу читателей именно наивностью, чтобы не сказать примитивностью, первобытных представлений о боге, мире и человеке в нём. Это болезненная тема для современника (читателя и писателя), но она неизбежна. Сегодняшний кризис массового сознания, мифологического по природе, и связанная с ним военная ситуация в мире требуют очередного переосмысления человеческой истории и особой (не мифической) роли благой вести в деле спасения всего человечества.

Мифология и кризис современного массового сознания
Мифология и кризис современного массового сознания

Благая, спасительная для втянутых в смертельную воронку народов весть – по-гречески ЕВАНГЕЛОС – единственно способна разрешить сегодня от магии и заклятий родовое, полузвериное, агрессивно настроенное сознание определённой части человечества. Перенаправить его к верному пониманию истории. Только тогда человеческая личность займёт подобающее ей место.

Когда одни материальные и родовые ценности определяют уровень понимания и сами человеческие взаимоотношения, то результатом этого неизбежно становятся противостояние и война.

По-настоящему добрый человек ещё не родился.

Путь жизни один:

Выход из кризиса современного мифологического, всё ещё обособленно-родового, полузвериного сознания человека – по-прежнему транслирует одна благая весть. Спасение людей заключается только в любви-жалости друг к другу. В понимании, а не в противостоянии и самоутверждении.

И альтернатива у этого пути одна:

Гибель всего человечества от орудий массового уничтожения.

Мир без другого в принципе невозможен – в этом вся Христология, вся благая весть, весь смысл исторического богоявления человечеству и спасение всего человечества.

А теперь вернёмся к мифу и с этой точки зрения нового понимания его.

Миф – это чувствование, определяющее представления человеческого стада о мире и его объектах. Очеловечивание явления природы, но ещё не самого стада будущих людей. Миф – это только первая стадия человеческого мышления: объективация человеческой мысли в явлениях природы. Субъект человека, сама идея человеческой личности на этой стадии ещё целиком отсутствует. Здесь нет личности, нет лица, нет человека. В такой первобытной мысли нет и не может быть человека в современном антропологическом смысле слова. Субъект, человек ещё полностью растворен в первобытном родовом начале и его общих представлениях об окружающей действительности.

Здесь только зарождаются самые первые представления и о космосе в целом. Это – вторая стадия первобытного миросозерцания. Космогония, или метафизика с физикой явлений. Но есть и третья стадия мышления человечества. И она сегодня наиболее важна для становления собственно человеческого субъекта, его интимной личности (лица, персоны, духа человеческого). Именно она ещё полностью отсутствует в мифическом содержании и сознании.

Итак. В мифе нет человека как такового, лично соразмерного Богу. Священная история ещё не начиналась в мифе.

Автор мифов, народ, не сознал самого себя как человеческую личность. Мифологическое стадо не превратилось ещё в разумное сообщество людей.

Ценности такой культуры сугубо материальные. Дух человека, сама божественность его происхождения, то, что не от обезьяны в человеческой культуре – в мифе отсутствует, всё это там ещё не являлось вполне. Дан творческий принцип вообще – это очеловечивание окружающей природы. Но сам автор как человек в мифе отсутствует, он не познал ещё себя самого. Миф как творческий продукт наивен по своей природе. В этом его сила, но сила эта ещё не вполне человеческая, не богочеловеческая, а только стихийная. Это – общая сила рода, сила творящей природы, сила вещества, но не духа. Не богочеловечества.

Научно-философская или научно-религиозная антропология, экзистенциальная философия как высшая стадия развития человеческой мысли – наиболее проблематическая по своему характеру.

Даже сегодня человеческое общество только пытается выйти на этот уровень богочеловеческого сверхбиологического мышления, болезненно путаясь в мифологических воззрениях или пытаясь свести все возможные знания о человеке к естественнонаучным только понятиям. Это, разумеется, невозможно. Но и найти, выработать общий язык, объединяющий людей сегодня – особенно необходимо.

Ни мифологическое, ни естественнонаучное только, ни научно-историческое даже миропонимание не в силах спасти человечество от войн и раздоров.

Углублённое, богочеловеческое понимание собственной человеческой природы общества сегодня жизненно необходимо для людей.

То, что человечеству крайне, как воздух, нужно сейчас – это никак не регресс к мифическому Представлению о мире, не набор первобытных мифов только. Будь это героические или любые другие мифы. Не новое язычество, подчинившее массовый разум популистским средствам такой же – массовой – культуры, искусству по существу духовно примитивного уровня, уровня мышления ещё даже доисторической культуры. Во всей мифологии ещё не родился по-настоящему добрый человек, не обусловленный жёстко материальными и родовыми установками и взглядами – человек духовно свободный. Человек мыслящий.

Мифы легко оборачиваются иррациональным злом, перед которым бессилен даже научный разум, и все благие и сугубо национальные, родоплеменные намерения и мотивы. Нация – это ещё не народ, тем более не всё человечество в целом. Человечество ещё должно выжить, чтобы сохранились и национальные культуры, с их особенностями. Уткнувшись в своё корыто, к такому взаимопониманию нельзя даже приблизиться. Необходимо полюбить другого как себя самого – вот христианский (не мифический) мотив, любовь-истина, содержание благой вести. Потому сегодня и идёт война, разжигаемая между племенами тем, кому это выгодно, для кого война – прибыль.

Но любви, милосердию и миру учит только внеисторическое, небесное (не от мира сего) христианство – миропонимание единое и неделимое на замкнутые в себе, противостоящие друг другу изолированные миросозерцания доисторических вер, с их мифическими представлениями о мире и человеке в нём. Человека в мифе ещё нет. Это не уровень даже современной науки, не говоря истинной веры.

Фашизм – не единственный в истории пример такой чудовищной мифологизации, влекущей за собой массовые несчастья и общую беду.

Сегодня, в период нового варварства, связанного с освоением новейших коммуникативных технологий, массовость примитивных воззрений и мифологий распространяется быстрее и легче всего, не встречая глубоких культурных препятствий в поверхностном массовом сознании. Это новая опасность для общества.

Только подлинное, религиозно-гуманистическое просвещение нынешней дикой популистской стадии становления мировой демократии может гарантировать человечеству культурное и физическое выживание и здоровую психику. Одухотворение, истинная вера и современная научная антропология (а не пропаганда и мифологизация несчастного, разделённого войной общества) – вот то, на что нужно ориентироваться сегодня просвещённому современному человечеству.

За всем этим должен стоять не принцип индивидуального материального обогащения и могущества отдельных государств, а приоритет духовно-культурных ценностей в жизни цивилизованных людей.

И последнее. Нельзя понять и правильно принять мифологию, не имея верных представлений об этих всех, трёх стадиях развития человеческого мышления – одновременно мифического, метафизического и духовного. Стадии эти, или лучше уровни, зародились и существуют в своём единстве, но развиваются не пропорционально, не гармонично. Повторим: «человек как бог ещё не родился». Но и остаться человеком без такого рождения он сегодня не может тоже. В этом кризис мифической ситуации.

К сожалению, сами современные мифотворцы (собиратели мифов, часто полностью подчиняющих себе и их умственное самочувствие), увы, и сегодня разделяют или путают эти три стадии в развитии человеческого мышления. Материальное или цивилизационное вытесняет духовно-культурное, индивидуальное – порабощает личностное (общественное) начало в человеке. Такой мифотворец неправомерно низводит уровень истинной веры, основанной на откровении истины о богочеловеческой (двойной) природе, к языческим представлениям, в которых этого откровения ещё не было.

Миф не есть истинная вера, Сын Человеческий ещё не родился в мифе.

Мифическая вещь (любая) не имеет собственного внутреннего пространства, и это суть магия мифа (порабощающая дух) и не человеческая стадия в развитии человека. Есть абсолютная материальная необходимость, но нет духовной свободы. Нет Бога, нет и человека. Эта жёсткая ограниченность миросозерцания суть прямая опасность для человеческого общества и его возможного будущего.

Короче говоря, в мифе есть всё – нет только завета Бога, нет человеческой личности, нет истинной веры, нет антропологического мышления, нет современной науки, способной охватить всю цельность человеческого мировоззрения. 

Это, конечно, недопустимо и в очередной раз грозит гибелью всему миру.

В остальном же, миф является законной, архаической частью культуры. Он носитель общей (роковой, лишённой провиденциальности) мудрости, которая и естественна, и явилась в первых уже образах очеловеченного животного и неорганического мира в фольклоре, в устной и письменной форме. В мифе ещё нет (не может быть в принципе) очеловеченного человека или человеческого общества, но уже есть очеловеченная природа – горы, реки, животные и космос в целом. Сколько мифов ни собери сегодня, все они не выходят за границы первой стадии человеческого (неисторического) мышления, объективации всего на свете при отсутствии самосознания человека. Нет выхода за границы волшебного, магического объекта и мира в целом. Заколдованный круг мифа. Такое мышление ещё само пребывает целиком и полностью под властью первобытной, порабощающей сознание, магии, в этом его роковое очарование. Но и недостаток такого понимания в том, что оно не преображено духовно, не просветлённо, не свободно внутренне (не имеет самостоятельного внутреннего измерения, а подчинено выгоде и материальному принципу) и творчески полностью не состоятельно.

Читайте сказки и мифы, господа, сегодня они могут быть особенно любопытны человеку, с точки зрения важнейших, крайних вопросов, касающихся жизни и смерти.

Но не забудем спросить у мифа: «А что же такое я сам, человек современный, как личность, а не родоплеменной и материальный придаток только? Только ли я мифическое существо или своё лицо имею?»

Остаётся добавить только, что мифы – несомненная часть общекультурного достояния человечества. А часть не может быть отделена от целого без ущерба для самой части. Также и целое не может заслонить своей части, но оно только являет себя в ней. Целое – связь одного и многого.

Автор:Алексей КРИВОШЕЕВ
Читайте нас: